Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых знакомые главные герои попадают совершенно другие обстоятельства - фантастические, невероятные ( лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках) или реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).

Одним из вариантов этого метода будет изменение ситуации в знакомых сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что-то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Что же потеряла Золушка?» И как ее нашел принц? Путем рассуждений, проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья. Постепенно дети сами учатся менять ситуации в сказках.

Сказки из стишков

        Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А. Барто

                Стишок                                                     Начало сказки

Зайку бросила хозяйка,                                   Проснулась хозяюшка ночью…

Под дождем остался зайка,                             или бежала собачка мимо.., или:

Со скамейки слезть не смог-                          Один прохожий вдруг увидел на

Весь до ниточки промок.                                Скамейке комочек…

Наша Таня громко плачет,                             Таня не зря плакала, так как мяч

Уронила в речку мячик                                   был не резиновый, а волшебный...

Тише, Танечка не плач:

Не утонет в речке мяч.

        Смешные стишки, как правило, короткие, помогают сочинять невероятные сказки. Во-первых, они развивают чувство юмора, а во-вторых, текст стишка послужит отправной точкой для сочинительства, завязкой сказки.

        К примеру, удачные для завязки к сказкам стишки Э.Стефановича:

Зачем шнурки Ботинку?

Если напрямик,                                           Однажды ночью, когда шнурки

Чтоб он не очень                                         отдыхали, язык пропутешествовал…

Распускал язык.

Сказки из считалки

        Считалка лаконична, рифма ее, как правило, легка. И главное – сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же – мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка                                                             Начало сказки

Чижик в клетке сидел,                                     Один раз бабушка, покормив

Чижик громко песню пел,                               чижика, забыла закрыть клетку…

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу.

Катилось яблоко мимо сада,                              Но яблоко было волшебное,

Мимо сада, мимо града.                                     добрых людей оно превращало

Кто поднимет, тот и выйдет.                             в…, а злых в …

Придумайте свои варианты.

Сказки из загадок

Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет и явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты – значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать ее в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.

В начале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик- перекладинку от загадки к началу сказки.

Загадка                                                                    Начало сказки

Чем вата ниже,                                                 Вата спускалась все ниже и ниже,

Тем дождик ближе.                                          а дождя всё не было. И вот…

(Тучи или облака)

        Попробуйте составить начало сказок к другим загадкам.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча).

Сперва – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь).

Рассыпался горох на семьдесят дорог

Никто его не соберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град).

                        Ждали, звали, а показался -

                        Все прочь побежали. (Дождь).

Сказка из фразеологизмов

Стойкие слова и словосочетания из сказок и житейских ситуаций сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой – стимулирует словесное творчество. Детей мы знакомим с фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках, затем помогаем понять их настоящий смысл и только потом начинаем вместе сочинять.

Фразеологизм                                                       Начало сказки

Балбес                                                              Жил-был на свете Балбес. Он всех

                                                                          не любил и его все не любили…

                                                                         

Крокодиловы слезы                                        Каждое утро капризный мальчик

                                                                          лил крокодиловые слезы. Это

                                                                          всем ужасно надоело…

Лакомый кусочек                                            Идут два товарища и вдруг на

                                                                          Тропинке видят лакомый кусочек-

                                                                          шоколадное яйцо

                                                                          с игрушкой внутри…

Сказки из потешек, кричалок и других форм малого фольклора

        В качестве отправного пункта для сочинения сказок можно использовать потешки,  кричалки, дразнилки и страшилки.

Потешка                                                                         Начало сказки

- Что ж ты, еж такой колючий?                               В одном лесу жил еж, у

- Это я на всякий случай:                                         которого весной почему-то

  Знаешь, кто мои соседи?                                        пропали все иголки.

