Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
статья

Калина Асия Хусяйновна

Приложение 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.sistem.raboty_po_mezhatt.teme_.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

Тема: «Развитие связной  речи детей старшего дошкольного возраста  посредствам театрализованной  деятельности»

                                                                       

 Воспитатель:

Калина А.Х.

Карасук 2020 г

Актуальность

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, вечно занятые   родители в наше время  часто забывают о том, что речь ребёнка нужно развивать, а не пускать на самотёк. Дома ребенок проводит мало времени в обществе своих родителей. Ребенок в домашних условиях  большую часть времени сидит за компьютером, у телевизора или играет своими игрушками.  В редких случаях ребенок может услышать от взрослых прочитанную сказку или рассказ. Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад.

Считаю, что театрализованная игра может помочь в развитии связной  речи, так как она является самостоятельным видом речемыслительной деятельности. Именно формирование умения и навыков связной речи у  старшего дошкольного возраста одна из важных задач, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний.  Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. В процессе игры  ребёнок сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Именно ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Как показывает педагогический опыт, значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка достаточно велико. Поэтому она должна занимать достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

Я считаю, что данная работа, по развитию связной речи у детей старшего возраста посредствам театрализованной деятельности, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

По моему мнению, разнообразие тематики,  средств  изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать в целях всестороннего развития личности.

Цель: Развивать  связную речь  детей старшего  дошкольного возраста ч посредствам театрализованной   деятельности.

Задачи:

1.Разработать систему работы по развитию связной речи у  детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

2.Совершенствовать средства, методы, приемы развития связной  речи у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность,  в соответствии с требованиями ФГОС ДО                      

3. Обобщить опыт работы развития связной речи детей, старшего дошкольного возраста посредствам  театрализованной деятельности;

4.Установить взаимодействие родителей, воспитателей для обеспечения единства требований при реализации задач с целью обогащения связной  речи детей  старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

   Театрализованная игра помогает стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса, усваивать богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.), совершенствовать артикуляционный аппарат, формировать диалогическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь ребенка.

 В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

 Педагогическую работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности я организую в различных формах и провожу как с детьми, так и с родителями.

Понятие и виды театрализованных игр.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

  • игры-драматизации и
  • режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами драматизации являются

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

  • настольный,
  • плоскостной и объемный,
  • кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
  • катушечный;
  • ложковый;
  • баночный;
  • кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую:

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.  

Для достижения цели определила последовательность действий:

- Изучение научно-методической литературы по данной теме.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе  для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми старшего  дошкольного возраста.

- Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста посредствам  театрализованной деятельности.

-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.

Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания деятельности;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- постепенное усложнение;

- цикличность.

Первым направлением моей работы стало  создание Развивающей предметно пространственной среды в группе по теме моей квалификационной работы. Так как,  считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии детей. В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей  я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

В группе я оборудовала центр театральной деятельности, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра:

настольный, кукольный,  пальчиковый, теневой, би-ба-бо, а так же реквизит, декорации, маски, куклы и многое другое. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей.

Всё это создавало благоприятные условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В нашей группе  функционирует центр  по развитию речевой активности  «Словечко», в который совместно с детьми мы решили  поместить: альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, художественную литературу,  картотеку потешек, пальчиковых упражнений,  артикуляционной гимнастики, Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Пересказать знакомые им  потешки.

Для работы по развитию связной  речи я подобрала картотеки дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи «А что потом?»,  «Давайте хохотать, «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-описание» и т.д.

– На развитие связной речи «Потому что?», Какая картинка не нужна?», «Пойми меня»,  «А я бы»,  «Что изменилось?», «Так бывает или нет?».

Подобрала картотеку Театрализованных игр: «Зеркало»,  « Телефон», «Давайте хохотать», «» и др.

В работе над звуковой стороной речи, «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Оформила сборник сказок «Сказки и Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста», «Зайка в детском саду», «От бублика до ватрушки», «» и т.д.

Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Где это я видел?», «Сказка за сказкой»,  «Мой первый рассказ», «Короткие истории», «Домино»,   «Что , где находится?», «Слоги, слова, фигуры» и т. д. Иллюстрации, наглядный материал, книги, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания.  Книжный центре  многофункционален и разнообразен. В нём размещены книжки – малышки, книги – раскладушки. В центре  театрализованной деятельности   имеются персонажи  знакомых детям  потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

Развивающая предметно пространственная среда театрализованной деятельности, созданная в группе для детей старшего  возраста оказалась  доступной, многофункциональной, насыщенной, безопасной, трансформируемой. Всё это  привлекло внимание детей к тесному сотрудничеству с воспитателем. Дети с большим  интересом  рассматривали картинки, иллюстрации, книги, рассказывали потешки, проигрывали пальчиковые игры, игры – ситуации.

