Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
материал (младшая группа)

Скришевская Людмила Викторовна

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Воспитателя : Скришевской Л.В.

В 2018 - 2019 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.

По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышуСказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших»«Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужноесамое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

А для достижения цели определила следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём:

- прохождения курсов повышения квалификации;

- изучения учебной, справочной и научно – методической литературы по данной теме;

- посещения РМО;

самообразования.

2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и др.)

3. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей среднего дошкольного возраста к детской литературе.

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.

Шиян О. Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.

Интернет – ресурсы.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.

Изучение темы начала с подбора русских народных сказок«Зимовье зверей»«Волк и семеро козлят»«Заюшкина избушка»«Гуси – лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Лиса и тетерев»«Лисичка – сестричка и серый волк»«Мороз – Иванович»«Царевна – лягушка»«Мужик и медведь»«Бобовое зёрнышко»«Теремок».

В январе разработала конспект НОД с детьмиРассказывание сказки «Заюшкина избушка».

В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям сказок. Дети учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия.

В апреле была проведена литературная викторина «Что за прелесть эти сказкиВ ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам.

В феврале было организовано инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка» перед детьми второй младшей группы.

В январе в группе был организован конкурс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации«Воспитание сказкой»«Роль сказки в жизни детей»«Как и когда рассказывать сказки». Очень интересно прошёл конкурс совместного творчества родителей и детей «Герои сказок».

В конце апреля была проведена итоговая диагностика уровня развития дошкольников. В ходе диагностики дети показали высокие результаты.

В мае проведена работа над отчётом о проделанной работе.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- дети научились понимать смысл сказок;

- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

ВЫВОД:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возрастаСказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Из всего этого следуетнравственное воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете.

На следующий год я решила продолжить работу по самообразованию по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...

"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

С раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.Для этого я выбрала русские народные сказки, как одно из мощных средств. Сказка, её противопоставление добра и зла, вырази...