Главные вкладки

    Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

    Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_dizayn.docx84.62 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                 Лазебная Светлана Ивановна

    Содержание:

    Информация об опыте……………………………….………..…………..стр. 3

    Технология опыта………………………….…..……………….………….стр.8

    Результативность опыта…………………………………………..... ……стр. 13

    Библиографический список………………………………………………стр.16

    Приложение к опыту…………………………………………….………..стр.17

    Раздел  I

    Информация об опыте

    Условия возникновения и становления опыта

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» расположено по адресу Белгородская область, город Губкин, ул. Раевского, 18 А.

    В детском саду функционируют 11 групп: 2 группы раннего возраста, 9 общеразвивающих групп, из которых 3 группы для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

               Учреждение функционирует с 1988 года.  Это современное здание, которое отвечает  необходимым требованиям нашего времени. В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы с набором разнообразного оборудования, кабинеты учителя-логопеда, психолога, сенсорная комната. Детский сад отличается эстетическим оформлением, благоустроенной территорией.

    Педагоги работают в тесном сотрудничестве с учреждениями социума города: краеведческим музеем, Спасо-Преображенским кафедральным собором, МБУ ДО «Дворец детского (юношеского творчества) «Юный губкинец», центром славянской культуры (ДК «Строитель»), детской библиотекой, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов».

          Автор данного опыта работает в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Образовательный процесс осуществляется по адаптированной основной образовательной программе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»,  разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом  адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения.

          Учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» представляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания, в том числе  обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.

           На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.

          По словам Пантелеева Г.Н. «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…». [6] Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.

            Возникновение опыта обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.           Автора опыта заинтересовала проблема использования  дизайна как важного условия  развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи.

           В свете реализации ФГОС актуальной является проблема творческой самореализации личности дошкольника, так как развитие творческих умений – один из компонентов, отражающих готовность ребенка к школе.           

          Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать, украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства, а детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию изобразительного творчества у детей.

          Поэтому одним из важнейших условий при организации дизайн-деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

               Для улучшения положения необходимо было объединить детей, родителей и воспитателей для совместной творческой, продуктивной деятельности и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.

    Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по выявлению уровня развития изобразительного творчества и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Для изучения исходного уровня развития изобразительного творчества дошкольников была использована методика «5 рисунков» Н.А. Лепской, а так же уровня развития творческого воображения тест Гилфорда и Торренса. (Приложение № 1)

    Проведённый мониторинг по выявлению развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста  показал следующие результаты: на начало  2015 учебного года имели высокий уровень-14% детей, средний уровень-72% детей, низкий уровень-14% детей. 

    Анализ полученных данных развития изобразительного творчества дошкольников позволил сделать вывод о том, что рисунки детей выполнены по оригинальному замыслу. Дети  проявили  наблюдательность. В рисунках переданы характерные детали, но художественно-графические средства выразительности не соответствуют замыслу.

    Проведённый мониторинг по выявлению развития творческого воображения детей показал, что только 14% детей дают не одно, а два-три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания, рисуют разнообразные предметы, рисунки содержат определенный сюжет, выражает некоторое действие и т.д. У 65% детей дорисовывание традиционное с использованием контура, количество линий ограничено, содержит не оригинальный сюжет. Сюжет – транспорт, человек, явления природы. А 21% детей  сложно даются образы, конкретный замысел отсутствует, рисунки однообразны.

    Все это говорит о необходимости повышения уровня развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

    Актуальность опыта

    Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.  В современной теории и практики дошкольного образования использование дизайна не нашло широкого признания и применения.

    Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимались такие педагоги, как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданий.

    Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической  науками возможностей дизайна в творческом развитии ребенка, с другой – недостаточности  использования возможностей дизайна в работе с детьми дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях. Одной из таких деятельностей и является занятия по детскому дизайну.

    В своей работе педагог исходил из предположения о том, что использование дизайна: открывает перспективу активного включения ребенка в творческую деятельность, направленную на создание оригинальных, вариативных продуктов деятельности; в силу его новизны повысит  интерес дошкольников к изобразительному творчеству; будет способствовать поиску новых форм, способов изобразительного творчества дошкольников.

             Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в использование дизайн-деятельности как средства развития изобразительного творчества и творческого воображения дошкольников в ходе образовательной деятельности.

