Главные вкладки

    Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Мельникова Валентина Миндыкановна

    Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstrukt_master.docx35.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    на муниципальный этап конкурса

    «Воспитатель года-2018»

    Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

    по технологии ТРИЗ-РТВ»

    Подготовила: Мельникова В.М.,

    учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 77»

    ЭМР Саратовской области

    " Дети должны жить в мире красоты, игры,

    сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества"

    В. А. Сухомлинский.

    Тема: “Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.

    Цель: актуализация личностного потенциала педагогов к использованию в педагогической деятельности приёмов технологии решения изобретательских задач.

    Задачи:

    • создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией ТРИЗ;

    • повысить компетентность в сфере инновационных технологий;

    • познакомить с методикой составления сказок по технологии ТРИЗ;

    • познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;

    • содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.

    Актуальность: В современном мире огромный поток информации. Сейчас, мало просто, дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.

    Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

    Форма проведениямастер – класс.

    Аудитория: педагоги ДОУ.

    Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, проектор,  картинки сказочных героев, щляпка, мольберт, магниты, предметные катринки

    Планируемый результат: формальная готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. Включение в совместную деятельность.

    Проявляет:

    - заинтересованность;

    - активность в процессе творческой деятельности;

    - эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям;

    - нестандартный подход к предложенным заданиям;

    - творческое мышление во время сочинения сказки;

    Осознают себя как участника познавательного, творческого процесса.

    Владеют навыками самооценки.

    Методическое обеспечение: Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной

    Деятельность Мастера

    Деятельность фокус-группы

    (1слайд – название МК)

    -Добрый день, уважаемые, коллеги! Я приглашаю Вас в сказочную мастерскую. Предлагаю встать в круг и поздороваться от имени героя, которого вы достанете из волшебной шляпки.

    Обратите внимание на обратную сторону карточки

    На ней вы видите кружки желтого и зеленого цвета. Расположитесь в соответствии с аналогичным символом на столе. (садятся за столы)

    Мы с вами неслучайно поприветствовали друг друга, как сказочные персонажи, потому что тема нашей встречи “Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста с нарушениями речи». 

    (слайд - эпиграф)

    Предлагаю всем вместе  подумать над вопросом:

    Что такое сказка? (ответы с зала)

    Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей)

    Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей, помогают детям  различать добро и зло.

         Сказки также являются необходимым и благоприятным материалом развития  творческого воображения, фантазии, креативного мышления, речевого творчества детей. 

    Согласно исследованиям,

    дети в 5 – летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, а в 7 –летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%.

    Это говорит о том, что постепенно уходя от сказок мы теряем способность к фантазированию и речевому творчеству.

          Развитию умственных способностей, фантазии речевого творчества способствует технология ТРИЗ

     (3 слайд - Альтшуллер)

    Девиз тризовцев – «Можно говорить все!» 

    Уважаемые коллеги, я думаю, что вы все знакомы с ТРИЗ технологией, знаете как применить ее в повседневной жизни ребенка,

    А мне хотелось бы остановиться на методе составления сказок.

           Сочинение сказки по технологии ТРИЗ, универсальное действие, которое можно применять практически в любой образовательной области, можно рекомендовать родителям для совместных с детьми игр

           Как логопеду, мне очень важно  чтобы в процессе сочинения сказки ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, автоматизировал поставленные звуки, вырабатывал навыки самоконтроля за правильным звукопроизношением, развивал связную речь.  

          Сочинение сказок предоставляет ребенку возможность самостоятельно проявить инициативу, творчество. А драматизация сказок позволяем стеснительным детям раскрепоститься. Фантазируя и сочиняя, дети получают огромное удовольствие от этой деятельности.

    Работу по составлению сказок  строить   нужно поэтапно.

    (4слайд – 1 этап)

     Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок  (копилка.

    В процессе этой работы знакомимся со сказочными зачинами (Жили-были, в некотором царстве, однажды), выявляем черты характера разных героев (какие бывают черты характера?) добрый, злой, хитрый, доверчивый и т.д). Обсуждаем смысл пословиц и поговорок. Играем в различные игры  "Черное-белое”, , "Теремок" и т. д.

        Так же на этом этапе изобретаем предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

    «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев. (например жирафослонокрокодил)

    «Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.

    (5слайд – 2 этап)

       Второй этап – решения сказочных задач. При решении сказочных задач решаем противоречия, которые возникают между персонажами сказок. Здесь же знакомим с графической аналогией, учим обозначать реальный образ каким-либо символом. 

    (6слайд – 3 этап)

       Третий этап, самый интересный – создание сказки. Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей вызвало сочинение сказок с помощью метода «КаталОга» который  был  разработан профессором  Берлинского  университета Э.Кунце в 1932  г. )

    (7слайд – метод каталога)

         Суть  его  заключается  в построении  связного  текста сказочного  содержания  с  помощью  выбранных  наугад    носителей (персонажей, предметов, действий).      

