Конспект выступления по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности» для участия в педагогических чтениях «Инновационные технологии в ДОУ».
проект (подготовительная группа) на тему

Банная Наталья Сергеевна

Материал будет полезен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности».

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию, всё это прописано в ФГОС ДО.

Поэтому я считаю, что воспитать такого ребенка можно в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста используя метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Цель моей работы: повышение уровня познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Исходя из цели были определены задачи:

  • Обогащать и расширять представления об окружающем мире;
  •  Формировать начальные предпосылки поисковой деятельности, умение обобщать и анализировать.
  • Развивать умение ставить цель, активизировать желание искать пути разрешения проблемы.
  • Формировать умение контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму действий.
  • Развивать мышление, речь и коммуникативные навыки, внимание, память, творческие способности.
  • Воспитывать самостоятельность, нравственные качества.

В  своей работе я  использую примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, а также методики Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников, Л. С. Киселёвой Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, Н. А.Кочкиной Метод проектов в дошкольном образовании.   В своей работе я опираюсь на принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию: научности, доступности, гуманистичности, прогностичности, интегративности,  целостности, системности.         

Реализуя задачи по развитию познавательной активности  детей дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности, я использую также и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение ИКТ в систему образования ДОУ является мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщения его к миру информационной культуры.

Руководствуясь важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода, я организовала  предметно-развивающую среду, которая  способствует  развитию исследовательской, продуктивной, речевой, игровой деятельности. Для этого групповую комнату я разделила на функциональные зоны.

-«Центр проектной деятельности «Теремок идей», здесь находится основная информация по текущему проекту, а также новые идеи;

-«Уголок природы» (комнатные растения), где проходят знакомства с растениями, наблюдения за ними, трудовая деятельность детей по уходу за растениями;

-уголок экспериментирования «Почемучки», здесь находится материалы и оборудование для проведения различных опытов (совместных и самостоятельных);

-зона библиотеки «Грамотей», включающая в себя книжный уголок, библиотеку с различной справочной литературой, а также игры для развития речи и подготовки ребёнка к освоению чтения и письма;

-выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей.

         При организации предметно-развивающей среды я учитывала, что задачи проекта определяют и развивающую среду в группе, которая должна помогать реализовывать цели и задачи проекта. Так для долгосрочного проекта «Волшебница – вода» уголок экспериментирования пополнился прозрачными и непрозрачными сосудами различных форм, формочками для льда и красителями, для среднесрочного проекта «Лук от семи недуг» в уголке природы появился небольшой огород на окне, для проекта «Наша родина – Россия» - в группе появилась карта нашей страны, глобус, в уголке творчества папка-передвижка «Костюмы народов России».

Как же строится работа над проектом. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, месяц где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательная, практическая, художественная, речевая, трудовая.

1этап  - Выбор  темы нового проекта начинается с выявления интересов и потребностей детей. Когда тема выбрана, я стараюсь заинтересовать детей каким-либо предметом или явлением, какой-то личностью. Когда дети заинтересованы, наступает второй этап – планирование. Он представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Здесь чаще всего я использую «модель 3 вопросов»: Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?». Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Ответы фиксируются на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов часто используем условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируем, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми и нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, я спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Я учитываю и возрастные особенности воспитанников. Для детей среднего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану. Основной формой организации первых двух этапов с детьми чаще всего является утренний сбор, так называемый, «Круг друзей». Здесь мы используем приветствия, осуществляем обмен информацией: кто что увидел по дороге в детский сад; какие наиболее интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время, за время выходных дней. Задачи утреннего сбора:

1. Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе;

2. Дать детям новую информацию;

3. Организовать планирование деятельности.

4. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.

3 этап работы над проектом – это его практическая часть. Здесь тоже мы вначале обсуждаем и выбираем центры активности, в которых дети могут работать, определяем содержание работы. Презентацию центров активности тоже можно провести во время утреннего сбора.

При работе над проектами я использую различные формы и методы. В НОД, а также в свободной деятельности мы с детьми знакомимся с различными художественными произведениями, разучиваем стихи, составляем творческие рассказы, рассказы по сюжетным картинам, самостоятельно придумываем загадки и рассказы-описания по теме проекта.

В зависимости от темы проекта использую наблюдения, экскурсии и тематические прогулки, провожу различные опыты. Так при работе над проектом «Волшебница – вода» проводили опыты с водой, снегом и льдом. Дети смогли понаблюдать за разными состояниями воды в природе. Так же во время прогулок для реализации проекта использую трудовую деятельность, на территории  детского сада есть огород, на котором мы высаживаем различные овощи и зелень. Дети наблюдают за ростом  растений, ухаживают за ними, видят  результаты своего труда.

При работе над проектами использую художественную продуктивную деятельность. Дети с удовольствием рисуют на темы проекта, выполняют аппликации, делают совместные коллажи, лепят. При работе над проектами вместе с детьми изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.В своей работе использую совместные и самостоятельные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры.

Использование ИКТ возможно на любом этапе совместной организованной деятельности. Очевидно, что использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности  является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно  вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды  и пр.

Возможности ИКТ помогут детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы.  Данный материал  сканируется и вставляется в слайд-шоу. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат,  вариативность наглядного ряда.

4 этап работы над проектом (заключительный) - это презентация проекта. Презентация проходит в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта.  

         Это были итоговые игры-занятия (Кто живёт в лесу?), различные викторины,  оформление альбомов и коллажей («Мы с животными – друзья!», «Вот такой наш урожай!»), драматизация (Волк и семеро козлят на новый лад). Интересной и привлекательной для детей формой презентации проекта стали различные досуги и праздники (Масленица, «День матери», «Наши защитники»). Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Использование проектной деятельности не может происходить без участия родителей. Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности, главное из которых ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду.

И здесь на помощь тоже приходят ИКТ. Создание сайта детского сада -возможность следить за жизнью группы, получать информацию в форме педагогических советов.

Для привлечения родителей провела родительские собрания, консультации где познакомила родителей с сутью проектного метода, его значением в развитии детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Многие родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах, искали различную информацию по теме проекта, выполняли различные поделки, проводили с детьми опыты и эксперименты, предлагали свои идеи для решения проектов.

Подводя итоги работы, направленной на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста можно отметить, что у детей повысился не только уровень познавательной активности, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы: результаты диагностики развития познавательной активности детей свидетельствуют о положительной динамике: 2012-2013 уч.год – начало года 47% ; конец года 84% ; уровень роста составил – 37%; 2013- 2014 уч.год – начало года 49% ; конец года 87% ; уровень роста составил – 38%; 2014-2015   уч.год -   начало года 51%; конец года – 92%; уровень роста составил – 41% .      

 Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты. Можно сделать некоторые выводы:

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе, умеют договариваться;

Родители, принимающие участие в проектной деятельности:

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Я, как воспитатель, используя в своей деятельности проектный метод:

  • повысила свои способности к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • научилась более гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • реализовала свои творческие умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО»

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любо...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментирование это особая поисково – исследовательская деятельность ребёнка познания и освоения им мира посредством разнообразных практических действий, является ведущим способом позна...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...