«Воспитание эмоционально творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».
материал по теме

Бекасова Анна Юрьевна

Одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГМО Музыкальных руководителей

«Воспитание эмоционально творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».

Бекасова А.Ю.

Музыкальный руководитель I к.к.

МБДОУ «Детский сад

 комбинированного вида

«Мастерок»

Абакан 2012г.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно – образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмической деятельности).

Музыкальное искусство, являясь частью художественной культуры и эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылки для активной деятельности и возможности "выплеснуть" свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве (рисунке, напеве, движении). Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познавать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, если не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно процесс музыкальной деятельности детей ориентировать на приоритет развития творческой направленности как качества личности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Музыка оказывает непосредственное  влияние на развитие всей сенсорной сферы детей, повышает восприимчивость органов чувств к воздействиям, что побуждает ребенка к "исследовательским действиям", которые принимают форму музыкально-ритмических движений, имеют "активный слухо-моторный характер" (Б.М.Теплов) и отличаются своей "собственной логикой, побуждаются внутренними противоречиями и их разрешениями" (Н.Н.Поддъяков). Воплощение эмоций, вызванных музыкой, в музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения (Б.М.Теплов, К.В.Тарасова). Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству.      

Одним из интересных, доступных видов деятельности для детей всегда являлась певческая деятельность, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно певческим голосом.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном  развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.                                        

 В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное  и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества.

Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения применяемые на музыкальных занятиях помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Эффективность процесса воспитания творческой направленности личности обеспечивают:

- взаимодействие между двумя важнейшими компонентами процесса познания музыкального искусства: деятельностью восприятия музыкального произведения и деятельностью интерпретированной музыкально-ритмическими движениями;

- направленность музыкального воспитания дошкольников на развитие музыкально-творческих способностей и качеств личности, наиболее актуальных для их формирования (самостоятельности, активности, инициативности и др.);

- приоритетность в музыкальном воспитании музыкально-ритмической деятельности ребенка.

Исходным моментом детского творчества является подражание, которое носит глубоко личностный характер.

Творческая направленность личности детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности успешно проявляется лишь при воссоздании художественного музыкального образа, а, следовательно, в ее воспитании основное место занимает накопление слухового опыта, который слагается из художественных прообразов природы, образов народной и духовной музыки, западноевропейской и русской классической музыки, а также современных звучаний, соответствующих целям воспитания и психологическим особенностям музыкального развития детей дошкольного возраста.

Творческая направленность личности ребенка дошкольного возраста, воспитывающаяся на основе музыкальной деятельности, связана с умением ориентироваться в мире музыкальных звучаний. В свою очередь выработка этого умения зависит от увлеченности, возникновения эмоций, эмоционально-игрового общения, создания педагогом доступных проблемных ситуаций, постановки творческих заданий, способствующих возникновению самостоятельного поиска в создании музыкально-игровых образов, проявлению инициативности, импровизационных умений.

Воспитание творческой направленности личности ребенка дошкольного возраста включает в себя формирование эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деятельностной готовности к освоению разных форм, видов и жанров музыкального искусства.

Эмоциональная готовность понимается нами как овладение музыкальными сенсорными эталонами (эталоны звучащего мира), положительное отношение к ним, так как без эмоций нет отношения. (Мясищев В.И.).

Интеллектуальная готовность - это определенный уровень знаний о музыкальном искусстве, возрастной уровень эрудиции.

Коммуникативная готовность - желание участвовать в анализе музыкальных произведений, передача своего отношения к музыкальному искусству, умение вести диалоги, рассуждать, давать описание услышанному, составлять рассказы к музыкальным сюжетным играм, осуществлять взаимоотношения с детьми и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.

