Отчёт по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
материал (младшая группа)

Нешина Ксения Петровна

Отчёт по самообразованию на тему:

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное учреждение «Кобыльской детский сад «Гнёздышко», село Кобылки

Отчёт по самообразованию на тему:

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

                                         

                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                   Нешина Ксения Петровна

Кобылки, 2022-2023 г.

 В 2022 - 2023 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.

По наблюдениям за деятельностью воспитанников групп, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по воспитанию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная ребенку. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших»«Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: повысить свой теоретический, научно - методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в данной теме.

     В своей работе я использовала различные методы ознакомления детей со сказкой.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

       Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается    наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для  детей.

       Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Стараюсь сказку рассказывать выразительно, чтобы дети заслушивались.

       Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины, загадки.

Примерами дидактических игр могут служить игры:

«Отгадай сказку по картинкам»,

«Отгадай сказку по предметам»,

«Угадай сказку по героям»,

«Узнай сказку по загадке»,

«Откуда эти слова?» и другие.

Приемы формирования восприятия сказки

      Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети  заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

      Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

        Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное  чтение (отрывков, песенок, концовок). Задаю ряд вопросы: Из какой сказки этот отрывок? Из какой сказки эта песенка? Чем закончилась эта  сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использовала ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки, движения пальцами, руками.

        Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Можно использовать словесные приемы. Зачастую, детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им  возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

         Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.             

 

        Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы я старалась акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладали такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации  оценок.

Этапы работы со сказкой

         Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

         Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

         Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из  сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию  нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

          В процессе своей работы я убедилась, что самыми эффективными и целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей      являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в деятельность, инсценировка сказки.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры, теневой театр, настольный театр.     А для достижения цели определила следующие задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём:

- изучения учебной, справочной и научно – методической литературы по данной теме;

- самообразования.

 Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей среднего дошкольного возраста к детской литературе.

Приступая к работе по данной теме, я использовала интернет – ресурсы.

Изучение темы начала с подбора русских народных сказок: «Зимовье зверей»«Волк и семеро козлят»«Заюшкина избушка»«Гуси – лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Лиса и тетерев»«Лисичка – сестричка и серый волк»«Мороз – Иванович»«Царевна – лягушка»«Мужик и медведь»«Бобовое зёрнышко»«Теремок».

      В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки.

Также в течение года проводились дидактические игры по известным народным  сказкам, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок, прослушивание аудиозаписей русских народных сказок, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок. Дети учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия, анализировали поступки героев.

Также немаловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Как научить ребенка любить книгу?» «Роль сказки в жизни детей»«Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Тематическая подборка пословиц и поговорок к детским произведениям» и другие.

По моему мнению, в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- дети научились понимать смысл сказок;

- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать активное участие в праздниках, выставках.

ВЫВОД:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Начиная с дошкольного возраста  необходимо работать  в данном направлении.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....