  Лисы, волки и медведи!                                         Оглянулся он…

В лесу одна смешная птица                                     Однажды летом встретились

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»                             кукушка и петух, и начали

Никак не может научиться                                       разговаривать каждый на

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»                              своем языке…

Сказки из задачек

        Есть задачи традиционные, а есть нестандартные, направленные на развитие элементов логического мышления. Вот они-то и призваны сослужить добрую службу в развитии речевого творчества дошкольников. Сам текст необычных задачек вызывает интерес и желание их решить. А после решения взрослый предлагает из такой задачки придумать сказку. Модель начала сказки в первое время лучше предложить детям, но в дальнейшем следует отказаться от образцов. В качестве задачек целесообразнее использовать шуточные, стихотворные тексты.

Задачка                                                  Начало сказки

Купила мама десять яиц                                         Все девять яиц разбились,

И несла их в корзине зимой.                                  А одно нет. Когда мама взяла

А дно упало. Сколько яиц осталось?                     его в руки, оно почему-то

(Игра слов дно- одно).                                             начало двигаться…

Из сказок - задачки

Не менее важна обратная работа: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Сказочного материала много, главное - научить детей преобразовывать сказки в задачки. Для дошкольников это происходит не сколько путем объяснения, сколько с помощью образца.

Сказка                                                                               Задачка

«Волк и семеро козлят»                                  Если бы один козленок побежал

                                                                           за мамой, двое других за ним,

                                                                           а еще двое ушли без разрешения

                                                                           купаться, то сколько козлят

                                                                           нашел бы волк в избушке?

«Три медведя»                                                 Если бы девочка вела себя

                                                                          примерно, то сколько бы героев

                                                                          сказки за нее переживали?

Сказки от ММА

(метод морфологического анализа)

        Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую занесем некоторые особенности новых предметов и образов (живых и неживых, реальных и фантастических), придуманных нами. А сочиним их путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш.

        Для этого в первом столбце таблички по вертикали укажем материалы, из которых он может быть сделан, а в остальных столбцах по горизонтали – варианты его возможной формы (круглый, ребристый и т.д.). На пересечении избранных параметров и будет найден вариант необычного карандаша.

        Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он оказался волшебным и…- это уже начало сказки.

Материал

Форма предмета

Круглая

Ребристая

Овальная

Зигза-

гообразная

Цилиндри-

ческая

С углами

В виде указки

Дерево

Металл

Пластмасса

Пластилин

Стекло

        По аналогичной схеме можно соорудить домик для зверей. Например.

Материал

Место нахождения домика

Небо

Лес

Горы

Море

Пустыня

Болото

Глина

Бетон

Дерево

Стекло

Металл

Сказки из старинных историй

        Я предлагаю Вашему вниманию темы старинных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений и переложений: «Как поссорились чашка с ложкой», «Путешествие в страну чистюль», «Сказка о капризной пуговице», «Сказка о левом башмаке», «О царе Беспорядке и царице Ленивице», «Почему стоит темноты бояться».

        Вот несколько примеров начала сказок из странных историй.

 - Однажды девочка проснулась, а мамы нет. Она начала так горько плакать, что слезы залили ее платье, кровать и через дверь вылились на лестничную площадку…

 - Жили-были стеклянные игрушки: папа, мама, сын и дочка. Они умели смеяться, бегать, прыгать, кататься, звенеть, становиться на голову. И всегда боялись разбиться. Однажды…

 - Жила-была одна семья. Как-то ночью к ним влез Магнит. Он украл… Приходит папа, видит пропажу, берет увеличительное стекло и выходит на балкон…

Сказки из фантастических явлений

        Фантастические явления (то, чего не бывает в реальной жизни) также могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах:

- дать понять детям, что они сейчас будут фантазировать;

- предложить им разнообразие фантастических явлений.

        Рекомендуем начинать примерно так.

 - Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья…(Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы ты стать прежним? и т.д.)

 - Представь, что из крана на кухне полился мандариновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна.

Постепенно диапазон таких явлений расширяется.

 - К вам в гости пожаловал пришелец со дна морского…

 - Летел над нашим поселком НЛО с волшебником на борту. А волшебник был добрый, но очень странный. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу…(Кому бы вы отдали все эти подарки? А как быть с третьим сапогом?)

 - Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что это волшебный ковер-самолет из страны Сочиняйки. Провисел ковер-самолет на стене один год, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…(Расскажите о приключениях ковра-самолета).

