Самообразование « Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
материал (средняя группа)

Данилова Татьяна Сергеевна

Самообразование " Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa-moe_samoobrazovanie.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Труд – это могучий воспитатель

в педагогической системе воспитания».

  А.С. Макаренко

Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у детей трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.  С помощью трудовой деятельности ребенок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

 Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание - раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Задача по формированию навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно - бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. У детей формируется умение сосредотачивать внимание на одном занятии и доводить его с помощью взрослого до конца. Необходимо формировать у ребенка представления о значении хозяйственно - бытового труда для всех и лично для каждого. Надо показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Содержание хозяйственно-бытового труда усложняется, и разнообразиться с возрастом. Навыки, приобретенные ребенком в ДОУ, переносятся в семью и наоборот.

Труд детей в природе является методом экологического и трудового воспитания. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития.

 Ручной и художественный труд. Это вид труда направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки, украшения, своими поделками украшают помещение группы, оформляют выставки и т.д.

Тема « Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

Актуальность темы.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

         Цель: формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

 Задачи:

  -  развивать желание и умение трудиться;

 - формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

-  воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Ожидаемые результаты:

1. Дети владеют суммой умений, позволяющих им выполнять то содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за растениями учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

2. В процессе деятельности у ребят должны быть сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.

3. В процессе работы ребенок должен проявить аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.

4. Должны быть сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей. Об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У ребят должны быть воспитаны интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.

5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические

 выходы

Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы

Сентябрь-май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ и изучение литературы

Работа с детьми

Сентябрь

1.Составление графика дежурств. 2.Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы.

3.Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».

4.Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая»

5.Конструирование «Как строят дома?».

6.Дидактические  игры.

 «Кому что нужно для работы?», «Профессии».

Выставка рисунков «Сбор урожая».

Октябрь

1.Дежурство по столовой.

2.Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

3.Закрепление элементарных навыков самообслуживания.

4.Закрепление последовательности одевания и раздевания. 5.Дидактические игры «У нас порядок»,

 «Оденем Катю на прогулку».

6.Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья».

Выставка работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда». Поддерживание чистоты в группе.

Ноябрь

1.Дежурство по столовой.

2. Занятия по ручному труду: макет  «Жизнь  диких  животных   зимой  в  лесу».  

3.Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда.

4.Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД.

5.Дидактические  игры

«Инструменты», «Найди пару»

Макет «Жизнь  диких  животных   зимой  в  лесу»

Декабрь

1.Дежурство по столовой.

2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», «Федорино  Горе»; Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой».

3.Знакомство с профессией врача и ветеринара.

4.Дидактическая игра «Кукла заболела».

5.Изготовление елочных игрушек.

Серия занятий по ручному труду на тему: «Игрушки на елку».

Январь

1.Дежурство по столовой.

2.Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. 3.Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

4.Занятие НОД: рисование работников различных профессий.

5.Сюжетно-ролевые игры «Почта»; «Кафе».

Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Февраль

1.Ручной труд: изготовление поделок из лоскутков ткани.

2. Дежурство по столовой. 3.Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». 4.Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. 

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.

Март

1.Посадка лука.

2.Игра поручение: «Собери семена в коробочку».

3. Дежурство по столовой. 4.Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами».

5.Сюжетно-ролевые игры

« Больница»; «Дорожное движение»

Трудовой десант «Мы - огородники».

Апрель

1.Дежурство по столовой.

2.Заучивание стихотворений о профессиях.

3.Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники»,

«Цветок-лепесток». 

4.Чтение художественной литературы: В. Маяковский « Кем быть?».

5. Беседа с детьми «Профессия родителей».

Конкурс стихотворений «Все профессии важны».

Май

1.Дежурство по столовой. 2.Дидактическая игра: «Выбираем работу».

3.Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. 4.Оформление сборника рассказов.

5.Конструирование.

 «Как делают автомобили?» 

Составление сборника детских рассказов «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье».

Октябрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Формирование трудовых навыков детей».

Декабрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

Январь

Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье».

Май

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Выставка «Мы любим трудиться!»

Самореализация

Ноябрь-март

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы)

Составление картотеки игр по трудовому воспитанию.

Май

Отчет по теме самообразования.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №32 «Родничок»

Средняя группа «Улыбка»

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема:

« Воспитание нравственных качеств детей

 среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» 

                                                                                                         Воспитатель:

    Данилова Т.С.

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...

План работы по самообразованию "Воспитание нравственных качеств дошкольников старшего возраста посредством сказок"

План работы по самообразования для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

План работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста разновозрастной группы посредством русских народных сказок»

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.Задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских наро...