                                                         Длительность работы

    Длительность работы над опытом охватывает период с сентября 2015 по май 2018 года (3 года).  

              I этап – аналитико-диагностический: сентябрь – ноябрь 2015 года, на котором была выявлена проблема, изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал и проведена начальная медико-психологическая и педагогическая диагностика.

            II этап – практико-ориентированный:  декабрь 2015 года – март 2018 года. На данном этапе была реализована  система работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию изобразительного творчества и творческого воображения  у детей, посредством дизайна.  

            III этап – контрольно-аналитический: апрель – май 2018 года, итоговый мониторинг, обобщение опыта работы.

    Диапазон опыта

    Определение возможностей использования дизайна как средства развития детского изобразительного творчества и творческого воображения, разработка и апробация  системы мероприятий  направленных на развитие изобразительного творчества дошкольников в процессе образовательной деятельности.

    Теоретическая база опыта

            История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной  Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации.

    Следует различать такие понятия как «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе детей.

          Многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях.

           Г.Н. Пантелеев – изучил эту деятельность, подошел к исследованию детского дизайна вплотную. Его работы представлены, в дошкольном воспитании. Не так давно им была выпущена книга «Детский дизайн» [6]. Цель этой книги – первой по дизайн-культуре в отечественной педагогике – нравственно-эстетическое развитие детей 5-10 лет средствами новой художественно-декоративной деятельности детского дизайна в детском саду, начальной школе и семье. В этом пособии очень подробно рассматривается новое направление художественного воспитания - детский дизайн, его направления, освещены некоторые его культорологические и воспитательно-образовательные аспекты, представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, даны советы и рекомендации педагогам и родителям.

         Другой автор, Ярыгина А. представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание»,  считает наиболее приемлемым для детей видом детского дизайна это фитодизайн и графический дизайн. В статье «Дети и дизайн» [11],она предлагает педагогу с детьми создавать объемно-художественные композиции из растений (аранжировки растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка».   Также она предлагает использовать декоративные элементы интерьерного озеленения (дизайн природных уголков).

            В статье «Графический дизайн» [9], выше приведенный автор, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др. Также Ярыгина считает, что одним из эффективных путей приобщения детей к дизайну является графическая сценография, которая «обслуживает театрализованную деятельность детей, совмещая в себе изобразительное и игровое начало».

           В статье «Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи» Лыкова И. [4] предлагает  активно знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, а в частности с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Она рассказывает о некоторых секретах старинного мастерства, предлагает материалы, которые можно использовать в детском творчестве, какие краски использовать, предлагает различные варианты росписи яиц.

         Таким образом, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стал невероятно актуальным.

                                                      Новизна опыта

    Новизна опыта состоит в разработке блочной системы работы, включающей типы дизайна, направления деятельности и формы организации, направленные на развитие творческих умений дошкольников.

    Характеристика условий, в которых возможно применение               данного опыта

            Практическая значимость опыта определяется тем, что разработанные и апробированные методы и приёмы по обучению детей элементам дизайна, направленные на развитие детского творчества, могут быть рекомендованы к использованию в практике работы дошкольных учреждений, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

                                           

    Раздел II

    Технология опыта

    Цель: Развитие детского изобразительного творчества и творческого воображения посредством обучения детей элементам дизайна.

    Задачи:

    1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.

    2.Обучение детей элементам дизайн – деятельности.

    3. Развитие созидательных возможностей личности у детей

    4. Развитие изобразительного творчества  детей

    5. Развитие умений и  навыков детей в работе с разнообразными материалами.

    6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.

    7. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).

    1 этап. Аналитико-диагностический 

                 Для  выявления знаний и умений детей по данной теме была использована методика «5 рисунков» Н.А. Лепской, а так же тест Гилфорда и Торренса. (Приложение №1)

    2 этап. Реализационный

    Проанализировав полученные результаты, педагог наметила направление деятельности по данной теме. На начальном этапе своей работы особое внимание педагог уделила развивающей среде  в группе. Предметно-пространственная среда группового помещения была организована в виде художественно-творческих комплексов. Каждый комплекс – мини-центр, организовался по виду дизайна и постоянно трансформировался, выступал как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающий максимальные возможности развития детского творчества в процессе дизайн-деятельности. Например: мини-центр «Я – дизайнер», посвящен декоративно-пространственному дизайну. Здесь создавались работы, используемые для оформления помещений группы, а так же участка для прогулок. Мини-центр «Мастерская маленького волшебника» посвящён дизайну одежды. «Мастерская «Пчёлки» - мини-центр дизайн аранжировки. Геометрия пространства группового помещения позволяло каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, желаниям и потребностям, расширяло возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, художественно-изобразительной и игровой деятельности, способствовало накоплению социального опыта.

