Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Батина Ирина Александровна

Задачи:

-продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

-продолжать осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности дошкольников.

-принимать активное участие в работе детского сада и РМО; посещать занятия других воспитателей, участвовать в обмене опытом; выступить с творческим отчётом перед коллегами и родителями по своей теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._plan_na_2023_-_24g._batina_i._a.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа), выполнила Батина И. А.

Месяц

Занятия (В.В.Гербова)

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность  детей

Работа с родителями

Сентябрь

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» 

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».                                       

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

 Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Беседа: «Что такое сказка»,  игровое упражнение: «Я начну, а ты продолжи»  

Цель: способствовать умению детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым.  Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Провести анализ уровня развития связной речи у детей.

Беседа: «Что такое театр?».

Цель: познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра и прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал

фронтальная беседа со всеми детьми, коллективная, индивидуальная, показ и объяснение, наблюдение и игра, фотографии большого театра, Импровизированная касса и билеты. Ширма с куклами би-ба-бо.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Дидактическая игра: «Собери картинку». Настольно-печатные игры: «Мои любимые сказки», «Сказочные герои».

Цель: знакомить с сюжетами русских народных сказок, развивать активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.

Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун».

Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему.

Анкетирование: «Сказки в жизни вашего ребенка».

Октябрь

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» 

Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Упражнение на выразительность движений и мимики.                                         Игра «Назови вежливое слово».                                         Игра «Салат из сказок». Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую.

 Цель: Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить придумывать вопросы к произведению. Раскрывать творческие способности детей. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Театральная физминутка: «В гостях у сказки».

Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, развивать умение изображать мимикой, движением героев из сказок.

Самостоятельная изодеятельность: лепка героев и сюжетов сказок.

Цель: реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки.

Показ детьми пальчикового театра на выбор из знакомых сказок: «Теремок», «Репка», «Красная шапочка»…(волшебный сундучок, вязаные герои сказок).

Консультация для родителей: «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?».

Ноябрь

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.      

Чтение сказки  «Айога»

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Рассматривание картинок, мнемотаблиц, обсуждение характерных особенностей персонажей.  

Цель: Формировать умение инсценировать сказки. Развивать умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.                                     «Сказка наизнанку». Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему.

Рассматривание картинок к сказке «Айога», обсуждение характерных особенностей персонажей северных сказок.

Воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

Цель: Формировать умение сочинять небольшую сказку по схеме, соблюдая последовательность. Упражнять в согласовании существительных.

Включение элементов театральных упражнений в утреннюю гимнастику.

Цель: Развитие физических навыков у детей,  показ с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, игровые приемы, зрительные ориентиры,  маски – ободки (сказочных персонажей).

«Нарисуй сказку».

Цель: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты.

«Назови сказку по главному герою».                                               Цель: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу.

«Расскажи сказку по героям» (дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки).                                         Цель: побуждать детей к пересказу сказки.
Мимические этюды с жестами. (Радость, огорчение, гнев.)

Цель: развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.

Информирование родителей по теме: «Использование

театрализованной деятельности в

развитии связной

речи детей».

Декабрь

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». 

Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка  В. Глоцера и  Г. Снегирева), учить пересказывать ее.                                                                     Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» 

Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

«Продолжи сказку»

Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев  в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке.

Цель: Воспитание вежливости, формирование положительного образа, умения видеть и находить в героях сказок  не только плохое, но и хорошее.

Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов.

развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть.

«Найди ошибку» (дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация).                              Цель: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.
«Разрезные картинки» (дети составляют картину из частей).
    Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.

Участие детей в новогоднем цирковом  представлении.

Цель: развивать эмоциональный отклик детей на новогоднее цирковое  представление; привлечь детей к участию в празднике; создать для детей атмосферу волшебства, таинственности, загадочности; развивать артистические способности детей; с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием; внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий;

загадывание и отгадывание загадок;

введение элементов соревнования;

создание игровой ситуации.

Выставка совместного творчества, поделок «Новогодняя сказка».

Изготовление костюмов

 к празднику.

Январь

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»

 Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы».                                                             Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»                                                  Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).             

Беседы по содержанию сказок.

Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок.                                                         Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать связную речь, диалогическую речь. Обучать детей связному, последовательному пересказу с наглядной опорой. Создание коммуникативной направленности речевых высказываний. Побуждать детей к объяснению морали сказки. Воспитывать у детей самоконтроль.

Выступление детей в группе перед своими сверстниками, рассказы: «Как я провёл новогодние каникулы?».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, активизировать познавательный интерес детей, снимать зажатость и скованность. Драматизация сказки по желанию детей, по пройденному материалу.

Цель: Способствовать развитию связной речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Мастер -  класс по созданию настольного театра по любимой сказке.

Февраль

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».                                 Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке  М. Булатова).                                            Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».                                                      Цель: Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

«Моделирование сказок»

Воспитатель предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. 

Пример: черный домик (это может быть домик Кощея  или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…)                                      Цель: Формировать драматические умения, навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать фантазию, творчество, связную речь. Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Игровая ситуация «Волшебное дерево».

Цель: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь.

Игра: «Волшебная дорожка»

Ведущий - ребёнок  смешивает карточки — иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

«Найди пару»  (дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например, Царевне – лягушке – стрелу).                                           Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки.

Игра с разными видами театра: «Придумай сказку».

Цель: развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Продолжать знакомить детей с  многообразием кукольных театров (пальчиковый, конусный, на ложках, на палочках и др.).

Публикации занятий для родителей на персональном сайте nsportal.ru.

 Творческое задание: сочинить сказку с ребенком, записать, оформить.

Март

Чтение сказки «Сивка-Бурка». 

Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Анализ поступков героев, обучать детей связному, последовательному пересказу с опорой на наглядность.

Викторина: «Мой любимый персонаж».                                      Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в викторине,

выполнения заданий, выполнение игровых действий. Развивать умение видоизменять содержание сказки. Развивать творческую самостоятельность, фантазию. Воспитывать умение слушать товарищей.

Подготовка к празднику, посвящённому международному дню.

Цель: приобщать детей к русским традициям, к родной культуре; продолжать знакомить детей с праздниками; приобщать детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую, театрализованную  деятельность, атрибутика (костюмы, маски и т.д.).

«Помоги герою найти свою сказку» (использовать лэпбук «Мои любимые сказки»).

Цель:  закрепление знания сказок, развитие связной речи, мышления, памяти.

Аудио – игра: «Что за песенка?».

Игры детей: «Изобрази какое-нибудь животное».

Цель: развитие творческих способностей детей, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр, формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Маски разных животных.

Изготовление масок к сказкам: «Мой любимый персонаж»; масок различных животных.

Апрель

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».                                                 Цель: Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Игра: «Цветик-семицветик»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей, связную речь, упражнять в подборе подходящих картинок. Учить анализировать произведение.

Подвижные игры с элементами театральной игры: «Самолёты», «Воробушки».

Цель: развивать чувство ритма и координацию движений, закреплять умение перевоплощаться в живой и неживой предмет, выполнять последовательность игровых действий, контроль детей за соблюдением правил.

Самостоятельное инсценирование отдельных эпизодов сказки. Игра-фантазия: «Если бы у меня был Цветик - семицветик».

Цель: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.  Формировать умение выразительно передавать в мимике и движениях характер героев.  

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки, изготовление поделки.

Май

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол».

 Цель: Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол».

Итоговая  беседа: «Сказки - добрые друзья».

Цель: Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Побуждать к групповой творческой деятельности. Игра-фантазия: «Путешествие в волшебный лес».

Цель: Учить придумывать коллективный рассказ.

Инсценировка фрагментов любимых знакомых сказок (с использованием костюмов).

Цель: развивать инициативу и самостоятельность детей в театрализованных играх, развивать умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

Дидактические игры: «Герои  русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»;   «Расскажи сказку по картинке» «Из какой я сказки?»

Цель: Умение различать с сюжеты сказок, развивать связную речь, память, внимание, воображение.                                       Игра: «Маски».

Цель: Развитие связной речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Драматизация сказки: «Аленка и лесные звери» (с использованием театральных костюмов, декораций, музыкального сопровождения и т.д.). Показ театрализованного представления детям из других групп.  Цель: Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний. Побуждать всех детей с удовольствием разыгрывать изучаемое художественное произведение; эмоционально переживать содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события; не бояться выступать перед зрителями, быть уверенными в себе, уметь быть настоящими артистами.

Презентация проекта на родительском  собрании: «Театр – это настоящий помощник в развитии связной речи старших дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...

План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 2023-2024 учебный год

План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...