Сказки из мусора

        Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор – никому ненужные отходы – порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов – оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему относиться экономно и изобретательно. Конечно же, вначале сами взрослые показывают и рассказывают сказки из мусора.

Мусор: Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под варенья и т.д.

Начало сказки: Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили  обитатели свалки сами друг дружке помочь: пустые коробки превратились в театр; цветные мелки – в человечков; стружки помогли человечкам обрести волосы; полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками; пластмассовые коробочки – зверятами. Начался пир на весь мир…

Сказки о бытовых предметах

        Дошкольники не часто имеют дело с бытовой техникой. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов для детей о технике и бытовых устройствах со сказочным продолжением.

«Часы-петух»

        Узнают люди время и по «живым часам». Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Еще солнце не взошло, а петух уже дерет горло: «Скоро утро! Довольно спать!» Но по пению петуха трудно определить точное время. То он во сне с жердочки свалился – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать. (И.Мельников).

        1. Во дворе одного дома жил капризный петушок. Он начинал кукарекать, только когда ему давали «киндер-сюрприз». Один раз…

        2. У одной старой женщины был петух. Она очень гордилась, ведь вся деревня благодаря ему узнавала, когда пора работать, а когда – отдыхать. И вдруг петух загордился…

        Можно усложнить задачу и предложить задачу детям отгадать загадку про какое-либо бытовое устройство, а потом сочинить сказочное продолжение.

То назад, то вперед                                                     И придумал Дед Знай

Гладит волны пароход.                                              волшебный

Остановишь – горе:                                                    утюг-самоотключатель…

Задымится море. (Утюг)                                            

Висит без дела днем,                                                 В одном доме появилась

А ночью освещает дом                                              необычная лампочка:

(Лампочка)                                                                  она зажигалась только для

                                                                                      добрых людей….

Если пуговку нажмешь                                             Вместо мамы однажды

И немного подождешь,                                             появился жирафенок

Дверь приотворяется,                                                Гунька…

Мама появляется. (Звонок)

        Отгадайте загадку и придумайте сказочное продолжение для «реального» начала.

Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует

И не глотает,

В тарелку отправляет. (Мясорубка)

Сказки о фантастических странах

        Фантастические страны взрослые придумывают сами, а затем дети дают им название («Тили-тили-тряндия», «Небывандия» и т.д.) и рассказывают об этих странах примерно по такому плану.

 - Кто живет в этой стране?

 - На чем ездят?

 - Что едчт?

 - С кем и как мы попадем в фантастическую страну?

 - Что будем там делать, с кем дружить, играть, воевать?

 - Что привезем из этой страны?

        Сочинению историй о фантастических странах сопутствует игра «Бывандия-Небывандия». Она научит детей различать реальные и сказочные явления, поможет в рисовании выдуманных и настоящих предметов и т.д. Воспитатель заранее обговаривает с детьми, в какую они отправятся страну – Бывандию или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы решают, какие предметы понадобятся в таком сказочном путешествии?

Сказки по смешанным образам

        Что такое смешанный образ? Один предмет, образ соединяем с другим и в результате получается несуразица, парадокс. Мы советуем преподносить детям такие явления в игровой ситуации. Например.

        Однажды Бабе Яге надоел порядок на море, и на земле, и в лесу, и высоко в небе. Решила она перепутать всех зверей, рыб, птиц. Когда все спали, она с помощью злого колдовства выполнила задуманное: соединила рыбу с черепахой, медведя с зайцем, оленя с быком и т.д.

        (Где же будут жить новые животные? Как мы их будем называть? Что может случиться с ними в новых обстоятельствах?)

        Детям интересно сочинять о необычном. Но ещё важнее давать смешанные образы другого, более целесообразного плана и тоже в игровой ситуации. Например.

        Одна девочка не любила молоко и поэтому часто болела. И вот однажды знаменитый доктор Айболит решил ей помочь. Он соединил коровку и пчелку: молоко стало слаще и полезнее. Девочка стала его пить и выздоровела.

        (Только где же жить корпчелке – так она назвала новое животное: в сарае для домашних животных или…Чем корпчелка будет питаться, как двигаться?

