« Проявление инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
статья

Кретинина Людмила Владимировна

Одним из социально значимых  личностных качеств дошкольника считается его инициативность.  Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение

 







 « Проявление инициативы
у детей старшего дошкольного возраста
в процессе музыкальной деятельности»

 

   

 .

Разработала:
музыкальный руководитель
Кретинина Л. В.

        На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.  Личностно развитый ребенок активен, любознателен, владеет основными культурными привычками и навыками самообслуживания, стремится получить новые знания.  

Одним из социально значимых  личностных качеств дошкольника считается его инициативность.  Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

Исходя из той или иной направленности активности дошкольника, выделяют следующие сферы инициативы:

  1. творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  2. инициатива как   и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  3. коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  4. познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, элементарную познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные отношения).

 

Традиционные, общепринятые в дошкольной педагогике формы взаимодействия и методы обучения, благодаря музыкальной деятельности, наполняются новым смыслом, отражающим особенность музыки как вида искусства.

  Традиционные   методы дополняются методами, нацеленными на формирование личности ребенка через раскрытие духовной сущности музыкального искусства, а именно: методом наблюдения за музыкой (а не обучения ей) (Б.В. Асафьев); методом размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); методом эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин); методом создания художественного контекста (Л.В. Горюнова); методом осознания личностного смысла музыкального  произведения (А.А.Пиличаускас)

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является задача «становления самостоятельности, целенаправленност и саморегуляции  собственных  действий».

   Целенаправленность и саморегуляция собственных действий будет осуществляться в музыкальной самостоятельной деятельности детей, в возможности самому выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами.

  Степень самостоятельности у ребёнка всё время повышается, что приводит к развитию инициативности в разных видах музыкальной деятельности – в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх.

  . Инициативность – важное условие развития музыкальных способностей ребёнка и один из показателей развития его личностных качеств.  

  В музыкальных видах деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) инициативное  поведение  проявляется в том, что ребёнок начинает планировать свои действия, ставя перед собой задачи и последовательно их решая.

 

 

Дошкольники в  старшем возрасте способны самостоятельно различать некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных сведений, высказывать свое отношение  к песням, пьесам, их характерным признакам Я их знакомлю  с произведениями, передающими довольно широкий объем переживаний, которые иногда трудно выразить словами.
 Детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.   Например, перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты»  при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У педагога есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делатьДети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой   музыкальный опыт   Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше?    Вспоминаем стихотворение  В.Берестова «Кукла болеет»:

Тише, тише, тишина!

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

   Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

   Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.

   Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности,   педагогу часто бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышейкакие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих  импровизаций.

   Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?

   Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

     Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).

  В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т. д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая её на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение или целую сценку).

    Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

  • сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
  • импровизирование на детских музыкальных инструментах;
  • песенное и танцевальное импровизирование;
  • театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности дети  используют такие формы, как:

-игры с пением;

- настольные музыкально-дидактические игры;

- хороводные музыкально-дидактические игры;

- игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);

- сюжетно-ролевые игры («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т. п.);

- театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и  Лиса», «Заюшкина  избушка» и т. д.);

- игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

- концерты детской художественной самодеятельности - развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка»,  «Музыкальный телефон» ит.д.

-Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им.

  музыкально- ритмических движениях  дети могут импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца. Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь «переплясать» друг друга, придумывают движения;

придумать свой вариант импровизации движений при  инсценировании незнакомой песни, которую исполняет педагог.

  Ребенок  постоянно  стремится  к  выражению  своих  впечатлений  и  переживанийиспользуя  при  этом    разные  виды   самостоятельной  и  художественной     деятельности: художественно- речевое, изобразительное  и    музыкальное  творчество. Все  виды  художественной   деятельности  могут  выступать  как  самостоятельнотак    и  в  тесной    взаимосвязи  с  другими  видами  деятельности

   В игре на детских музыкальных инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий.  

    Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях.

    Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.

   Очень важно, чтобы деятельность педагога была направлена на развитие через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые выявляются через систематические наблюдения, когда в центре образовательного процесса - личность ребёнка, реализации её природного потенциала.