Главные вкладки

    Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"
    статья (старшая группа) на тему

    Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.

    Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребёнок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

    Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари»

    В настоящее время изучению проблемы развития речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.            С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основой деления на образовательные области стали пять основных направлений развития ребенка дошкольного возраста. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие. Согласно ФГОС ДО одной из задач является развитие речевого творчества детей.

    Изучение методической литературы по развитию у детей речевого творчества, позволило отметить методику итальянского писателя Джанни Родари. Преимущество методики очевидно, каждый из приемов - целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей.        Целесообразность методики Д.Родари состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

    Все вышеобозначенное доказывает эффективность применения данной методики как средства развития речевого творчества дошкольников. Однако, в практике работы с детьми дошкольного возраста методике Джанни Родари уделяется недостаточно внимания. Таким образом, сложилось противоречие между теоретической разработанностью исследуемой проблемы и недостаточностью применения методики Джанни Родари с целью развития речевого творчества дошкольников в практике работы дошкольного учреждения.

    Из вышеизложенного вытекает проблема: какова методика развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством приемов, предложенных Джанни Родари?

    Ответ на этот вопрос и будет являться целью нашей статьи.

    Теоретические основы развития речевого творчества   детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари

    Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.

    Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребёнок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

    Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

    Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

    Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

    Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

    В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

    На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

    Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

    На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие.

    Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

    Накопленные впечатления от воспринятых произведений искусства и окружающей жизни стимулируют возникновение способности к речевому творчеству (речевой творческой деятельности), целью которой является решение необычной, новой для ребенка задачи, а результат проявляется в разных формах речи: в придумывании новых слов (словотворчество), в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, историй, сказок; моделировании собственных загадок; придумывании небылиц, стихов - перевёртышей; творческих пересказов.

    Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

    Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

    Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

    Особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

    Актуальность проблемы определяется тем фактором, что старший дошкольный возраст - это период активного, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

    Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка.

    Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания.

    Детское словесное творчество—это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение.

    Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

    Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте.

       

    Методика Джанни Родари как средство развития речевого  творчества  детей   старшего дошкольного возраста

    Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это сочинение действительно оригинально, а у кого-то нет.

    Один из широко используемых приемов развития речевого творчества детей связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей.

    Существуют десятки рекомендованных Джанни Родари приемов, которые делают процесс обучения доступным и интересным. Приведем пример некоторых приемов:

    1. Бином фантазии.

    Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку или придумайте сами историю с этими словами. Конечно, не каждое сочинение бывает перспективным для сочинения интересного сюжета. Но если сочетание окажется необычным, то шансы повышаются.

    1. Перевирание сказки.

    В этом случае сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера он приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», — начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», — спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно. Красная... Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». — «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутала», — сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана правильно. В то же время дети охотно принимают новую игру. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят  еще раз рассказать смешную, веселую сказку.

    1. Красная шапочка на вертолете.

    Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую- нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной шапочки : девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, вертолет. Эта игра - разновидность «фантастического бинома». Красная шапочка - вертолет.

    Мы можем сделать следующие выводы: 

    Проведя теоретическое исследование проблемы развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари, мы можем сделать следующие выводы:

    Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребёнок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

    Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

    Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это сочинение действительно оригинально, а у кого-то нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.

    Один из широко используемых приемов развития речевого творчества детей связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"

    Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

    В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

    Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

    Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

    План самообразование Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

    План самообразования воспитателя старшей группы "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"....

    Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

    Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

    Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»

    В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми  на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...