Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ильина Ксения Сергеевна

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Поиск новых путей, решения проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, связан с необходимостью выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. И я считаю, что одним из таких перспективных методов, является метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_poznavatelnoy_aktivn.docx60.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №2120»

Дошкольное подразделение Д8

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Выполнили: воспитатели ДОП-8

Руководитель: Ильина Ксения Сергеевна

Участник: Якушкина Татьяна Петровна

2019 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  1. Тема: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  2. Автор проекта: Ильина Ксения Сергеевна
  3. Вид проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьей, среднесрочный, творческо-исследовательский.
  4. Направление: социально-личностное.
  5. Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
  6. Краткое содержание проекта: практическое использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии.
  7. Сроки проведения: сентябрь 2019 г. - май 2020 г.
  8. Участники проектной группы: руководитель проекта – воспитатель, участники – воспитатель, дети, родители.
  9. Возраст детей: 4- 5 лет.
  10.  Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
  11. Методы работы, использованные в проектах:
  • Словесные – чтение, заучивание стихотворений, беседы по тематикам.
  • Наглядные - рассматривание иллюстраций, просмотр кинофильма, демонстрация действий, наблюдения, разъясняющие объяснения, пояснение, вопросы к детям, словесная оценка результатов, анализ и выводы на перспективу.
  • Практические, игровые – опыты и экспериментирование, моделирование ситуаций, игровые - сюжетно-ролевые, дидактические игры.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

  1. Анализ ФГОС дошкольного образования по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. Экспериментальное изучение применения метода проектов как средства развития познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Список литературы
Приложение

Перспективный план самообразования для реализации проекта

на 2019-2020 учебный год

Банк проектов, реализуемых в средней группе

Проект «Хлеб – всему голова»
Проект «Птичья столовая»
Проект «Наш веселый огород»
Проект «В гостях у сказки»

Диагностический инструментарий:

А. Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Б. Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)
В. Методика «Радости и огорчения» (Н.В. Ковалева)


ВВЕДЕНИЕ

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам его развития были посвящены работы Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С.Выготского и других исследователей. Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно добывать необходимые знания и информацию, умело использовать их на практике для решения разнообразных проблем, творчески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.

Актуальность. Многолетний опыт работы с детьми показывает, что сегодня мы нередко наблюдаем снижение познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. Отмечается низкий уровень сформированности у них потребности в познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру и мотивации, что в свою очередь обусловлено недостаточной организацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в русле целенаправленного формирования детской любознательности, пытливости, творческой активности.

Поиск новых путей, решения проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, связан с необходимостью выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. И я считаю, что одним из таких перспективных методов, является метод проектов.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние использования разработанного нами комплекса проектов на повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования разработанного нами комплекса проектов на повышение познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 

1) выявить возможности использования метода проектов в ДОУ при реализации ФГОС на основе анализа основной общеобразовательной программы ДО;

2) разработать комплекс проектов, направленный на развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста;

3) экспериментальным путем выявить эффективность использования комплекса проектов как средства развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: познавательная активность у детей среднего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если в воспитательно-образовательном процессе дошкольников использовать разработанный мною комплекс проектов.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;

- изучение нормативных документов;

- выявление, описание, анализ, обобщение педагогического опыта;
- опытно-поисковая работа по проблеме исследования;

- наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

- педагогический эксперимент;

- метод анализа педагогического эксперимента;

- статистические методы обработки данных.

1. Анализ ФГОС дошкольного образования по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо дошкольное образование. А это значит, что дошкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного образования.

ФГОС дошкольного образования, разработанный впервые в российской истории, в соответствии с требованиями, вступившими в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» – основной нормативный документ, определяющий новые приоритеты развития дошкольного образования. Он на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная ООП ДОУ и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» были представлены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, которые должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Как мы видим, одним из пяти направлений является познавательное развитие.

Под познавательным развитием ФГОС предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе развития познавательной активности у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать.

Познавательная активность – это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Педагогическая система дошкольного образования успешно реализуется, если созданы внешние и внутренние условия для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка в физической, познавательной, нравственной, эстетической сфере, позволяющие ему самоопределиться в окружающем мире, являющиеся ориентировочной основой его картины мира и осознанного поведения, и общения с другими людьми.

2. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат); это совокупность приёмов, действий воспитанников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Суть проекта – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и предусматривающим решение этих проблем через проектную деятельность, умение практически применять полученные знания.

Проектная деятельность, на наш взгляд, является социально значимой
формой детской познавательной активности. Активное включение дошкольников в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания образовательных областей, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Основные этапы метода проектов: 

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике мы используем следующие виды проектов:

  • исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят
    в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают
    информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).

Нужно отметить, что в последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. На наш взгляд, именно проектная деятельность сможет интегрировать общественное и семейное воспитание дошкольников, вовлечь родителей в единое образовательное пространство “Детский сад - семья”, в образовательный процесс, осуществляемый в ДОУ. Преодолевая трудности вместе с взрослыми и сверстниками, дети путем проб и ошибок, приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Возможности проектной технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

  1. Экспериментальное изучение применения метода проектов как
    средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
     

С целью изучения применения метода проектов как средства развития познавательной активности детей был проведен мониторинг по методике «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова), Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова), Методика «Радости и огорчения» (Н.В. Ковалева).

Данные мониторинга позволили сделать вывод о том, что при исследовании 15% детей имеют низкий уровень познавательной активности, познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Познавательная активность у 45% детей развита слабо.

Результаты мониторинга показали, что на низком уровне развития познавательной активности находилось (53,4%), на среднем уровне познавательной активности оказалось (40%), наименьшее количество детей - (6,6%) находился на высоком уровне познавательной активности.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства дошкольников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

Ожидаемые результаты. Для педагога-воспитателя это - формирование основ педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.

У детей происходит формирование:

  • творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, применять полученные знания на практике;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
  • повышается степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

  • появляется интерес к совместному проведению исследования, подготовке к   предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
  • заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

Для дальнейшей работы с детьми было решено познакомить родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показали значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. А именно, подготовили ряд консультаций: «Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка); «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»; «Как отвечать на вопросы детей?».

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Исходя из этого мы разработали и реализовали творческий семейный проект «Птичья столовая», а также, познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород». Результатами данных проектов явилось то, что дети познакомились с зимующими птицами в нашем городе; углубились знания детей о птицах через иллюстрации, художественные произведения, справочники и книги. Был сформирован интереса к птицам, добрые чувства и желание заботиться о «братьях наших меньших». Дети проявляют интерес к наблюдению и уходу за комнатными и садовыми растениями. Имеют представление о бережном отношение к растениям. Знают о строении растений и факторах, необходимых для жизни растения. Дети овладели информацией что растения отличаются друг от друга, что состояние растения зависит от ухода человека. Узнали названия деревьев и их характерные особенности. У детей сформирован интерес к объектам и явлениям природы.

С Целью воспитания нравственных качеств детей посредством русских народных сказок мы реализовали краткосрочный творческий игровой проект «В гостях у сказки». В ходе проекта мы побуждали интерес к русским народным сказкам, развивали умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других. А также, формировали представление о добре и зле, показывали красоту добрых поступков и их необходимости в жизни людей. С помощью размещенных консультаций помогли родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей. Дети узнали, что такое устное народное творчество. Познакомились с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

В процессе работы над проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции.

С целью расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его, создания условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей, мы реализовали проект «Хлеб – всему голова». В результате этого краткосрочного проекта у детей сформированы представления о ценности хлеба. Дети получили знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас; поняли, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Мы продолжали воспитывать интерес к профессиям (пекарь, комбайнер и т.д.) и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.

Таким образом в рамках реализации ООП, была организована работа по внедрению комплекса проектов, направленная на развитие познавательной активности.

Оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные проекты являются эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

В ходе проектной деятельности укрепились детско-родительские отношения, что тоже было целью нашей проектной деятельности. Дети взаимодействовали с родителями, поскольку мы моделировали ситуации, в которых дети должны были выдвигать различные идеи для прохождения очередного этапа проекта. Жизнь детей и родителей наполнилась продуктивной деятельностью, родительская заинтересованность в активном участии в образовательных проектах воспитателей увеличилась.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
  2. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
  6. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
  7. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
  8. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  9. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
  10.  Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
  11.  Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
  12.  Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  13.  Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
  14.  Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
  15.  Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  16.  Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.    
  17.  Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективный план самообразования для реализации проекта

на 2019-2020 учебный год

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь-октябрь

Организационно – теоретический

(подготовительный)

Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности:

  • Изучение нормативных документов
  • Детальное изучение методической литературы по данной проблеме.
  • Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе».

Октябрь-апрель

Накопительно – практический

(основной)

Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии:

  • Изучение методики технологии проектирования педагогов в сети –Интернет;
  • Проведение цикла краткосрочных (долгосрочных)

проектов с детьми средней группы;

  • Привлечение родителей к организации проектов в группе.
  • Консультации для педагогов ДОУ.
  •  Участие в конкурсах и выставках различного уровня (в ДОУ и в сети Интернет).
  •  Освещение данной темы на своем сайте, пополнение электронного портфолио и публикации на персональной страничке в социальной сети.

Май-июль

Заключительный

(итоговый)

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов:

  • Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
  • Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
  •  Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

  • Презентации проектов и фотоотчет.
  • Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях с целью участия в конкурсах.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Банк проектов, реализуемых в средней группе №3 «Звоночки»

N п/п

Классификация проекта

Продолжительность

Тема

Месяц

Творческий

краткосрочный

«Хлеб – всему голова»

Октябрь

Семейный, творческий

краткосрочный

«Птичья столовая»

Ноябрь -январь

Познавательно-

Исследовательский

краткосрочный

«Наш веселый огород»

Март-июнь

Творческий, игровой

краткосрочный

«В гостях у сказки»

Март -апрель


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Технологическая карта проекта

«Хлеб – всему голова»

Тип проекта -  творческий, информационно-исследовательский.

Срок реализации – 1 месяц

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы.

Итоговый продукт- оформление детской выставки по теме проекта «Хлеб – всему голова» через создание поделок из материала «соленое тесто», а также, коллективной картины, выполненной из круп. Монтаж видеоотчета по проекту.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его; создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи: 

Обучающие: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; расширять словарный запас;

Развивающие: показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Ожидаемые результаты:

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  • получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
  • воспитывать бережное отношения к хлебу.

В рамках проекта «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» запланирована следующая работа:

  •  Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб».
  •  Подбор и рассматривание иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; репродукций картин русских художников на заданную тему.
  •  Чтение художественной литературы на данную тему: Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», И. Токмакова «Что такое хлеб», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
  •  Просмотр видеоролика «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
  •  Замешивание соленого теста, подробное изучение ингридиентов и процесса замешивания.
  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
  •  Коллективное изготовление плакатов «Хлеб – всему голова».


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технологическая карта проекта

«Птичья столовая»

Тип проекта -  семейный, творческий

Срок реализации – 2 месяца

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители

Итоговый продукт -  изготовленные кормушек для птиц родителями и детьми средней группы. Презентация проекта с фотоотчетом.

Цель: развивать представления родителей и детей о действенной помощи и заботы о птицах, сделать кормушки.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с зимующими птицами в нашем городе; углубить знания детей о птицах через иллюстрации, художественные произведения, справочники и книги;

Развивающие: развивать совместное творчество педагога, родителей и детей.

Воспитывающие: способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к птицам;

Ожидаемые результаты:

  • воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах;
  • умеющий совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
  • знающий, каким кормом подкармливать птиц;
  • родитель, активный участник в проекте;
  • способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

В рамках проекта «Птичья столовая» запланирована следующая работа:

  1. Беседы с детьми “Зимующие птицы”.
  2. Чтение стихов о зимующих птицах, чтение рассказов: С. Михалков «Птичья столовая», А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синица», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушина «Воробей».
  3. Консультация для родителей “Виды кормушек”.
  4. Аппликация “Снегирь”.
  5. Изготовление совместно с детьми стенгазеты (плаката) “Покормите птиц зимой” (с информацией каким кормом подкармливать птиц).
  6. Изготовление воспитателем и детьми кормушек для птиц типа “Козинаки” и развешивание его на кустарниках участка.
  7. Изготовление детьми и родителями кормушек для птиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Технологическая карта проекта

 «Наш веселый огород»

Тип проекта – познавательно - исследовательский

Срок реализации - 4 месяца

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители

Итоговый продукт-  оформление мини –огорода на подоконнике с посаженными культурными растениями и цветами. Презентация проекта, участие в интернет –конкурсе с фотоотчетом.