«Перевирание» сказок

        Джани Родари предлагает еще один очень интересный и увлекательный метод – перевирание сказки. В этом случае сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера он приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», -начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно Красная…Так вот отправилась Красная Шапочка в гости к тете».- «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал (а)», - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана правильно. В то же время дети охотно принимают новую игру. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят маму еще раз рассказать смешную, веселую сказку.

        Перевирание сказки развивает у детей чувство юмора, они начинают понимать иронию, лукавство, исходящие от близких. Кроме того, такой подход к известным сказкам ставит ребенка в активную позицию, заставляет сосредотачиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях и действиях.

Сказки по-новому

        Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок- добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка – трудолюбивые, скромные? Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать.

        За основу берется известная сказка, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим семеро козлят, злые и капризные убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик в хитрого и злого…Подойдут любые варианты переделки сказки.

Бином фантазии

        Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии».

        Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кошкой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии».

Пары                                                          Начало сказки

Слон и ручка                                                       Однажды слон решил написать

                                                                              письмо своему другу жирафу.

                                                                              Но писать он не умел…

Обезьяна и очки                                                  Бабушка-обезьянка решила

                                                                              Связать носочки внучке, да

                                                                              забыла, куда дела свои клубки.

                                                                              А волшебные клубочки

                                                                              тем временем…

Волк и коньки                                                        Однажды волк решил стать  

                                                                                 фигуристом

        Приведу пример одной такой сказки.

«Слон в шкафу»

        В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошел он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома?» - «Нет у меня ни дома, ни друзей – я совсем один!» - ответил шкаф. Слон предложил «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они охраняют друг друга.

Цветные сказки

        Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определенную информацию об окружающем мире. Чтобы научить детей ярче и образнее воспринимать цвета, мы рекомендуем рассказать «Сказку о волшебных красках».

Воспитатель. Жили-были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своем сказочном замке. Красная краска – в красном замке.

Рисует на мольберте красное пятно.

И в нем все было…какого цвета?

Дети. Красного.

Воспитатель. Рядом стоял замок синей краски, и у нее все было…какое?

Дети. Синее.

Воспитатель. Чуть дальше замок – зеленой краски. Там все было… какое?

Дети. Зеленое.

Воспитатель. А еще дальше стоял замок желтой краски, в нем было все желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получалось. Как-то раз красная краска пошла к желтой в гости.

Набирает красный цвет и добавляет его в желтую краску.

Что получилось?

Дети. Оранжевый цвет.

Воспитатель. А синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось?

        Дети отвечают.

        После этого воспитатель с детьми сочиняет «Желтую сказку» - в ней должно быть очень много предметов желтого цвета: «Жило-было солнышко, оно было желтое-прежелтое и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому и подружилось с одуванчиком. Однажды они шагали по дорожке и встретили девочку в синем платьице. И тогда..».

Также можно сочинять вместе с детьми «Красные сказки», «Зеленые сказки».

Семейные сказки

        По аналогии с цветными сказками строятся «Семейные сказки», в которых главный персонаж – какой-либо литературный герой, к примеру, Кузя, Незнайка, Буратино.

        Сочинение конца «Семейной сказки» еще более сплотит взрослых и детей – а это, пожалуй, и есть самое важное в семейном воспитании.

Сказки от превращений

        Уметь в воображении превратиться в кого или во что угодно – это показатель развития фантазии ребенка, начало новой сказки. Например.

Я превращаюсь                                                                   Начало сказки

в кота                                                           Скучно мне стало все время

                                                                      находиться возле хозяйки,

                                                                      и я набрел на подворье…

в бабочку                                                     Как хорошо летать над цветочками

                                                                      все видно сверху. Но однажды…

в цветок                                                       Жили-были я (ромашка) и василек…

Сказки из загадочных объявлений

        Инициативой начала сочинения новой сказки может стать любое интересное объявление. Взрослый читает обращение какого-либо сказочного героя, не называя его. Дети связывают то, что говорят персонажи с реальным образом (животного, растения) или придумывают невероятную фантастическую историю.

 - Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе.

