развитие познавательного интереса старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе
статья (подготовительная группа) по теме

Зайцева Александра Игоревна

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zaycevoy_aleksandry_igorevny.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Александра Игоревна

Муниципальное Бюджетное

Образовательное Учреждение

«Нижнецасучейская» средняя

Образовательная школа

Воспитатель в предшкольной группе

Развитие познавательного интереса старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение доступности образования, роста его качества и эффективности. Главным условием решения этих задач является введение предшкольного образования. Задачами предшкольного образования являются обеспечение единых стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс, сохранение их психического и физического здоровья, преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования.

Я работаю в Нижнецасучейской средней образовательной школе на предшкольной группе одиннадцать лет. Дети приходят из разных семей: со средним достатком, малообеспеченные и семей – риска. Чаще всего из малообеспеченных и семей – риска. В своей работе придерживаюсь следующих принципов: уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; обеспечение  двигательной активности детей в различных формах; использование многообразных форм организации обучения,  включающих разные специфически детские виды деятельности; обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и других); создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её; широко использую методы активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность детей; ввожу в обучение элементы проблемности, задачи открытого типа, имеющих разные варианты решений; использую игровые приёмы для создания эмоционально значимых для детей ситуаций; создаю условия для ориентации ребёнка на партнера – сверстника, взаимодействии с ним; формирую детское сообщество, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности.

На протяжении этих лет работала по типовой программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и д.р.. За последние пять лет мои выпускники показывают положительную динамику своих успехов. Дети активно принимают участия в конкурсах разного уровня. Они умеют сопереживать и радоваться за победу товарищей. Ребята стремятся к получению новых знаний и подтверждению имеющихся. Успеваемость у детей очень хорошая. Из 94 детей 80% хорошистов и отличников, все успевают.

Я считаю, что особую значимость в предшколе приобретает развивающее обучение. Специфика развивающего обучения в дошкольном детстве определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка, осознанием первостепенной важности развития базиса его личностной культуры.  

В 2012 – 2013 учебном году я работаю по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и д.р..  Мной реализуется проект «Школа кота Матроскина». Целью, которого является: воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей познавательного интереса к обучению. Задачи: учить рассуждать и доказывать свою точку зрения, запоминать различный материал; развитие у детей познанию к обучению грамоте, элементарных математических представлений; развить мелкую моторику рук, логику, воображение, внимание.

На занятиях мы с ребятами встречаемся с героями произведения Успенского Э., которые предлагают решения проблемных ситуаций. Дети с удовольствием работают, находят не одно, а несколько решений. Анализируют их выбирают, какой лучше подходит к данной ситуации. Педагогическое воздействие направлено на развитие мышления. Поскольку при работе над решением нужно уметь представлять ситуации, которые не могут произойти в реальном мире, следует с помощью воображения моделировать возможности решения. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников.

Опыт работы показывает, что мелкая моторика рук у большинства детей развита недостаточно. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому я провожу кружковую работу под названием «Грамотейка», опираюсь на опыт работы Галины Урадовской («Руки учат говорить»).

Для развития графических навыков применяю Т.С.Голубиной «Чему научит клеточка». Цель, которой, формирование у детей графических умений необходимых для обучения. Задания этой методики помогают развивать мелкие движения пальцев, кистей рук, формировать внимание, зрительную и двигательную память, ориентировку в пространстве.

Активно использую тренинги из пособия М.Р.Григорьевой «Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками». В данном пособии представлены развивающие занятия для старших дошкольников: «Путешествие по волшебной Стране знаний» и «Лаборатория Ума». Эти занятия направлены не только на интеллектуальное развитие детей, но и служат для общего развития ребенка, особое внимание уделяется формированию мотивации учения, развитию коммуникативных навыков. Цель этих тренингов является оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно – значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми. Задачи: 1. привить детям умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им. 2. Оказать помощь в развитии у детей школьно – значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. 3. Развитие у дошкольников самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета. 4. Оказать ребятам помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления адаптационного периода, помочь в приобретении ими навыков общения со сверстниками.

На своих занятиях использую мультимедиа, разрабатываю задания для ребят, которые очень заинтересовывают их. Такие занятия помогают в дальнейшей учебе детям адаптироваться к новым информационным технологиям.

Со своими выпускниками активно принимаем участие в различных конкурсах. Занимали призовые места в районных интеллектуальных олимпиадах « Умники и умницы», в районных спортивных мини -олимпиадах, в школьных конкурсах театральных коллективов «Как прекрасен этот мир». Участвовали в международном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь».

В 2011 – 2012 учебном году я заняла первое место  районом конкурсе «Лучший медиа – педагог» среди педагогов ДОУ. Имею свою страницу на интернет портале « ProШкола.ru», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования». Где можно пообщаться с коллегами, обсудить какой-нибудь вопрос.

Я стараюсь, чтобы мои выпускники к моменту поступления в 1 класс достигали высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Чтобы у детей был познавательный интерес, стремление к самостоятельному добыванию, получению новых знаний. В нашей школе у детей, идущих в 1 класс, плавно проходит период адаптации. Они самостоятельные и уверенны в себе.

На мой взгляд, модель предшкольного образования на базе школ помогают решать многие проблемы доступности и экономичности дошкольного образования.

30800956560723на сайте Почты России http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/postuslug/trackingpo можно проследить движение письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна  Глубокий анализ педагогической и психол...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе....

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе. ...

«Игры для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Программа  дошкольного образовательного учреждения направлена на физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом большое внимание обращается на развитие ин...