Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО
консультация (старшая группа) на тему

Полякова Ирина Николаевна

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том числе, развитие его познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Ягодка» комбинированного вида

Развитие познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста

в процессе

опытно-экспериментальной деятельности

как средство реализации ФГОС ДО

Автор: Полякова Ирина Николаевна

                                воспитатель первой квалификационной категории

г.Камень – на – Оби

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том числе, развитие его познавательной активности.

   Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Термин «экспериментирования» понимается как особая поисково – исследовательская деятельность ребёнка познания и освоения им мира посредством разнообразных практических действий.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. Экспериментирование как нельзя лучше формирует познавательный интерес. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира. При этом главным фактором выступает характер деятельности – для ребёнка важен сам процесс, а не его результат.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях результатом освоения ООП сказано, что выпускник детского сада «интересуется новым, неизвестным в окружающем мире….Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

    На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС дошкольного образования»  

Целью моей работы было: Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению средствами опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1.Развивать умение задавать вопросы и выдвигать гипотезы.

2. Развивать умение описывать ход эксперимента и объяснять полученный результат.

3.Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать предметы в системе отношений с другими предметами.

4. Обогащать представления детей об окружающем мире и о самих себе.

5. Привлекать родителей к участию в образовательном процессе.

   Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризация практического и диагностического материала.

Для реализации поставленных задач разработала и внедрила программу по дополнительному образованию, в которой разработала перспективный план на учебный год по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов, а также конспекты по НОД с элементами экспериментирования.

Подобрала практический материал, который включает:

1-й блок. Работа с детьми:

- создание развивающей предметной среды по теме;

-конспекты НОД с элементами экспериментирования;

-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

-диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;

-картотеку опытов и экспериментов.

2-й блок. Работа с родителями:

- консультации для родителей;

- памятки;

- анкеты.

3-й блок. Работа с педагогами:

- распространение опыта;

- консультации;

- мастер - класс.

Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности.

Совместную деятельность вне НОД с детьми организовала 1 раз в неделю по 30 минут. Работа проводилась с подгруппой детей с учётом уровня развития и познавательных интересов.

Отправной точкой, толчком для детского экспериментирования является интересный для детей, таинственный, загадочный, привлекательный объект или предмет.

Предлагая детям поставить эксперимент с этим предметом, я не сообщала им цель и задачу, а ставила перед детьми проблему ( противоречие), чтобы дети сами определили и спланировали, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль.

Решение задач экспериментирования можно осуществлять в 2 этапа:

- дети проводят эксперимент не зная его результат, и таким образом приобретают новые знания;

- дети вначале выдвигают гипотезу, а затем проверяют её на практике.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно сделать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е. оформляем в рисунках, схемах.

   Также я обогатила развивающую предметную среду для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оформила уголок «Хочу всё знать», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: специальная посуда, природный материал, утилизированный материал и т.д. Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных материалов, которые дети принесли из дома. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

    Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребёнка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий, которые предлагались детям выполнить дома. Кроме того родители помогали в оформлении уголка «Хочу всё знать», разных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес. Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

     Благодаря экспериментированию в сознании ребенка формируется целостная картина мира, основанная на собственных наблюдениях, на собственных действиях, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна  Глубокий анализ педагогической и психол...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста...