Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
    консультация на тему

    Ирижипова Гузаль Равильевна

    Консультация для воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx18.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультации для воспитателей.

    "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе   исследовательской деятельности".

                                         "Человек стал человеком только тогда, когда

                                             увидел красоту вечерней зари и облачков,      

                                                плывущих в голубом небе, услышал пение

                                                соловья и пережил восхищение красотой

                                                   пространства. С тех пор мысль и красота

                                                   идут рядом, вознося и возвеличивая человека.

                                                   но это облагораживание требует больших

                                                   воспитательных возможностей".

                                                                              /В.А.Сухомлинский/

    Задачами исследовательской деятельности детей является:

    развитие познавательных способностей;

    развитие творческого воображения;

    развитие творческого мышления;

    развитие коммуникативных навыков.

    Мир оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. С первых лет жизни дети знакомятся с окружающей средой, которая постоянно меняется. Все вокруг: и явления, и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью, ароматами, разнообразием. Наблюдая за всем окружающим, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

    В.А.Сухомлинский считал, что природа имеет огромное значение для нравственного и творческого развития ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

    Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства.

    Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, можно начать свою работу через наблюдения в природе. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?"

    И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Наблюдения бывают краткосрочные и длительные.

    Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников – всё это расширяет кругозор детей.

    В содержание наблюдений за объектами природы можно включить следующие моменты:

    - определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;

    - разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);

    - определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);

    - выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

    Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветёт, растёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается?

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

    Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

    В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

    Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

    Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

    Литература:

     

    1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

    2. Данюкова А. А. Вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4.

    3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

    4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

    5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.

    6. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

    7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

    8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...

    "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

    Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...