Деятельностная - готовность формируется как субъективная материализация результатов восприятия. Она проявляется в стремлении к познанию, способах оценки музыкальных явлений, непринужденности выполнения заданий, стремлении к созиданию. Деятельностная готовность ребенка к взаимоотношению с музыкальным искусством предполагает развитие умений детей строить предположения, сомневаться, выбирать наиболее целесообразные приемы совместных действий, стремление аргументировать свою точку зрения, считаться с другим мнением, быть объективным, участвовать в сотворчестве, в создании общего результата коллективной творческой деятельности.

Процессу воспитания творческой направленности личности ребенка дошкольного возраста наиболее успешно способствует метод творческих заданий, реализуемый в музыкальной деятельности. Он позволяет ребенку материализовать результаты осмысления музыкального образа, понимания характера, формы музыкального произведения, используемых в нем средств музыкальной выразительности в самостоятельном движении, не навязанном взрослым. Особое значение творческих заданий заключается в том, что они удовлетворяют потребность ребенка дошкольного возраста в двигательной активности, а музыкальное сопровождение движения помогает соизмерять действие с музыкальной фразой, временем и пространством.

Получив задание, ребенок, согласует движения с музыкой, более остро ее воспринимает, Он эмоционально отвечает движениями на музыку, реагирует на ее звучание в соответствии с уровнем своего воображения. Его внимание, эмоциональные, творческие и музыкальные силы, сосредотачиваются на соответствии движения с музыкой. В этот момент у него не может быть ничего заученного.

Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.

В норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание из ничего. Уже говорилось, что новое создаётся только из материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности.

Существуют некоторые возрастные закономерности выраженности воображения. Дети от трёх до пяти лет строят новый образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырёх – пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. Но уже в шесть – семь лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. Дети шести – семи лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.

Программы

Министерством образования и науки РФ рекомендован целый ряд инновационных программ: « Ступеньки  музыкального развития»

 Е. А. Дубровской, «Камертон» Э. П. Костиной, «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой,

«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной,  направленных на формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

                                                        ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 I. Музыкально-дидактические игры

  • Весело — грустно 
  • Подбери музыку 
  • Три танца 
  • Подбери картинку 
  • Море 
  • Лесенка-чудесенка 
  • Кого встретил колобок? 
  • Узнай и сложи попевку 
  • Веселый поезд 
  • Громкая и тихая музыка 
  • Музыкальный магазин 
  • Разноцветные кубики 
  • Солнышко и тучка 

 II. Интерактивные игры

  • «Я хорошо слушаю»
  • «Где я»
  • «Музыка земли»
  • «Громко и тихо»
  • «Камень мудрости» 
  • «Слушай внимательно» 
  • «Запомни звуки» 
  • «Внутренний слух»                   
  • «Техники раскрашивания фигур мальчиков и девочек» 
  • «Дирижер» 
  • «Музыкальное письмо» 

 III. Ассоциативные игры

  • «Океан» 
  • «Убегающий звук» 
  • «Хрустальная вода» 
  • Фантазия «Крылья» 
  • Фантазия «Животные» 
  • Фантазии с шарфом 
  • «Волшебный ковер» «Ваш мир в красках, формах и линиях» 
  • «Спонтанное рисование под музыку» 
  • «Сквиггл» 
  • «Музыкальный юквиггл» 
  • «Музыкальная сказка» 
  • «Мой звук» 
  • «Эмоции» 
  • «Ассоциации» 
  • «Цвет и звук» 
  • «Мой звук» 
  • «Что лучше делать под эту музыку?» 
  • «Импровизация на ударных инструментах» 
  • «Импровизация при помощи средств музыкальной выразительности» 
  • «Моделирование» 
  • «Я сочинитель» 

 IV. Медитавные игры

  • «Зонтик Оле Лукойе»
  • Фантазия «Пещера» 
  • «Страшные сны» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

«Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

laquo;Развитие инициативыу детей старшего дошкольного возрастав процессе музыкальной деятельности»...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»...

« Проявление инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Одним из социально значимых  личностных качеств дошкольника считается его инициативность.  Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играю...