    Воспитателем был разработан перспективный план работы, по развитию детского изобразительного творчества и творческого воображения посредством обучения детей элементам дизайна который состоял из цикла занятий,  разделенных на три блока, по видам дизайна. (Приложение №2)

              1 блок. Аранжировки. Данный блок знакомил детей с доступными видами аранжировок, их практическим  освоением детьми. Происходило развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (кукольного, детского, праздничного). Дети выполняли настенные и напольные композиции, оформляли свой быт рукодельными изделиями, сотрудничали в создании общих аранжировок для кукольно-игрового и праздничного дизайна одежды и интерьера.

    Во время прогулок в парк  дети приобщались к сбору природного материала: шишек, каштанов, листьев, веточек, им  рассказывалось о его поделочных возможностях.

    Для развития наблюдательности и осознания взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера предлагалось детям посмотреть вокруг глазами фотохудожника. Для этого использовался игровой прием «фотоаппарата». Дети наблюдают, выбирают «самое красивое» сквозь рамку видоискателя, как бы, приближая и отодвигая «фотоаппарат» от глаза. После наблюдения дети по памяти воспроизводят то, что им понравилось, было «сфотографировано». В результате  экскурсий, наблюдений были созданы многочисленные индивидуальные и коллективные аранжировки по теме: «Моделирование из природного материала», целью которых было воспитание у детей экологической культуры эстетического отношения к объектам живой и неживой природы, развитие чувства композиции при составлении фито аранжировок. В результате знакомства с таким видом дизайн-деятельности, как фито аранжировки, дети изготовили различные композиции: букеты, которые использовали для сервировки стола,  гербарии-картины «Золотой листопад», «Осенний ковёр», «Осенние этюды». В подготовительной группе дети продолжали знакомиться с основами фито дизайна, его целями и задачами, у детей формировалось стремление к декорированию помещений с использованием экологических материалов, развивался эстетический вкус и эстетическая культура труда. Совместно с педагогами дети  выполняли аранжировки  для украшения участка: изготавливали бусы из листьев и ягод, украшали лентами, шариками.

    Занятия бумажной пластикой являются доступным, наглядным, эстетически выразительным и результативным видом дизайн-рукоделия; развивают творческую самодостаточность ребёнка, готовят его к более увлекательным и смелым поискам в детском дизайне. Дети старшей группы  из собранных фантиков создали красивую композицию – лоскутный ковер-панно для украшения групповой комнаты и для игры в магазин и назвали его «Сладкоежка». Совместно с педагогом изготовили  коллаж, «Цветочная «клумба», цель которого  создание декоративной композиции – коллажа с использованием приемов творческого конструирования, аппликации и росписи. В подготовительной группе дети продолжали знакомиться  с работой дизайнера. Из бумаги разных сортов и фактуры изготавливали коробки и упаковки для конфет разных видов по  своим эскизам.            Занимаясь моделированием из бумаги,  дети учились создавать мини-аранжировки украшения предметов одежды и ее аксессуаров.  В подарок мамам изготовили цветы из разных материалов. Создали декоративную аранжировку «Букет к празднику» для украшения групповой комнаты.

    2 блок. Дизайн одежды. Работая по этому направлению, педагог знакомила детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. Это формировало у детей внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому и театральному гардеробу. На занятиях дети рисовали эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной; также дети узнали, что макияж, одежда и прическа очень много могут рассказать о человеке. Вместе с педагогом дети создали модели (рисунки, аппликации) карнавальных масок, головных уборов и обуви, реквизита и костюмов для праздников, развлечений, драматизаций.

