Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал (младшая группа)

Жангалиева Маржанай Тажмуратовна

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказкиСказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы по самообразованию воспитателя

Жангалиевой Маржаны Тажмуратовны

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста посредством русских

народных сказок»

г. Саратов

Содержание:

  • Фамилия, имя, отчество
  • Название темы
  • Актуальность
  • Цели
  • Задачи
  • Ожидаемый результат
  • Этапы работы
  • Сроки выполнения каждого этапа
  • Действия и мероприятия
  • Способ демонстрации результата
  • Форма отчета по проделанной работе
  • Литература

Колесникова Яна Сергеевна

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Актуальность:

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

Цель:

1.Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным, авторским сказкам.

2. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

3. Создать условия для духовно нравственного развития детей.

4. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  7. Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.
  2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
  3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.
  4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
  5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
  6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Этапы работы:

1.Подготовительный этап.

2.Практический этап.

3.Заключительный этап.

Сроки выполнения каждого этапа

Этапы и содержание работы

Сроки

Практическая работа

1

Подготовительный этап

Определение темы

Поставка целей и задач

Изучение научно-методической литературы

Сентябрь

2

Практический этап

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Чтение и пересказ русских народных сказок.

Оформит папку передвижку;

Составить консультацию для родителей и педагогов;

Провести мастер-класс для педагогов;

Составить отчет о проделанной работе.

Октябрь

-Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам «Колобок».

-Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра на фланалеграфе.

-Рисование

-Памятка для родителей с рекомендациями

Ноябрь

Сказка «Репка»

- «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок»

- Разучивание пальчиковых игр

-Пополнение книжного уголка новыми иллюстрациями из сказок

Декабрь

-Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

-Аппликация

-Дидактическая игра

-Беседы с родителями:

 «Волшебные сказки»

 «Из какой сказки герой»

- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

- Слушание сказок в аудиозаписи

-«О чем и как беседовать с детьми после чтения»

Январь

-Лепка

-«Зимние сказки»

- «1,2,3,4,5! Будем сказки называть»

- «Сказка «Гуси-лебеди»

Февраль

-Выставка детских рисунков

-Пальчиковая игра

-Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра би-ба-бо

Март

-«Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности»

- Сказка «Волк и семеро козлят»

- Разучивание песен к сказкам

- «Узнай сказку по загадке»

Апрель

«Угадай сказку»

- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

- Сказка «Заюшкина избушка»

тение, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

3

Заключительный этап

представление опыта работы по теме, 

отчёт по теме самообразования.

Май

Презентация

«Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста посредством русских

народных сказок»

-Отчет по теме самообразования

Действия и мероприятия:

  • Составление картотек,
  • Внедрение в практику,
  • Работа с детьми,
  • Консультации для родителей и воспитателей.

Способы демонстрации результата:

  • Оформит папку передвижку;
  • Составить консультацию для родителей и педагогов;
  • Подготовить презентацию;
  • Составить отчет о проделанной работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку...

План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".

Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....

«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспи...

План по самообразованию Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Паспорт планаНазвание: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказокВид Информационно-познавательный, игровой.Образовательные области  Социально-коммуникативное, позна...

Консультация для педагогов "Воспитание нравственных качеств детей младшей группы посредством русских народных сказок"

Консультация для педагогов "Воспитание нравственных качеств детей младшей группы посредством русских народных сказок"...

Консультация для педагогов "Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок"

Консультация для педагогов "Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» 2024-2025год.

Вторая младшая оздоровительная группа «Ладушки» Актуальность:В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности по отношению друг другу, по отношению к б...