Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на муниципальный этап конкурса
«Воспитатель года-2018»
“Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
по технологии ТРИЗ-РТВ»
Подготовила: Мельникова В.М.,
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 77»
ЭМР Саратовской области
" Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества"
В. А. Сухомлинский.
Тема: “Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.
Цель: актуализация личностного потенциала педагогов к использованию в педагогической деятельности приёмов технологии решения изобретательских задач.
Задачи:
• создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией ТРИЗ;
• повысить компетентность в сфере инновационных технологий;
• познакомить с методикой составления сказок по технологии ТРИЗ;
• познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;
• содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.
Актуальность: В современном мире огромный поток информации. Сейчас, мало просто, дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Форма проведения: мастер – класс.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, проектор, картинки сказочных героев, щляпка, мольберт, магниты, предметные катринки
Планируемый результат: формальная готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. Включение в совместную деятельность.
Проявляет:
- заинтересованность;
- активность в процессе творческой деятельности;
- эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям;
- нестандартный подход к предложенным заданиям;
- творческое мышление во время сочинения сказки;
Осознают себя как участника познавательного, творческого процесса.
Владеют навыками самооценки.
Методическое обеспечение: Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной
Деятельность Мастера | Деятельность фокус-группы |
(1слайд – название МК) -Добрый день, уважаемые, коллеги! Я приглашаю Вас в сказочную мастерскую. Предлагаю встать в круг и поздороваться от имени героя, которого вы достанете из волшебной шляпки. Обратите внимание на обратную сторону карточки На ней вы видите кружки желтого и зеленого цвета. Расположитесь в соответствии с аналогичным символом на столе. (садятся за столы) Мы с вами неслучайно поприветствовали друг друга, как сказочные персонажи, потому что тема нашей встречи “Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста с нарушениями речи». (слайд - эпиграф) Предлагаю всем вместе подумать над вопросом: Что такое сказка? (ответы с зала) Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей) Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей, помогают детям различать добро и зло. Сказки также являются необходимым и благоприятным материалом развития творческого воображения, фантазии, креативного мышления, речевого творчества детей. Согласно исследованиям, дети в 5 – летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, а в 7 –летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это говорит о том, что постепенно уходя от сказок мы теряем способность к фантазированию и речевому творчеству. Развитию умственных способностей, фантазии речевого творчества способствует технология ТРИЗ (3 слайд - Альтшуллер) Девиз тризовцев – «Можно говорить все!» Уважаемые коллеги, я думаю, что вы все знакомы с ТРИЗ технологией, знаете как применить ее в повседневной жизни ребенка, А мне хотелось бы остановиться на методе составления сказок. Сочинение сказки по технологии ТРИЗ, универсальное действие, которое можно применять практически в любой образовательной области, можно рекомендовать родителям для совместных с детьми игр Как логопеду, мне очень важно чтобы в процессе сочинения сказки ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, автоматизировал поставленные звуки, вырабатывал навыки самоконтроля за правильным звукопроизношением, развивал связную речь. Сочинение сказок предоставляет ребенку возможность самостоятельно проявить инициативу, творчество. А драматизация сказок позволяем стеснительным детям раскрепоститься. Фантазируя и сочиняя, дети получают огромное удовольствие от этой деятельности. Работу по составлению сказок строить нужно поэтапно. (4слайд – 1 этап) Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка. В процессе этой работы знакомимся со сказочными зачинами (Жили-были, в некотором царстве, однажды), выявляем черты характера разных героев (какие бывают черты характера?) добрый, злой, хитрый, доверчивый и т.д). Обсуждаем смысл пословиц и поговорок. Играем в различные игры "Черное-белое”, , "Теремок" и т. д. Так же на этом этапе изобретаем предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д. «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев. (например жирафослонокрокодил) «Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию. (5слайд – 2 этап) Второй этап – решения сказочных задач. При решении сказочных задач решаем противоречия, которые возникают между персонажами сказок. Здесь же знакомим с графической аналогией, учим обозначать реальный образ каким-либо символом. (6слайд – 3 этап) Третий этап, самый интересный – создание сказки. Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей вызвало сочинение сказок с помощью метода «КаталОга» который был разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 г. ) (7слайд – метод каталога) Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад носителей (персонажей, предметов, действий). Мы составляем логически связный текст, в котором добро побеждает зло. По классической методике создание сказки происходит на основе определенного алгоритма вопросов и нахождения в книге наугад выбранных односложных ответов Я же использую адаптированный вариант, предложенный Инной Николаевной Крохиной для детей с нарушениями речи. Для создания сказок методом каталОга мы берем не книгу, а картотеку предметных картинок, доступных для произношения детей на данный период обучения. Рассмотрим алгоритм составления сказки (8слайд - алгоритм) Пример. Задав первый вопрос - «Жил-был (кто?), достаем картинку. Допустим он выбрал слово «карандаш» : «Жил-был карандаш! Значит,история будет про карандаш , который попал в беду». Итак, жил-был кто? - Карандаш Он добрый или злой герой? Какое добро(зло) он сделал? - С кем он дружил? - Кто им мешал, каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем все закончилось? - Придумай хороший конец сказки.
