Главные вкладки

    Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_samoobrazovaniya.docx27.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа профессионального самообразования на тему:

    «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

    с учетом ФГОС ДО»

            

    Музыкальный руководитель

    Захарова Наталья Валерьевна

    2012 г.

    Образование: средне - специальное, закончила в 1984 году Городецкое педагогическое училище по специальности «Воспитатель в дошкольных учреждениях».

    С 2001 года работаю музыкальным руководителем в МКДОУ детский сад №4 им. В.П. Чкалова.

    Квалификационная категория – первая.

    Индивидуальная тема самообразования: «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

    Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

    Задачи программы:

    • воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;
    • развивать музыкально-эстетическое восприятие;
    • развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
    • развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
    • проанализировать литературу по данной теме;
    • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС  дошкольного образования;
    • изучить мониторинги по данной теме;
    • изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в старшей и подготовительной к школе группах;
    • изучить и подобрать песенный материал для разных тематических уголков.
    • подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для музыкальных занятий и организации самостоятельной деятельности детей;

    Программа рассчитана на 3 года (сентябрь 2012 г -  май 2015 г.)

     

    Предполагаемые результаты:

    • разработать перспективный план театральной деятельности;
    • консультации для воспитателей по теме самообразования;
    • консультации для родителей по теме самообразования;
    • разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;
    • обогатить предметно – развивающую среду в группе;
    • усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

     

    Способ демонстрации результата проделанной работы

    Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, диагностика, родительское собрание.

    Форма отчета по проделанной работе

    Обобщение опыта работы на уровне детского сада

    Введение.

    Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,  тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!
    Детство каждого из нас проходит в мире
    ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.  Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
    •  повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
    •  познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
    • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

    Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру,

    фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

    С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
    Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества
    . Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

     В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
    Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
    Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

    • Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
    • Приобщение  к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
    • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
    • У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском  саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
    • Театральные игры применяются в основном как  «зрелище» на праздниках      Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в  свободную игровую деятельность.
    • Невмешательство  взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят    из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

    Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
    Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

    Направления самообразования:

     

    Основные направления

    Действия и мероприятия

    Сроки

    реализации

    Предполагаемые

    результаты

    Профессиональное

    • Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования
    • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
    • Систематически выписывать журналы «Музыкальный руководитель» и « Справочник музыкального руководителя».
    • Вести каталог статей из этих журналов.
    • Повышать квалификацию на курсах для музыкальных руководителей.

    2012- 2015

    Повышение собственного профессионализма

    Психолого-педагогические

    • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

     

    регулярно

    Совершенствование свои знания в области детской психологии

    Методические

    • совершенствовать знания современного содержания музыкального образования;
    • провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса театральной деятельности с детьми;
    • подобрать методическую литературу по теме самообразования;
    • знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;
    • изучить подобранную методическую литературу;
    • выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
    • помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;
    • Принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей района;
    • Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей района, города и области через Интернет.
    • Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
    • Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий.
    • Проводить открытые занятия для коллег по работе.

    2012 г.

     

     

     

     

    регулярно

    2014 г.

    регулярно

    регулярно

    2013 г.

    Владение новыми методиками музыкального преподавания

    Информационно технологические технологии

    • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
    • Обзор в Интернете информации по музыкальному образованию, педагогике и психологии.
    • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях».
    • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

    регулярно

    регулярно

    2014

     

    Повышение интереса воспитанников к ООД «Музыка»

    Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.

    Охрана здоровья

    • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
    • Вести здоровый образ жизни.

    регулярно

     

     регулярно

    Основные этапы работы по самообразованию:

    Этапы

    Содержание работы

    Сроки

    Практическая деятельность

    Предполагаемые результаты

    Диагностический

    Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

    2012

    • Курсы повышения  квалификации музыкальных руководителей.
    • Выступление на заседании МО.
    • Подписка на методическую литературу «Музыкальный руководитель».
    • Изучение литературы

     

    Повышение профессионализма

    Прогностический

    • Определение целей и задач темы.
    • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
    • Прогнозирование результатов.

    2012-2013

    Выступление на заседании районного МО музыкальных руководителей

    Практический

    • Внедрение опыта работы.
    • Формирование методического комплекса.
    • Корректировка работы.

    2014-2015

    • Выступление на заседании педагогического совета по теме:
    • «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
    • Открытые занятия на муниципальном уровне.
    • Участие в конкурсах, конференциях.
    • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 

     

    Распространение своего опыта работы

    Обобщающий

    • Подведение итогов.
    • Оформление результатов работы.

    2013-2014

    • Выступление на заседании районного МО музыкальных руководителей города.
    • Участие и результаты на конкурсах, конференциях.
    • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
    • Консультативная помощь педагогам и родителям.
    • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

     

    Внедренческий

    Распространение опыта работы.

    2014-2015

    Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ

    Отзывы других педагогов и родителей.

    Список литература:

    1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

    1. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
    2. «Игры,  аттракционы,  сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»),  издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.

    1. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

    1. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой            активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

    8.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

         9.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

        10.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.

    11.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

    12.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г

         13. Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия:        методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

         14. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

        15.Картотека предметных картинок. – М., 2010

        16. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль : Академия развития, 2010.

        17.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.

        18.Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул ГТУ,2009г.-145с.

    Журналы:

    1.Дошкольная педагогика.

    2.Музыкальный руководитель.

    4.Справочник музыкального руководителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

    Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования....

    Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения, посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами детскими...

    Дипломная работа "Изобразительная деятельность, как средство развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

    В настоящее время стал актуальным аспект изучения эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, как важнейшего средства умственного и нравственного воспитания, а так же формирования от...

    Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

    Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...

    Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

    Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

    Статья.ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий для организации детс...