Цель: наблюдения за произрастанием растений, участие в уходе за растениями, высадка рассады в открытый грунт на территории детского сада и сбор урожая.

Задачи:

Обучающие: побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних   и тех же объектов; уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Развивающие: обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Ожидаемые результаты:

  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности;
  • реализация приобретенных новых знаний в жизни;
  • активное участие родителей в проекте;
  • участие детей в высадке рассады в открытый грунт, сбор урожая, красивый цветник на территории детского сада.

В рамках проекта «Наш веселый огород» запланирована следующая работа:

  1. Оформление уголка природы (схемы: этапы роста семян тыквы и гороха и других растений);
  2. Беседы “Что нужно растению для роста”, “Части растения”.
  3. Мастер-класс “Посадка семян в зип-пакет”;
  4. Наблюдения за проращиванием семян, сравнение со схемами, размещенными в уголке природы;
  5. Посадка пророщенных семян в грунт;
  6. В условиях самоизоляции дети присылают фотоотчет о наблюдениях и уходе за культурными растениями на своих дачных участках;
  7. Подготовка видеоролика “Юные огородники” для Facebook.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Технологическая карта проекта

«В гостях у сказки»

Тип проекта – творческий, игровой

Срок реализации – 2 недели

Участники-воспитатель, воспитанники средней группы, родители

Итоговый продукт- выставка иллюстраций к любимым сказкам.

Цель: воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.

Задачи:

  • Обучающие: побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  • Развивающие: развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Воспитывающие: 
  • формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
  • помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.

Ожидаемые результаты:

- у детей развит интерес к русским народным сказкам.

- в группе созданы необходимые условия для знакомства с русскими народными сказками.

- дети умеют анализировать поступки сказочных героев, сверстников.

- дети имеют представление о добре и зле, всегда стремятся помочь друг другу.

- родители понимают ценность сказки, и используют ее в воспитании своих детей.

  В рамках проекта «В гостях у сказки» запланирована следующая работа:

  1. Беседы:
  • «Много ли книг у вас дома? Кто тебе читает дома?».
  • «Сказка в гости к нам пришла».
  • «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.

  1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
  2. Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов «Волк и Лиса», «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино».
  3. Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки «Бычок смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь».  Беседа по сказкам, по наводящим вопросам. Цель: познакомить детей со сказкой. Учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста, развивать речь, логическое мышление.

  1. Сюжетно-ролевые игры: "Курочка ряба" (настольный деревянный театр).
  2. Дидактические игры и упражнения.
  • «Что это за сказка?», «Что здесь лишнее?» По мотивам сказок. Цель: развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, активизировать словарь по теме, развивать внимание.
  • «Какие сказки перепутались» (сгруппировать героев по сказкам): ("Волк и семеро козлят", "Лисичка со скалочкой", "Три поросенка"). Цель: Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.      
  1. Рисование: «Иллюстрация к любимой сказке». Цель: продолжать работу по использованию разных художественных материалов для рисования. Развивать творчество, воображение, самостоятельность.
  2. Игра-драматизация по русской народной сказке «Бычок – смоляной бочок». 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7                                                  

Диагностический инструментарий

Вводная диагностика по методике «Выбор деятельности» (л. Н. Прохорова)

 Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1. Игровая

2. Чтение книг

3. Изобразительная

4. Детское экспериментирование

5. Труд в Уголке природы

6. Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Итоговая диагностика по методике «Маленькие исследователи» Л.Н. Прохоровой

Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «Детство» по возрастным группам).

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

По методикам «Выбор деятельности» и «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой для удобства восприятия итогов исследования рекомендую оформить круговые диаграммы.

Методика «Радости и огорчения» (И.В.Цветкова)

 Цель: методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

Перед проведением данной методики проводится занятие познавательного характера с элементами экспериментирования. Использовать методику сразу после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.

Беседа с ребенком:

- Что тебя больше всего порадовало во время занятия?

- Что тебя больше всего огорчило во время занятия?

- Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?

- Когда во время занятия ты особенно огорчился?

Анализ ответов фиксируется в таблице:

Ф.И. ребенка

Радости и огорчения

Связанные с самим собой

Связанные с другими людьми, с общением

Познавательного характера,

связанные с исследовательской деятельностью

С процессом

С результатом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО»

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любо...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...