Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
    статья (старшая группа) по теме

    Фокина Ольга Михайловна

    В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovanie.docx271.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе   исследовательской деятельности".


                                         "Человек стал человеком только тогда, когда
                                                увидел красоту вечерней зари и облачков,      
                                                плывущих в голубом небе, услышал пение
                                                соловья и пережил восхищение красотой
                                                   пространства. С тех пор мысль и красота
                                                   идут рядом, вознося и возвеличивая человека.
                                                   но это облагораживание требует больших
                                                   воспитательных возможностей".
                                                                              /В.А.Сухомлинский/

    Вот наши советы:


    Меньше учите, больше делитесь.
    Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь  необходима эмоциональная окраска. Вот ситуация с одуванчиками. В один из пасмурных дней во время прогулки стою и горестно вздыхаю, глядя на закрытые головки цветов. "Бедные, вам солнышка не хватает". Вокруг заинтересованно собирается вся группа. Показываю на закрытые цветы, объясняю, в чём дело, заодно рассказываю о  строении, пользе. Жду появления солнца, чтобы увидеть реакцию детей. Наконец, со всех сторон бегут ребята, ведут показывать раскрывшиеся пушистые головки одуванчиков. Впоследствии день за днём они наблюдали за одуванчиками и не пропустили момент превращения их в пушистые белые шарики. Вместе мы придумали сказку о путешествии семечка одуванчика и зарисовали её.
    Отдача есть: нескольким мамам и бабушкам мои воспитанники объяснили, что цветы рвать нельзя.

    Поощряйте поисковую активность детей.
    В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую активность детей. Так,  сколько бы я не повторяла детям, что воду надо беречь и закрывать краны - всё было бесполезно. Помог случай. В посёлке на несколько часов отключили воду. Пришлось умываться из кружки, после чего я поделилась со своим помощником душевными переживаниями насчёт нехватки воды. Спросила детей, почему нет воды. Дети внимательно прислушивались к нашему разговору, и поэтому смогли назвать несколько причин.  Теперь проблема с закрытием кранов решена.
    И тогда появились рисунки и сказка о Капитошке. Ребята начинают задавать встречные вопросы. Всё больше появляется тем для общения.

    Активизируйте внимание ребёнка.


    С самого начала прогулки займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать. Вот история с приметами. В тёплый погожий денёк на небе появились перистые облака. Это к смене погоды. Подозвала детей, обратила их внимание на небо, на форму облаков и рассказала на ходу сочинённую сказку о маленьком белом облачке, которому захотелось посидеть на зелёной травке и о его решении превратиться в белоснежную чайку. Но облачко ещё не всё умело т.к. было малышом и обернулось лишь в несколько чайкиных пёрышек, которые чайка вскоре потеряла в небе. Обиделось облачко и попросило ветер собрать её пёрышки вместе. Ветер согласился, стал собирать пёрышки, но этот тёплый денёк он сдул. И погода поменялась, стало холодно. Три дня мы наблюдали за погодой, которая менялась на глазах.  Дети делали это охотно, с любопытством.
    В результате таких прогулок и экскурсий на дошкольном участке, в посёлке, дети стали замечать дисгармонию в природе: плёнку бензина  в лужице, свалку ржавого железа, красоту туманного дня и т.д. 

     

    Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.


    Дети редко забывают опыт прямого общения с  природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" - "Не шуми". Но маленький ребёнок ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки, анализируя поведение детей, вспомнился Киплинг "Мы с тобой одной крови: ты и я"! Позже провела беседу о правилах поведения в природе, прочитала детям рассказ А.М.Горького "Воробьишко". Дальнейшие прогулки и экскурсии показали, что дети на природе стараются найти что - нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило - "Не шуми".

    Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.


    Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным.  Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.
    Незаметно пролетело короткое лето. Вместе с детьми, мы обошли близлежащие природные места, наносили земли  и пересадили комнатные цветы в группе, наблюдали за повадками птиц, любовались  красочным разноцветьем трав. Собрали гербарий, нарисовали рисунки, сделали на память фото.

       В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
    "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
    Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...

    "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

    Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...