Немало важную роль для развития связной речи имеют  «пальчиковые игры», которые не только развивают мелкую моторику пальцев рук, но и способствуют развитию речи. Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Этот  театр не заменим и прекрасен в работе с детьми.

Начиная с простейших потешек («Зайка начал умываться», «Водичка - водичка», «Разложили кашку», которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, которые требовали от ребёнка внимания, терпения и старания («Как на тоненький ледок», «Раным-рано поутру», «Дождик, дождик, веселей »). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая ребятам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

Любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Зающкина избушка»», «Курочка ряба», «Серебряное копытце», «Лиса и петух», «Гуси лебеди» показывала в разных вариантах театра: фланелеграф, конусный, настольный, теневой театр, би – ба – бо, театр на ложках,  пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием.  Ребята учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Особое место в жизни детей старшего дошкольного возраста занимает,  безусловно, игра-драматизация.  Ребятам нравится брать на себя роль и обыгрывать её.

Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, В.Лебедевой, А.Жуковой, В.Г.Мельниченко, Е.Рачаевой,  М.Тюрина, проводила беседы. Всё это способствовало  формированию у детей представлений о характере и образе сказочных героев, обогащение  словарного запаса.

Часто использовала игры – ситуации «Уколола пальчик», «Поругалась с другом», «Поставили в угол»  и т.д.

С большим удовольствие ребята изображали: радостного ребёнка распускающийся цветок, шкодливого котёнка, падающий листок с дерева и многое другое.

При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения М. Цветаевой «У кроватки»  спрашивала у детей: «Какое настроение вызвало у вас данное  стихотворения? Понравилось ли вам оно?

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц?  Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Кулачки», «Звуки прибоя», «Воздушные шарики» игры: «Зайка», «Кукла на качели».

Пальчиковый игротренинг «Варим мы компот», «Грибы», «Котёнок», «Кто идёт?» помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Зайчик», «Окошко», «Лягушка»

Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «принеси», «помоги», возьми, «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории»  например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

 Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Разноцветные мячики

2.Мышки

3. Мама спит

4.Пушистый котёнок.

5.Потеряли игрушку

6.Играем в снежки

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется

поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением  обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста  начинаем работать над пластикой движений: учу детей  посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться; Колобок весёлый, озорной, доверчивый, бегает легко, на носочках; Кай до волшебства – добрый, весёлый, смелый, внимательный мальчик, а после волшебства Снежной королевы выражение его лица становится злым, бессердечным, надменным, он хмурит брови, взгляд его холодный, равнодушный). В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями: взрослые изготавливают приглашения, афиши, программы, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их.

Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость. Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Считаю, что вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Курочка ряба, «Репка», «Теремок»» и др.

Инструктор по физической культуре отработал  с детьми различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

Родители  несомненно являются участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. В своей работе с родителями уделяла  особое внимание значимости  театрализованной деятельности для развития  связной речи детей старшего возраста.   С большим удовольствием родители  участвуют  в подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации различных видов театрализованных игр дома. Всё это не только способствует развитию связной речи, но и объединяет нас.

Честно с детства люблю  обыгрывать роли, участвовать в праздниках. 

Тем самым могу сказать, что именно посредствам театрализованной деятельности буду стремиться развивать у детей связную речь.

Заключение

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно  в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. В моей работе был проведен анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому воспитанию дошкольников средствами театра, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования.  Изучены  формы и методы руководства театрализованными играми, методика руководства играми-драматизациями. Разработала этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития  связной речи детей дошкольного возраста.  Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

Результат проделанной работы:

-У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

- Расширились представления детей об окружающей действительности.

-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.

 -Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки

-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.

-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при  работе над данной темой  

-я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей? 
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. 
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

В заключении хотелось бы отметить, что использование театральной деятельности в целях развития  связной речи детей старшего дошкольного  возраста  становится возможным при выполнении следующих условий:

-совместного участия в данном процессе детей и взрослых;

-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-при создании развивающей предметно пространственной  среды;

- последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

Литература:

1 . Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

 3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

7.Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

9. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.

10. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

12. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...

Проект "Издание газеты "АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста с приложениями

Проект разработан с целью формирования лексико-грамматической стороны речи и развития познавательно-творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста средствами технологии развития кри...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....

Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...