Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
методическая разработка по физкультуре на тему

Матинская Елена Альбертовна

Практическая часть мастер класса для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_matinskaya_noyabr.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».

МАСТЕР – КЛАСС  на тему:

«Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

                                                                           

                                                                           

                                                                           Выполнила: Матинская Е.А.

                                                             инструктор по физической

                               культуре  

                                                                 МБДОУ № 2 «Дюймовочка»

г. Шарыпово  2017г.

Актуальность

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.  Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей и повышение заболеваемости  (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, С.Б.Шарманова, А.И.Федоров. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и снижения потребности в занятиях спортом особенно детей становится национальной. Актуальность данной проблемы определена в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, в Конвенции о правах ребенка и является основным направлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Дети с ослабленным здоровьем менее активны, инициативны, любознательны в силу своих индивидуальных особенностей. В соответствии с ФГОС портрет  ребенка выпускника ДОО должен соответствовать следующим качествам: самостоятельный, любознательный, инициативный, всесторонне развитый дошкольник. В соответствии с требованиями ФГОС ДОО  требуется поиск новых подходов и методов в  процессе оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста  направленных на развитие детской инициативы.

Передо мной сразу возникла проблема: как можно  развивать инициативу у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы?

Цель мастер - класса:

Представление опыта работы по использованию технологии «Са - фи- данс» в оздоровительной работе с детьми   дошкольного возраста по образовательной области «Физическая культура» направленную на сохранение, укрепление здоровье  и развитие детской инициативы.

Задачи:

- повысить уровень представлений и знаний участников мастер- класса по использованию технологии «Са – фи - данс» в образовательной области «Физическая культура»;

- познакомить участников мастер – класса с составлением комплексов ОРУ с использованием технологии «Са – фи- данс», направленных на развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы.

- предложить  составить комплексы ОРУ, подобрать подвижные игры с использованием элементов технологии «Са – фи- данс», направленных на развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии «Са - фи- данс» в оздоровительной работе по образовательной области «Физическая культура» направленную на сохранение, укрепление здоровья  и развития детской инициативы  ;

- способствовать повышению  интереса участников мастер - класса к технологии «Са – фи - данс» и дальнейшему использованию в ОД по образовательной области «Физическая культура»;

      Свою работу  в данном направлении начала с изучения соответствующей научной и методической литературы. С этой целью было проведено анкетирование по теме «Физическая культура в вашей семье», «Мой ребенок инициативный ».  Анкетирование показало, что физическим воспитанием и развитием инициативности ребенка занимается в основном детский сад. Результат исследования показал, что действительно у 40% детей  и родителей низкий интерес к занятиям физическими  упражнениями,  оздоровлению, а    30% родителей вообще не задумывались о том, что действительно даже в физическом воспитании происходит развитие  детской инициативы. Мною было принято решение организовать деятельность направленную на развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са- фи - данс. Используемая нетрадиционная технология: Са- фи – данс. С перевода с английского – это танец. Танец – это искусство пластических и ритмических движений под танцевальную музыку. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально – ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в её разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально - ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, проявлению инициативы, копированию действий человека и животных. Мною было изучено  перспективное планирование ОД с учетом ФГОС ДОО,  основной  общеобразовательной программой  и тематическим планированием ДОУ.   Внесены изменения  в  ОД  по физическому воспитанию направленные на использование  элементов технологии «Са- фи - данс». Начиная с  октября,  проводились ОД такие как: знакомство детей с технологией «Са – фи - данс»:

Октябрь – знакомство детей с игроритмикой, что способствует развитию чувства ритма и двигательных способностей ребёнка, позволяющих красиво и координационное выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу (хлопки и удары ногой на каждый счет, выполнение простейших движений руками), (такие элементы рекомендовано использование в  подготовительной части ОД);

Ноябрь – знакомство детей с игрогимнастикой в которую входят строевые (построение в шеренгу, в колонну, в круг, перестроение в две, три колонны и шеренги). Общеразвивающие (упражнения без предметов, с предметами), акробатические упражнения (группировка в положениях лежа и сидя, равновесие на одной ноге с опорой и без опоры),  а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные (потряхивание кистями и предплечьями, раскачивание руками из разных исходных положений, упражнение на осанку в стойке; руки за спину с захватом локтей),   (рекомендовано использование в  подготовительной и основной части ОД);

Декабрь – знакомство детей с игротанцем  т.е с  танцевальными шагами (мягкие, высокие, высокие на носках, приставной, скрестный в сторону), элементами хореографических упражнений и элементы различных танцев: (народного, бального, современного), ( рекомендовано использование в заключительной части ОД);

Январь - креативная гимнастика (творческие игры «Аи да я», «Творческая импровизация», специальные задания «Художественная галерея» и т.д.). Задания творческого характера направленные на развития выдумки, творческой  и двигательной инициативы, что способствует созданию благоприятных возможностей для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Февраль -  музыкально – подвижные игры,  используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования («Карлики и великаны»,   «Поезд»,   «Музыкальные стулья», «Два Мороза»,      « Космонавты» и т.д.)  (рекомендовано использование в заключительной части ОД);

Март - музыкально – творческие игры  и специальные задания; использования  нестандартных упражнений, направленных на развитие выдумки, творческой  и двигательной инициативы (рекомендовано использование в заключительной части ОД);

Апрель - игры-путешествия, включают все виды подвижной деятельности, используются средства предыдущих занятий. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных раннее                 (« Путешествие на Марс», « Времена года», «Помоги сказочным друзьям»  и т. д.), ( рекомендовано использование в основной части ОД) ;

Май - творческие задания с придумыванием названий разным упражнениям совместно с родителями и педагогами,  из данных заданий составлялись комплексы, музыкально- творческие игры, игры путешествия (рекомендовано использование в заключительной части ОД).