    Дети познакомились с предназначением игольницы. Играя в дидактическую игру «Секреты игольницы»,   ребята поочерёдно вынимали из игольницы предметы: нитки, иголки, кусочки меха и кожи, тесьму и т.д., называли их и приходили к выводу, что все эти предметы необходимы для шитья и рукоделия, а игольница - это своеобразная шкатулка, в которой  мастера дизайнеры хранят швейные принадлежности. Далее, следуя заданной схеме, дети конструировали подобную игольницу из бумаги и картона, украшая выбранными ими орнаментами, готовые игольницы использовали в играх.

    В беседе с детьми старшей группы  об одежде, о предпочтениях мальчиков и девочек, какая одежда бывает, что и куда следует одевать, выявляла эстетические предпочтения в одежде девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и одежде сверстников. Дети рисовали себя в одежде, которая им нравится. Была организована выставка рисунков «Коллективный фриз» «Наша модная одежда» с обсуждением предпочтений. (Приложение №4)

    Были проведены игры художественного содержания, дети побуждались  к поиску гардероба для кукол. Играя, дети пробовали себя в роли дизайнера-модельера и по своему вкусу подбирали комплекты одежды и аксессуаров.

             Для моделирования одежды  с детьми подготовительной группы предлагался  различный поделочный материал. Так, например, создавая «Праздничное платье», дети с помощью гороха, разноцветной фасоли и семян украшали силуэты одежды, раннее покрытые слоем пластилина, создавая образцы праздничной одежды. Также предлагались детям пуговицы, бусины, бисер, пряжу, лоскуты, мех, кожу и т.д. Работы оформили в настенные панно.

    Дети, обучаясь ремеслу «кутюрье», создавали фасоны современного платья, русского сарафана и аксессуаров (зонтики, галстуки, сумочки, веера), фантазируя на темы: «Платье для любимой куклы матрешки», «Моя модная одежда», «Праздничное платье».

    3 блок. Декоративно-пространственный дизайн. Этот блок имеет непосредственное значение для развития истоков культуры социопространственного творчества, истоков архитектурно-художественного образования детей как практической деятельности по эстетическому благоустройству жизни в детском саду и семье. На занятиях по декоративно-пространственному дизайну ориентировалось внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетику кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат. Дети знакомились с прошлым и настоящим отечественного зодчества,  присматривались к градостроительству, к внутреннему убранству дома и жилья, создавали макеты комнат, домиков, используя подручные материалы.

    Декоративно-пространственный дизайн детей начинается с элементарного ознакомления их с ролью и способами изготовления несложных макетов.

    Успешности архитектурно-художественного моделирования способствует ознакомление старших дошкольников с доступными и яркими образцами зодчества (старинного, сказочного, современного). Педагог  знакомил детей с русской избой и шатровым теремом; дворцом и рыцарским замком, башней - высоткой, мостами. Так, например, авторское пособие в форме избы, которое преобразуется в большое прямоугольное панно с изображением внутреннего убранства избы, привлекает внимание детей, знакомит и развивает интерес к предметам русского быта.

    Дети с помощью взрослого рисуют и конструируют по образцам и по воображению доступные им макеты зданий и архитектурные ансамбли.

    Особое внимание уделялось разработке заданий «с продолжением». Выяснялось, что бы дети построили по заданию «Дом», предлагалось им нарисовать на черновике, как они представляют свою постройку. Затем вместе отбирались интересные варианты и на нескольких занятиях их реализовывали. Например «Мой сказочный домик», с  составлением композиции фриза; «Наш сказочный городок». С детьми подготовительной группы было выполнено творческое задание «Вечерние окна домов-новостроек». (Приложение №4)

    Метод «Наглядного ориентира» помогает  успешнее организовать выполнение детьми заданий по декоративно-пространственному дизайну.                      Педагог знакомил детей с характером будущего оформления домика «Жилище для любимой куклы матрешки» (Приложение №4), выполнял изобразительную основу – «каркас» убранства, оставляя недооформленные места, предоставляя это сделать детям. Дети дорисовывают элементы убранства, доклеивают силуэты, достраивают постройку в единой стилистике с наглядным ориентиром.

                    Эта работа позволяет целенаправленно и эффективно развивать детскую дизайн-деятельность, изобразительное творчество, прикладные умения, воспитывать у ребенка собственный эстетический вкус.

                     Все занятия строились по принципу от простого к сложному, очень нравились детям и вызывали у них массу положительных эмоций.  