Приглашаю команду «Желтых» выйти к мольберту. Предлагаю действовать по алгоритму. Я говорю зачин, а вы, выбрав картинку, размещаете ее на мольберте, а затем сочиняете и действуете от имени героя, изображенного на карточке, используя метод эмпатии, т.е. вживаетесь в образ, применяя мимику, жесты, голос. Почувствуйте себя актерами! сыграйте небольшую сценку. Команды берут из волшебной шляпы картинки и составляют по алгоритму сказку. (выступление команд) Уважаемые коллеги! Оцените аплодисментами мини-спектакли наших команд. Итак, команда желтых… Команда зеленых …. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. (9слайд – 4 этап) Незаметно мы перешли к следующему этапу. На четвёртом этапе – мы создаем мини-спектакли, издаем детские сказок. Мы издаем книжки с оригинальными сказками, Результаты совместного творчества представлены вашему вниманию. В заключении хочу сказать : «Сочиняйте с детьми сказки и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии и речевого творчества. И если малыш в детстве знает, как спасти Колобка из сказки, то став взрослым, он найдет выход из любой сложившейся ситуации. Уважаемые коллеги! Разместите, пожалуйста, кораблики на представленных островках, которые отражают Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после совместной работы. Спасибо за внимание, за приятное сотрудничество!
| Приветствуют друг друга в игровой форме. Выражают различные эмоции посредством слов, мимики, жестов. Присаживаются на стулья полукругом |
Жил-был цыпленок Цыпа. Он был очень добрый. Цыпленок Цыпа гулял по двору и помогал собирать зёрнышки. С цыпленком дружил котенок Мурзик. Они вместе играли и собирали зернышки. А им мешал слон. Он был вредный и всегда обижал друзей. Он брал воду и обливал Цыпу и Мурзика. Котенок сказал слону: не обливай нас водой, а лучше идем вместе с нами играть. Они подружились и стали вместе играть. (Полина, 6 лет) | |
Добрый котенок | |
Жил-был верблюд Жора. Он был добрый. Он гулял по пустыни и помогал людям возить груз. У верблюда был друг кенгуру. Верблюд катал кенгуру на горбе и им было очень весело. Один раз пришла к ним злая и хитрая белка. Она стала кидаться в друзей орехами. Верблюду и кенгуру было очень обидно. Они сказали белке: «Не кидай, пожалуйста, в нас». А белка сказала : «Я тоже хочу кататься» Верблюд стал их катать и они подружились. (Ваня, 6 лет) | |
Верблюд, кенгуру и белка | |
В одном лесу жила пчелка. Она была добрая, как солнышко. Она помогала людям – делала мёд. Пчелка дружила с ласточкой. Они вместе летали в облаках. Встретился им в лесу лось, он был очень плохой и злой. Этот лось всегда воровал мёд у пчелки и ругал ласточку за то, что она кружилась у него под ногами. Пчелка и ласточка сказали, что надо дружить и угостили лося мёдом. Потом они все дружили. (Максим, 6 лет) | |
Пчёлка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Конспекты тематических занятий на тему "Жил-был Зайчонок"...
План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»
Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников. Ведет к положительным сдвигам в речевом и умст...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Сказка _ как источник развития речевого творчества детей старшего школьного возраста.
Сказка-как источник развития речевого творчествадетей старшего школьного возраста....

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)
Занятие построено на эффективных и запоминающихся методах работы (технология ТРИЗ), при которых дети становятся не объектами, а субъектами, т.е. активными участниками, инициаторами деятельности....

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ).
Занятия, построенные на методах технологии ТРИЗ, дают возможность воспитывать творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на прблемы, умеющих находить собственное решение, открыто высказывать смелы...
