Обобщение опыта работы по теме: «Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Колоколова Татьяна Станиславовна

 Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей.  

В опыте работы представлено формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также те методы и направления работы по развитию творческих способностей детей, которыми могут использовать в своей работе педагоги и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx86.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик»

ОПЫТ РАБОТЫ

по теме: «Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Автор опыта:

Воспитатель I квалификационной категории

Колоколова Татьяна Станиславовна

                                                      г. Курчатов -  2020 г.

Темы: «Художественный труд - как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Автор: Колоколова Татьяна Станиславовна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №2 «Колокольчик» г. Курчатов 2020 год.

 Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей.  

В опыте работы представлено формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также те методы и направления работы по развитию творческих способностей детей, которыми могут использовать в своей работе педагоги и родители.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информация об опыте………………………………………………………...4
  2. Технология опыта……………………………………………………..………7
  3. Результативность опыта…………………………………………….………14
  4. Литература…………………………………………………………………...17
  5. Приложение к опыту

 

 «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.»

 Китайская мудрость

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Опыт формировался в условиях муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик» с приоритетным направлением по художественно – эстетическому развитию, где я работаю более 8 лет.

За время работы в детском саду мною было реализовано несколько проектов по формированию и развития творческой личности ребенка. Это такие как «Кожлянская игрушка» и «Русский народный костюм – как яркий источник ручного труда». Я посетила форум «Город образования» в городе Москве 2019году, дискуссию «Образ поколения Z: правда и вымысел» и лекцию «Как развивать эмоциональный интеллект ребенка и зачем это нужно».

         Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что «художественно - эстетическое развитие», является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей. Таким образом, задачи формирования активной личности, поворот к её к творческому началу в любой деятельности и создание условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении являются приоритетными задачами государственной и региональной политики в сфере дошкольного образования.

 Совсем скоро дети пойдут в школу. И мне хотелось, чтобы идя в 1 класс, они обладали хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью, были креативными и коммуникабельными. Развитию всех этих качеств, способствует художественный труд. Бумага, бросовый, природный материал - всё это привлекает внимание детей, вызывает желание создавать поделки. Художественный труд развивает мелкую моторику руки, приучает к терпению и упорству, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, позволяет каждому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

 Актуальность

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности

В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования.

         Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало художественный труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.


        Художественный труд — это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов, на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

 Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через художественный труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность, творчество.
        Художественный труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты), гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

Новизна опыта:

 Сочетания традиционных и нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПЫТА

 В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Интерес к детскому творчеству проявляли многие исследователи: археологи, искусствоведы, художники, психологи, педагоги. Обращаясь к этой проблеме, они искали ответы на вопросы: почему дети рисуют, в какие периоды детства происходят эти процессы, как понимать творчество ребенка, надо ли его учить, и если да, го чему и какими методами? Все эти аспекты каждым автором рассматривались с позиций конкретной системы воспитания.

Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал, что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

        Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества: подготовка (зарождение идеи); созревание; озарение; проверка.

        Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

Таким образом для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. В процессе ознакомления дошкольников прикладным творчеством происходит всестороннее развитие ребенка, вследствие чего, изобразительное творчество детей пополняется новыми образами.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития творческого потенциала личности ребенка, посредством формирования условий для творческой самореализации и активного вовлечения родителей.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью моей деятельности является всестороннее развитие личности ребенка посредствам вовлечение его в творческую деятельность.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Изучить взгляды, рекомендации исследователей по развитию и формированию творческих способностей детей;
  2. Определить   и   изучить состояния творческих способностей у детей;
  3. Подобрать   и адаптировать занятия, игры.
  4. Сформировать и развить у детей их творческие способности;
  5. Содействовать формированию активной позиции педагогов и родителей для развития ребенка.

Содержание образования и средства достижения цели.