                Работа педагога не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. В группе совместно с детьми и родителями были созданы мини-центры:        «Я – дизайнер»,  «Мастерская маленького волшебника», «Мастерская «Пчёлки». Родители   активно помогали в сборе материала, участвовали в оформлении выставок «Краски  осени», «Игрушка  своими  руками», «Цветы». Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Показали свое мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала: «Радуга»,  «Рыцарь», «Карамельная принцесса», «Жемчужная ночь». С  родителями проводились специальные консультации «Дети и дизайн», «Детский дизайн в семье» (Приложение № 3), в  которых родителям предлагалось заниматься с детьми дома элементами дизайна и давались конкретные рекомендации по организации подобных занятий дома. Также родителям объяснялась важность бережного отношения к продуктам детской деятельности, важности выполнения детьми домашнего задания.

    На родительских собраниях предлагались презентации  «Аппликация  в  технике  3Д»,    «Подарки  осени»;  видео-ролики «Творческая мастерская», «Я научу детей изобретать». Целью этой работы было вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Проводились  мастер-классы «Чудо-пуговица», «Кукла  своими руками», целью которых  было привлечь родителей к участию и созданию интересных работ, ориентированных на развитие творчества с использованием дизайнерских знаний и умений.

    В  результате  проведенных  мероприятий  дети  и  родители  получали положительные  эмоции,  проявляли  творчество  и  фантазию,  показывали хорошие навыки дизайнерской деятельности.

    Для педагогов была организована деловая игра «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (Приложение №5)  с целью продолжать повышать компетентность родителей, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников, через организацию продуктивной деятельности.

    Раздел III

    Результативность опыта

    Критериями результативности опыта является уровень  развития изобразительного творчества дошкольников, а так же уровень развития творческого воображения сформированных у детей в ходе занятий дизайн-деятельностью в процессе образовательной деятельности.

     При диагностике у детей уровня  развития изобразительного творчества и уровня развития творческого воображения использовалась методика  «5 рисунков» Н.А. Лепской, а так же тест Гилфорда и Торренса. Замеры осуществлялись по следующим критериям:

              Методика «5 рисунков» Н.А. Лепской

    - Самостоятельность

    - Динамика         

    - Эмоциональность        

    - Выразительность         

    - Графичность

              Тест Гилфорда и Торренса

    - Беглость          

    - Гибкость         

    - Оригинальность         

    - Характер рисунка

    Первичный и итоговый мониторинг результативности опыта проводился ежегодно. Представленные результаты обследования дошкольников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

    Мониторинг уровня  развития изобразительного творчества дошкольников, посредством обучения детей элементам дизайна в процессе образовательной деятельности

    Ряд 1 - высокий уровень

    Ряд 2 - средний уровень

                                                  Ряд 3 - низкий уровень

    Мониторинг уровня  развития творческого воображения дошкольников, посредством обучения детей элементам дизайна в процессе образовательной деятельности

    Ряд 1 - высокий уровень

                                                  Ряд 2 - средний уровень

                                                  Ряд 3 - низкий уровень

    Опыт работы  показал, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество.

    В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.

              Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанного педагогом комплекса методов и приемов. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.

              После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию дизайн-деятельности для развития изобразительного творчества дошкольников, а так же развития творческого воображения. Они с удовольствием занимаются  рукоделием с детьми, выполнением различных композиций.

                                              Библиографический список:

    1. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. — № 5. – С. 26-30.

    2. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 1998. — № 10. – С. 20-31.

    3. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников.

    4. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. — № 3. – С. 46-52.

    5. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.

    6. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.

    7. Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. — № 11. – С. 55-60.

    8. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. — № 3. – С. 34-36.

    9. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2. – С. 35-41.

    10. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 11. – С. 24-30.

    11. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. — № 2. – С. 65-71.

    Приложение

    Приложение №1 -  Мониторинг уровня  развития изобразительного творчества и уровня  развития творческого воображения дошкольников.

    Приложение №2 - Перспективный план работы по развитию детского изобразительного творчества и творческого воображения посредством обучения детей элементам дизайна

    Приложение №3  - Консультации для родителей «Дети и дизайн», «Детский дизайн в семье».

    Приложение №4 -Творческие задания «Наша модная одежда», «Жилище для любимой куклы матрешки», «Вечерние окна домов-новостроек».

    Приложение №5 - Деловая игра для педагогов «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

    Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...

    "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

    Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

    «Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».

    Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия ш...