Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
-продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
-продолжать осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности дошкольников.
-принимать активное участие в работе детского сада и РМО; посещать занятия других воспитателей, участвовать в обмене опытом; выступить с творческим отчётом перед коллегами и родителями по своей теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt._plan_na_2023_-_24g._batina_i._a.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа), выполнила Батина И. А.
Месяц | Занятия (В.В.Гербова) | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | Беседа: «Что такое сказка», игровое упражнение: «Я начну, а ты продолжи» Цель: способствовать умению детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Провести анализ уровня развития связной речи у детей. Беседа: «Что такое театр?». Цель: познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра и прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал фронтальная беседа со всеми детьми, коллективная, индивидуальная, показ и объяснение, наблюдение и игра, фотографии большого театра, Импровизированная касса и билеты. Ширма с куклами би-ба-бо. | Рассматривание иллюстраций, картинок. Дидактическая игра: «Собери картинку». Настольно-печатные игры: «Мои любимые сказки», «Сказочные герои». Цель: знакомить с сюжетами русских народных сказок, развивать активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам. Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун». Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему. | Анкетирование: «Сказки в жизни вашего ребенка». |
Октябрь | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | Упражнение на выразительность движений и мимики. Игра «Назови вежливое слово». Игра «Салат из сказок». Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую. Цель: Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить придумывать вопросы к произведению. Раскрывать творческие способности детей. Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Театральная физминутка: «В гостях у сказки». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, развивать умение изображать мимикой, движением героев из сказок. | Самостоятельная изодеятельность: лепка героев и сюжетов сказок. Цель: реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки. Показ детьми пальчикового театра на выбор из знакомых сказок: «Теремок», «Репка», «Красная шапочка»…(волшебный сундучок, вязаные герои сказок). | Консультация для родителей: «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?». |
Ноябрь | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Чтение сказки «Айога» Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). | Рассматривание картинок, мнемотаблиц, обсуждение характерных особенностей персонажей. Цель: Формировать умение инсценировать сказки. Развивать умение вживаться в образ, передавать его эмоционально. «Сказка наизнанку». Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Рассматривание картинок к сказке «Айога», обсуждение характерных особенностей персонажей северных сказок. Воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки. Цель: Формировать умение сочинять небольшую сказку по схеме, соблюдая последовательность. Упражнять в согласовании существительных. Включение элементов театральных упражнений в утреннюю гимнастику. Цель: Развитие физических навыков у детей, показ с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, игровые приемы, зрительные ориентиры, маски – ободки (сказочных персонажей). | «Нарисуй сказку». Цель: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты. «Назови сказку по главному герою». Цель: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу. «Расскажи сказку по героям» (дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки). Цель: побуждать детей к пересказу сказки. Цель: развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения. | Информирование родителей по теме: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей». |
Декабрь | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | «Продолжи сказку» Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке. Цель: Воспитание вежливости, формирование положительного образа, умения видеть и находить в героях сказок не только плохое, но и хорошее. Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов. развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. | «Найди ошибку» (дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация). Цель: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Участие детей в новогоднем цирковом представлении. Цель: развивать эмоциональный отклик детей на новогоднее цирковое представление; привлечь детей к участию в празднике; создать для детей атмосферу волшебства, таинственности, загадочности; развивать артистические способности детей; с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием; внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации. | Выставка совместного творчества, поделок «Новогодняя сказка». Изготовление костюмов к празднику. |
Январь | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы» Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы». Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | Беседы по содержанию сказок. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок. Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать связную речь, диалогическую речь. Обучать детей связному, последовательному пересказу с наглядной опорой. Создание коммуникативной направленности речевых высказываний. Побуждать детей к объяснению морали сказки. Воспитывать у детей самоконтроль. | Выступление детей в группе перед своими сверстниками, рассказы: «Как я провёл новогодние каникулы?». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, активизировать познавательный интерес детей, снимать зажатость и скованность. Драматизация сказки по желанию детей, по пройденному материалу. Цель: Способствовать развитию связной речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. | Мастер - класс по созданию настольного театра по любимой сказке. |
Февраль | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова). Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». Цель: Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | «Моделирование сказок» Воспитатель предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик Кощея или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…) Цель: Формировать драматические умения, навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать фантазию, творчество, связную речь. Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Игровая ситуация «Волшебное дерево». Цель: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь. Игра: «Волшебная дорожка» Ведущий - ребёнок смешивает карточки — иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку. «Найди пару» (дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например, Царевне – лягушке – стрелу). Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки. Игра с разными видами театра: «Придумай сказку». Цель: развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Продолжать знакомить детей с многообразием кукольных театров (пальчиковый, конусный, на ложках, на палочках и др.). | Публикации занятий для родителей на персональном сайте nsportal.ru. Творческое задание: сочинить сказку с ребенком, записать, оформить. |
Март | Чтение сказки «Сивка-Бурка». Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | Анализ поступков героев, обучать детей связному, последовательному пересказу с опорой на наглядность. Викторина: «Мой любимый персонаж». Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в викторине, выполнения заданий, выполнение игровых действий. Развивать умение видоизменять содержание сказки. Развивать творческую самостоятельность, фантазию. Воспитывать умение слушать товарищей. Подготовка к празднику, посвящённому международному дню. Цель: приобщать детей к русским традициям, к родной культуре; продолжать знакомить детей с праздниками; приобщать детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую, театрализованную деятельность, атрибутика (костюмы, маски и т.д.). | «Помоги герою найти свою сказку» (использовать лэпбук «Мои любимые сказки»). Цель: закрепление знания сказок, развитие связной речи, мышления, памяти. Аудио – игра: «Что за песенка?». Игры детей: «Изобрази какое-нибудь животное». Цель: развитие творческих способностей детей, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр, формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Маски разных животных. | Изготовление масок к сказкам: «Мой любимый персонаж»; масок различных животных. |
Апрель | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Цель: Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». | Игра: «Цветик-семицветик» Цель: Обогащать глагольный словарь детей, связную речь, упражнять в подборе подходящих картинок. Учить анализировать произведение. Подвижные игры с элементами театральной игры: «Самолёты», «Воробушки». Цель: развивать чувство ритма и координацию движений, закреплять умение перевоплощаться в живой и неживой предмет, выполнять последовательность игровых действий, контроль детей за соблюдением правил. | Самостоятельное инсценирование отдельных эпизодов сказки. Игра-фантазия: «Если бы у меня был Цветик - семицветик». Цель: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Формировать умение выразительно передавать в мимике и движениях характер героев. | Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки, изготовление поделки. |
Май | Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол». Цель: Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». | Итоговая беседа: «Сказки - добрые друзья». Цель: Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Побуждать к групповой творческой деятельности. Игра-фантазия: «Путешествие в волшебный лес». Цель: Учить придумывать коллективный рассказ. Инсценировка фрагментов любимых знакомых сказок (с использованием костюмов). Цель: развивать инициативу и самостоятельность детей в театрализованных играх, развивать умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий. | Дидактические игры: «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»; «Расскажи сказку по картинке» «Из какой я сказки?» Цель: Умение различать с сюжеты сказок, развивать связную речь, память, внимание, воображение. Игра: «Маски». Цель: Развитие связной речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений. Драматизация сказки: «Аленка и лесные звери» (с использованием театральных костюмов, декораций, музыкального сопровождения и т.д.). Показ театрализованного представления детям из других групп. Цель: Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний. Побуждать всех детей с удовольствием разыгрывать изучаемое художественное произведение; эмоционально переживать содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события; не бояться выступать перед зрителями, быть уверенными в себе, уметь быть настоящими артистами. | Презентация проекта на родительском собрании: «Театр – это настоящий помощник в развитии связной речи старших дошкольников». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...
План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 2023-2024 учебный год
План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...
Отчет по теме самообразования «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» за 2023 -2024 учебный год
Отчет о проделанной работе по самообразованию....