Работа по всестороннему развитию личности ребенка с использованием творческой деятельности ведется посредством художественного труда и организованна в трех направлениях:

  • с детьми;
  • с родителями;
  • с педагогами.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Определение темы опыта, его цели и задачи;
  • Подбор и изучение методической литературы, сайтов в сети Интернет;
  • Систематизация подобранного материала по теме опыта;
  • Создание педагогических условий для творчества детей;
  • Составление плана работы над опытом;
  • Проведение стартовой диагностики детей и анкетирование родителей.

Основной этап:

  • Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми;
  • Проведение игровых сеансов с детьми на улице, посещение музея;
  • Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом;
  • Работа по взаимодействию с родителями воспитанников;
  • Выступление на педагогических советах на уровне ДОУ;
  • Проведение семинара – практикума на уровне ДОУ;
  • Проведение открытого занятия на муниципальном уровне.

Заключительный этап:

  • Проведение итоговой диагностики уровня развития творческий деятельности дошкольников;
  • Анализ эффективности проделанной работы;
  • Составление описания плана работы;
  • Проведение открытого мероприятия в рамках муниципальной инновационной площадки;
  • Обобщение опыта работы по теме: «Художественный труд - как всестороннее средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Технологию работы с детьми по развитию творческих способностей, посредством выполнения аппликационных работ по ручному труду, я выстраиваю на основе определенной структуры непосредственной образовательной деятельности, например:

  • Организационный момент (приглашение к деятельности не принуждённо, через сюрпризный или игровой момент);
  • Игровой момент (изучение нового, через дидактическую игру);
  • Физминутка, пальчиковая гимнастика:
  • Основная деятельность (продуктивная часть);
  • Окончание (ребята заканчивают работы в своем темпе, добавляя декоративные элементы на свое усмотрение).

Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным    и бросовым материалом, с текстильным материалом.

Такая форма детской деятельности как аппликация с использованием нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому.  Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста.  Ребенок даже самый маленький, любит узнавать что-то новое.  Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, он активно действует. Детей радует, что они могут создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

В основу творческих занятий по аппликации легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная деятельность помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду.

Занятия по художественному труду помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием.  Процесс превращения различных материалов в интересные и полезные поделки доставляют массу удовольствия и радости воспитанникам.

Творческая работа доставляет ребёнку удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если полученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.

В своей группе я создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Это такие как:

  • насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
  •  свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
  •  наличие образцов изделий и поделок;
  •  использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
  • создание мини - музея детских поделок, альбомов, книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников художественному труду я провожу предварительную работу:

  • создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)
  • создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.
  • экспериментирование
  • просматривание диафильмов
  • чтение литературы
  •  рассматривание картин
  •  экскурсии.

Чтобы поддержать интерес детей к ручному труду и творчеству в целом, необходимо разнообразие материалов и инструментов, необходимых для занятий художественным трудом в ДОУ:

  • природный материал (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
  •  бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.
  •  бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) т.д.
  • ткань, проволока, вата, целлофан, пуговицы и т. д.
  •  ножницы, клей, пластилин, кисти, дырокол и т.д.

В работе с детьми я придерживаюсь основных принципов работы с детьми:

1.  Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.  Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.

2. Принцип развивающего обучения.

В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.

3.  Принцип наглядности.

Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при отборе материала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам.  Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.

5.  Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.  Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во вне учебного времени, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями.  Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.  Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

6. Принцип систематичности и последовательности   -  состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала.  Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

В своей работе я так же использую и собственные принципы:

-  подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»);

-  позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь);

-  взгляд «глазами ребенка» (ставить себя на место ребенка).

Тематика и содержание непосредственно образовательной деятельности может быть разнообразна в зависимости от доминирующей задачи занятия, которое позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию творческих способностей ребенка: эмоционально – личностной сферы, коммуникативных, графических навыков, активизации словаря и связной речи.

При проведении занятий я учитываю специфику возраста детей и

использую соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от

поставленных задач:

  • Объяснительно – иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Проблемного изложения;
  •  Частично поисковый;
  • Рефлексивные приёмы и методы;
  • Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отвожу наглядности (показ педагога, пример), то есть

реальному предмету (выполненное мной, взрослым панно, аппликация и т. д.).

 В процессе занятий наглядность использую в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на   предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность использую для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Так же использую на занятиях и практические методы (самостоятельное и

совместное выполнение поделки). Изготавливаю поделки, составляю композиции в присутствии детей и рассказываю вслух. Тем самым, поощряю желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её

части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

 Для развития детей точной ручной координации я использую такие виды деятельности как:

  • Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.
  • Обведение вкладышей. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
  • Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.
  • Разнообразное   нанизывание: отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, суки и т.п.
  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
  • Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
  • Оригами  имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
  • Бумажная скульптура – вид конструирования из бумаги, предполагающий создание объемных фигур путем сминания, скручивания, сгибания и, так далее, листа бумаги. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений, сенсомоторика (согласованность в работе глаза и руки). Процесс создания объемных фигур предполагает гибкость, точность выполнения действий, способствует развитию логического мышления и воображения детей, развития творческих способностей (вкуса, чувства цвета, выбор художественного образа).
  • Конструирование из фетра – эти занятия развивают мелкую моторику рук, обогащают тактильный опыт детей, формируют усидчивость и старательность в работе с фетром.
  • Декупаж - (от французского decoupage — существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.  Дает детям возможность выразить свои эмоции, переживания, оно учит их усидчивости, аккуратности и развивает мелкую моторику.
  • Айрис фолдинг (Iris Folding) – в переводе с английского обозначает – «радужное складывание глаза». Суть   работы сводится к подбору нескольких гармонично сочетающихся цветов бумаги и выкладке их под углом в виде закручивающейся спирали под определенным углом и в определенной последовательности, соответствующей схеме. Работа в этой технике очень интересна. Она развивают моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, а также обязательность и аккуратность.

Так же я использую в свободной деятельности с детьми: мозаику, конструкторы, кубики, пазлы, сухой бассейн и дидактические игры. Все это повышает мелкую моторику рук и служит общему развитию детей.

Работа с родителями воспитанников.

Развивать творчески всестороннею личность ребенка без   помощи   родителей не возможно. Однако педагогическая установка родителей, в первую очередь дать детям знания, превращает развитие творческих способностей ребенка во вторичную ценность. Поэтому основную задачу в деятельности педагога составляет организация взаимодействия с родителями, с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей, что является основой для формирования зрелой и успешной личности.

И для этого я в своей работе с родителями   придерживаюсь ряда принципов:

  • Принцип позитивного без оценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
  • Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.

Виды работы с родителями:

  • Актуализация проблемы в анонимных анкетах;
  • Индивидуальные беседы;
  • Родительские собрания по вопросам воспитания и развития творческой личности ребенка;
  • Семинар – практикум;
  • Мастер – класс для родителей по нетрадиционным техникам художественного труда;
  • Консультации для родителей;
  • Стендовая информация для родителей;
  • Индивидуальные мини – выставки детей;
  • Беседы по итогам занятий детей;
  • Совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок к различным выставкам и конкурсам в ДОУ и городе.
  • Итоговые мероприятия по проекту.

Так же с педагогами ДОУ я делилась своим опытом работы и провела для них следующие мероприятия:

  • Консультация «Развитие творческих способностей старших дошкольников»;
  • Семинар – практикум «Художественный труд и дошкольник»;
  • Консультация «Айрис - Фолдинг и развитие детей»;
  • Мастер- класс «Нетрадиционная техника аппликации «Айрис - Фолдинг».

Вся работа проходит чрезвычайно интересно, как для меня, так и для моих воспитанников. Перечисленные раннее методы, приемы и формы работы помогают детям раскрыть свой творческий потенциал, стимулируют воображение, развивают мелкую моторику и учат детей трудолюбию, усидчивости и старательности для доведения начатой работы до конца.

  1.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для выявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста я анализировала мониторинг по программе «Мир открытий», в частности оценку по области художественно – эстетического развития детей за 2018/2019 и 2019/ 2020 учебный год.

Процентный показатель указывал на следующие результаты:

Дата мониторинга

Процентный показатель

Сентябрь 2018 г.