 - Друзья! Кому нужны игла, обращаться ко мне.

 - Надоело ползать! Хочу взлететь, кто одолжит крылья.

 - Помогу всем, у кого сломался будильник.

 - Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.

 - Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

 - Что-то стало очень скучно одному выть на луну.

 - Тому кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый.

 - Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность.

 - Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.

 - Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

 - Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

 - Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

Сказки с новым концом

        Мы даем начало сказки, вводим главных героев, а дети сочиняют целый сюжет.

         В одной сказочной стране жили-были были. Маленькие, кругленькие. (Дети помогают создавать образ героев.) И среди них жил быль Музюль. Он был не такой как все: совсем маленький, но с очень большими ушами. Були постоянно дразнили Музюля, не брали с собой играть. Но однажды…

        Придумайте вместе с детьми свои варианты концовок знакомых, логически завершенных сказок. Например.

Традиционная концовка сказки                     Возможные новые варианты

«Три медведя»                                                    

Маша убежала от медведей                               Маша помирилась с медведями

«Петушок и бобовое зернышко»

Конечно, петушку помогли…                           Петушок сам себе помог

«Репка». Вытянули репку                                  Вытянули не репку, а …клад.

Сказки с середины

        Для развития творческого воображения и логического мышления учу ребят додумывать не только конец, но и середину сказки или рассказа (где в основном и развивается сюжет). А в качестве помощи необходимо предложить детям затейливое начало, и понятный яркий конец.

        Например. Придумайте заголовок и середину сказки: «Однажды мы с папой спешили из детского сада. Вдруг мы увидели…Теперь это мой самый лучший друг».

        А вот концовки можно тщательно подбирать. Они должны быть интересные, образные, к примеру такие: « И снова в дождик и в метель/ Со мной шагает мой портфель» или «Чтоб сыта была коровушка моя,/ Чтобы сливочек Буренушка дала». Или «Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ей жизнь».

Сказки-тесты

        Работа со сказками-тестами оказывает большое влияние на развитие логики или воображения при формировании разговорной связной речи детей.

        Взрослый читает ребенку очень короткий рассказ (начало истории) и задает ему вопрос (вопросы), ответ на который и будет продолжением сказки.

Начало сказки «Звон»

Маленький енот переходил реку по мостику. Мостик был шаткий и в любую минуту енот мог упасть. Вдруг что-то зазвенело. Звон слышался внизу, из-под моста.

Вопрос – Что звенело?

               - Что случилось с крошкой-енотом?

Начало сказки «Будильник»

Дома у Саши был только один будильник. Он всегда точно показывал время, был очень важным и гордым, так как чувствовал свою значимость – ведь он был в доме один. Саша взял будильник  с полки, тот выскользнул из рук и упал на пол. Часы перестали показывать время.

Вопрос – Что произошло дальше?

Начало сказки «Медведь»

Медведь готовился к зиме. Он уже подыскал себе берлогу. Но только захотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, что даже забыл о спячке.

Вопрос – Что мог увидеть медведь?

Начало сказки «Туча»

По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела все, что происходило на земле. Вдруг она заметила несколько мальчиков. Они играли в какую-то игру, громко кричали и спорили.

Вопрос- Во что играли мальчики?

Начало сказки «Платье»

У мамы было красивое платье. Она очень любила его. Но время шло, платье состарилось и перестало быть таким нарядным.

Вопрос – Что случилось с платьем потом?

Начало сказки «Домик»

Шла мышка по полю и увидела домик. Она вошла в него и осталась в нем жить. Однажды в дверь постучали. Мышка открыла и очень удивилась: на пороге стояло странное существо.

Вопрос – Кого увидела мышка?

Начало сказки «Песочный домик»

Один мальчик построил из песка красивый домик, достаточно просторный, чтобы внутри можно было играть одному. Он построил его сам и очень гордился этим. Но однажды его мама просила подарить ей домик, потому что он ей понравился.

Вопрос – Как поступил мальчик: оставил домик себе или подарил его маме?

Начало сказки «Дурной сон»

Однажды утром мальчик проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон».

Вопрос – Какой сон увидел мальчик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"

Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель...

Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

     Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдв...