Отчет по теме самообразования «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» за 2023 -2024 учебный год
статья (средняя группа)

Власова Ирина Викторовна

Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_23-24.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 «Звездочка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Отчет

 по теме самообразования:

«Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»  за 2023 -2024  учебный год

Подготовил:

воспитатель

Власова И. В.

2024 г.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе трудовой деятельности  взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что трудовая деятельность формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с  раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В 2023 году я приступила к работе над  темой «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Она рассчитана на 1 год. Целью моей работы по самообразованию было:  формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.             

На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной проблеме, работа с методической и периодической литературой.

На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию.

На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых  умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

1. Навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В работе использовала разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические  игры, личный пример, рассматривание иллюстраций  просмотр мультфильмов.

2. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Дети дежурят по столовой, накрывают на столы.  Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.

Ребята учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течение года с дошколятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега. Весной оформление  огорода на подоконнике.

Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.

3. Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.

Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.

Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук, ухаживаем и наблюдаем за его ростом.

4. Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Готовим подарки мамам и папам, приняли участие в конкурсах: на уровне доу - конкурсе  поделок из природного материала «Осенняя сказка листопада»; Всероссийский конкурс

«Моя мама – лучшая в мире»; Международный творческий конкурс «Семья года – 2023»

5. Ознакомление с трудом взрослых

Знакомлю детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.

Формы работы с родителями:

Анкетирование «Воспитание трудолюбия в семье».

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье».

Памятка для родителей «Трудовое участие дошкольников  в жизни семьи».

Участие в районном конкурсе «Зимние фантазии».

Родители принимали  участие в украшении окон и группы к новогодним праздникам.

Я считаю, что в процессе моей работы у детей происходит:

- накопление практического опыта;

- формирование навыков и умений;

- формирование представлений о трудовой деятельности;

- формирование различных знаний;

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам.

        По результатам диагностики  следует отметить, что уровень трудовой деятельности повысился:    

Трудовая деятельность

Уровень выполнения %

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

65%

13%

22%

Конец года

80%

14%

6%

Заключение: Результатом работы по теме самообразования  «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» является повышение моего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области трудового воспитания дошкольников.

        Вся работа по самообразованию, запланированная на учебный год, была выполнена в полном объеме.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование « Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

Самообразование " Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"...

Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности

ull;Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.•Задачи:...

«Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

ldquo; Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "К. Д. УшинскийЦель работы по теме самообразования: объединение усилий...

План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....