    Мы  составляем логически  связный текст,  в  котором    добро  побеждает  зло.

          По классической методике создание  сказки происходит  на  основе определенного  алгоритма вопросов и  нахождения  в  книге  наугад  выбранных  односложных  ответов

    Я же использую адаптированный вариант, предложенный Инной Николаевной  Крохиной для детей с нарушениями речи.

           Для создания сказок методом каталОга мы берем не книгу, а картотеку предметных картинок, доступных для произношения детей на данный период обучения.

    Рассмотрим алгоритм  составления  сказки

        (8слайд - алгоритм)

    Пример. Задав  первый  вопрос  

      - «Жил-был (кто?), достаем картинку.   Допустим  он  выбрал  слово «карандаш»

    «Жил-был  карандаш!  Значит,история  будет про  карандаш ,

    который  попал  в  беду».

    Итак, жил-был кто? - Карандаш

    Он добрый или злой герой? Какое добро(зло) он сделал?

        -   С кем он дружил?

    - Кто им мешал, каким образом?

    Как добрый герой боролся со злом?

    Чем все закончилось?

     - Придумай хороший конец сказки.

    • Затем мы «собираем» в  единое  целое  ответы.
    • Придумываем  название  получившейся  сказки.
    • Один  или  несколько  детей  (по  желанию)  восстанавливают  текст.

           Приглашаю команду «Желтых» выйти к мольберту. Предлагаю действовать по алгоритму.

    Я говорю зачин, а вы, выбрав картинку, размещаете ее на мольберте, а затем сочиняете и действуете от имени героя, изображенного на карточке, используя метод эмпатии, т.е. вживаетесь в образ, применяя мимику, жесты, голос. Почувствуйте себя актерами!  сыграйте  небольшую сценку.

    Команды берут из волшебной шляпы картинки и составляют по алгоритму сказку.  

         (выступление команд)

    Уважаемые коллеги! Оцените аплодисментами мини-спектакли наших команд. Итак, команда желтых…

    Команда зеленых ….

    Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.

     (9слайд – 4 этап)

    Незаметно мы перешли к следующему этапу. На четвёртом этапе – мы создаем мини-спектакли, издаем  детские сказок. Мы издаем книжки с оригинальными сказками,  Результаты совместного творчества представлены вашему вниманию.

      В заключении хочу сказать : «Сочиняйте с детьми сказки и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии и речевого творчества.  И если малыш в детстве знает, как спасти Колобка из сказки, то став взрослым, он найдет выход из любой сложившейся ситуации.

    Уважаемые коллеги! Разместите, пожалуйста, кораблики на представленных островках, которые отражают Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после совместной работы.

     Спасибо за внимание,  за  приятное сотрудничество!

     

    Приветствуют друг друга в игровой форме. Выражают различные эмоции посредством слов, мимики, жестов.

    Присаживаются на стулья полукругом

            

            

            

            

    Жил-был цыпленок Цыпа. Он был очень добрый. Цыпленок Цыпа гулял по двору и помогал собирать зёрнышки. С цыпленком дружил котенок  Мурзик. Они вместе играли и собирали зернышки. А им мешал слон. Он был вредный и всегда обижал друзей. Он брал воду и обливал Цыпу и Мурзика. Котенок сказал слону: не обливай нас водой, а лучше идем вместе с нами играть. Они подружились и стали вместе играть. (Полина, 6 лет)

    Добрый котенок

    Жил-был верблюд Жора. Он был добрый. Он гулял по пустыни и помогал людям возить груз. У верблюда был друг кенгуру. Верблюд катал кенгуру на горбе и им было очень весело. Один раз пришла к ним злая и хитрая белка. Она стала кидаться в друзей орехами. Верблюду и кенгуру было очень обидно. Они сказали белке: «Не кидай, пожалуйста, в нас». А белка сказала : «Я тоже хочу кататься» Верблюд стал их катать и они подружились. (Ваня, 6 лет)

    Верблюд, кенгуру и белка

    В одном лесу жила пчелка. Она была добрая, как солнышко. Она помогала людям – делала мёд. Пчелка дружила с ласточкой. Они вместе летали в облаках. Встретился им в лесу лось, он был очень плохой и злой. Этот лось всегда воровал мёд у пчелки и ругал ласточку за то, что она кружилась у него под ногами. Пчелка и ласточка сказали, что надо дружить и угостили лося мёдом. Потом они все дружили.  (Максим, 6 лет)

    Пчёлка

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

    Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

    Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

    В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

    ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

    Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

    Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

    Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

    Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

    Сказка _ как источник развития речевого творчества детей старшего школьного возраста.

    Сказка-как источник развития речевого творчествадетей старшего школьного возраста....