Комплексы игрогимнастики гимнастики, упражнения креативной гимнастики состоят из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются  в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс игрогимнастики, упражнениями креативной гимнастики,  упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Один комплекс  игрогимнастики и  упражнений креативной гимнастики выполняется детьми в течение  месяца, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться. Придуманные упражнения, подвижные игры, творческие задания, элементы игрогимнастики и  упражнений креативной гимнастики передавались педагогам в группы. Затем на заседаниях МО узких специалистов совместно с педагогами разрабатывались комплексы,  и подбиралось музыкальное сопровождение. Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, возможно, использование только элементов данной технологии. На ОД  в ДОУ педагоги используют упражнения креативной гимнастики, хореографом используется игротанец, игропластика, инструктором по физическому воспитанию постоянно используются игрогимнастика и  упражнения креативной гимнастики, игроритмика, музыкально – подвижные игры, игры – путешествия.

Практическая часть

На данном мастер – классе хочу познакомить педагогов с комплексами игрогимнастики, подвижными играми, направленными на формирование привычки к  здоровому образу жизни и проявлению инициативности через использования технологии са- фи - данс в оздоровительной работе с детьми и показать, как это делалось на практике. Хочу представить систему своей работы в данном направлении. 1этап: знакомство с технологией са - фи- данс.

Уважаемые, коллеги. Предлагаю побыть в роли детей и поиграть. Приглашаю всех в круг, чтобы  сделать разминку. Эмоциональную разминку «Солнышко»:

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

Потянуть руки вверх. Потянуться.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Хлопать в ладоши. Улыбаться.

Затем идет разучивание основных элементов технологии са – фи- данс: Показ различных видов танцевальных шагов. Ходьба на носках, хороводный шаг, скрестный  шаг, шаги с притопом и прихлопом, переменный шаг, шаг молоток,  шаг притоп, хороводный шаг и т.д.

2 этап: выполнение творческих заданий и составление комплекса игрогимнастики гимнастики и  упражнений креативной гимнастики.

Участникам предлагаются карточки, на которых написаны упражнения. Придумать названия упражнений и составить комплекс ОРУ. Прослушивается музыкальная композиция «Русская народная», совместно с участникам мастер – класса,  дается время, чтобы придумать свои движения, и используя свои движения под музыкальное сопровождение выполнить комплекс ОРУ.

3 этап: разучивание комплекса игрогимнастики.

Комплекс № 1

  1. ы музыкальный отрезок)

Подготовительная часть

1.

И.П. - О.С. спиной друг к другу, держась за руки

1. - руки в стороны

2.-  руки вверх, встать на носки

3.-  руки в стороны

4.  - И.П.

2.

И.П.-  ноги на ширине плеч, руки сцеплены вверху

1. - наклон вправо (влево)

2.-  И.П.

  1. ой музыкальный отрезок)

Основная часть

3.

И.П.-  стоя спиной друг к другу, руки на пояс

1.  - полуприсед с полуоборотом вправо (влево), посмотреть друг другу в глаза с улыбкой

2.  - И.П.

4.

И.П.  - стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч

1.-  наклон вперед, посмотреть друг на друга

2.  - И.П.

5.

И.П. стоя плечом друг к другу, одну руку на пояс у друга, другая на пояс

1. - правую (левую) ногу вперед на носок

2. - в сторону

3. -  назад

4. - И.П.

6.

И.П. - стоя лицом друг к другу, руки на плечи

1. -  сгибать правую (левую) ногу в колене

2.  -  И.П.

7.

И.П. - лежа на животе лицом друг к другу, держась за руки

1. -   поднять руки и ноги

2.  - И.П.

8.

И.П.  - лежа на спине, головой друг к другу, взяться за руки

1. -  поднять правую (левую) ногу

2.-  И.П.

9.

И.П. - О.С. лицом друг к другу, держась за руки

1.-  поочередное приседание, не отпуская рук партнера

2.  - И.П.

( 3 - ий музыкальный отрезок) 

Заключительная часть.  

Различные танцевальные шаги, прыжки.

Упражнений креативной гимнастики. Музыкальная композиция              «Звуки природы».

Поза горы (Тадасана):

И. п. - стоя прямо, пятки и носки соединены вместе, руки опущены. Выпрямить спину, слегка сблизив лопатки и подтянув живот. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Руки начинают самопроизвольно подниматься вверх. Представить себя в образе горы с прочным основанием и вершиной, далеко уходящей в облака.

Поза дерева (Врикшасана):

И.п.- поднять правую ногу, прижав ее подошвой к внутренней поверхности левого бедра. С вдохом поднять руки вверх, соединив ладони. Дыхание глубокое. Удерживать равновесие, стоя на левой ноге. Представить себя в образе дерева: ноги как корни, глубоко уходящие в землю; руки и ладони как ветки и листья дерева.

Музыкально – подвижные игры,  используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. («Карлики и великаны», «Поезд»). 

Участники  теперь вы придумайте или вспомните вам знакомые подвижные игры в которых можно использовать «Са- фи- данс» . И предложите нашему вниманию.

Приводимые мною физкультурные досуги и развлечения с использованием нестандартных технологий стали более яркими, насыщенными приносящие детям радость.

Рефлексия.

Уважаемые участники мастер – класса, что вам понравилось? В чем были затруднения? Что получилось? Что не получилось?  ( Свеча, шляпа, цветок и божьи коровки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»....