77.89%

Май 2019 г.

81.61%

Сентябрь 2019 г.

80.95%

Январь 2020 г.

83.12%

 Но по мимо мониторинга по программе «Мир открытий», мною было проведен дополнительный мониторинг творческого развития детей, для   более точной оценки.

Для этого использовалась анкета со шкалой оценки ручной умелости воспитанников, а также способностей реализовать творческий замысел. Диагностика проводилась путем анализа проведения тестового задания: при выполнении задания обращается внимание на наличие общих трудовых и специальных умений, форсированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности. Я так же выявляла, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Оценка творческих способностей так же бралась за 2018/2019 и 2019/2020 учебный год.  В результате мониторинга получила следующие данные:

Исходя из полученных данных, я наблюдаю положительную динамику в развитии творческих способностей детей. Дети более уверенно пользуются ножницами, умеют следовать как словесной инструкции, так и картам – схемам последовательного выполнения творческой работы, умеют сгибать и складывать бумагу, используют разную по фактуре и плотности бумагу, использовать шаблон (обводить и вырезать по нему), создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки, создавать поделки и открытки, украшать их различными способами, в различных техниках и с использованием разнообразного материала.

Развитие творческих способностей детей ведет за собой и общее развитие личности ребенка. Отмечено, что дети стали более уверенными в себе, у них обогатился словарный запас, речь приобрела выразительность. Они стали увереннее в своих суждениях, действиях, могут последовательно отстаивать свое мнение. А ещё я отметила, что занятия по ручному труду, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. Ведь    в    начале   движения   рук    неточные, но в последствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Так же занятия художественным трудом требует от детей терпение, аккуратность, определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится и в дальнейшем. Мы с детьми неоднократно участвовали в конкурсах и награждались почетными дипломами и грамотами.

Изучение же самого вопроса по формированию творческих способностей детей показало, что в теории и практике дошкольного образования имеет место явная недооценка возможностей ручного труда в творческом развитии ребенка. Зачастую работа по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков, необходимых им для самореализации в творческой трудовой деятельности, носит формальный, эпизодический характер. 
Развитие   творческих   способностей детей    зависит от характера деятельности. Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение опыта происходит лишь при условии соответственной активности ребёнка в процессе трудовой деятельности. Если же не учитываем активный характер приобретения опыта, то самые совершенные методические приёмы обучения ручному труду и управления им, не достигают своей практической цели.  

Проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу можно констатировать, что становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.

Исходя   из   выше     перечисленного, я вижу следующую перспективу развития по формированию и развитию творческой личности дошкольника. В дальнейшем    должна   проходить   работа по внедрению необычных форм и методов работы, чтобы создавать нужный   эмоциональный настрой, который имеет большое значение в творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Если ребёнок в деятельности пережил положительные эмоции, ему захочется вернуться к ней ещё не один раз. Поддержание интереса к творческой деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка. А, следовательно, это повлечет за собой и развитие и личностных качеств ребенка, и трудовых навыков, и общее развитие. 

  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: М., - 1988.
  2. Весёлые самоделки [Текст]/ Сост. Т.И. Панфилова. - М., - 1995.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М: 2003, - 344с.
  4. Гульянц Э. К. Учите детей мастерить: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е издание, доп. –М.: Просвещение, 1984г.
  5. Кутафьева Н. Оригами. Игрушки из бумаги: перевод с японского. – Выпуск 2 – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995г.
  6. Куцакова Л.В - Конструирование и художественный труд в детском саду (Типовой и инновационный варианты программы). – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
  7. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М: Мозайка-Синтез, 2007.
  8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  9. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010.
  10. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества. Москва Ленпромбытиздат 1994 год.
  11. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно – методическое пособие. – Санкт –Петербург: «Детство – Пресс», 2000г.

 

Колоколова Татьяна Станиславовна

«Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования"

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ин...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кр...

Презентация-проект "Коллективные работы, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности. Чтобы приобщть детей к духовным...