Главные вкладки

    Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
    статья

    Калина Асия Хусяйновна

    По моему мнению, разностороннее тематикой, средств изображении эмоционально театральной деятельности дают возможность пользоваться вцелях всестороннего развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система работы

    Тема: «Развитие связной  речи детей старшего дошкольного возраста  посредствам театрализованной  деятельности»

                                                                           

     Воспитатель:

    Калина А.Х.

    Карасук 2020 г

    Актуальность

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, вечно занятые   родители в наше время  часто забывают о том, что речь ребёнка нужно развивать, а не пускать на самотёк. Дома ребенок проводит мало времени в обществе своих родителей. Ребенок в домашних условиях  большую часть времени сидит за компьютером, у телевизора или играет своими игрушками.  В редких случаях ребенок может услышать от взрослых прочитанную сказку или рассказ. Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад.

    Считаю, что театрализованная игра может помочь в развитии связной  речи, так как она является самостоятельным видом речемыслительной деятельности. Именно формирование умения и навыков связной речи у  старшего дошкольного возраста одна из важных задач, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний.  Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

    Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. В процессе игры  ребёнок сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Именно ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

    Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Как показывает педагогический опыт, значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка достаточно велико. Поэтому она должна занимать достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми.

    В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

    Я считаю, что данная работа, по развитию связной речи у детей старшего возраста посредствам театрализованной деятельности, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

    По моему мнению, разнообразие тематики,  средств  изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать в целях всестороннего развития личности.

    Цель: Развивать  связную речь  детей старшего  дошкольного возраста ч посредствам театрализованной   деятельности.

    Задачи:

    1.Разработать систему работы по развитию связной речи у  детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

    2.Совершенствовать средства, методы, приемы развития связной  речи у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность,  в соответствии с требованиями ФГОС ДО                      

    3. Обобщить опыт работы развития связной речи детей, старшего дошкольного возраста посредствам  театрализованной деятельности;

    4.Установить взаимодействие родителей, воспитателей для обеспечения единства требований при реализации задач с целью обогащения связной  речи детей  старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

    С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

       Театрализованная игра помогает стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса, усваивать богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.), совершенствовать артикуляционный аппарат, формировать диалогическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь ребенка.

       В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

       Педагогическую работу по развитию речи детей в театрализованной деятельности я организую в различных формах и провожу как с детьми, так и с родителями.

    Понятие и виды театрализованных игр.

    Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

    Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

    Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

    Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

    • игры-драматизации и
    • режиссерские игры.

    В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

    Видами драматизации являются

    • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
    • ролевые диалоги на основе текста;
    • инсценировки произведений;
    • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
    • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

    В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

    Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

    • настольный,
    • плоскостной и объемный,
    • кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
    • катушечный;
    • ложковый;
    • баночный;
    • кулачковый и т.д.

    В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

    Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

    Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую:

    Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

    Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

    Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

    Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    Я считаю, что в театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.  

    Для достижения цели определила последовательность действий:

    -Изучение научно-методической литературы по теме.

    -Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

    -Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности

    -Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства

    Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

    • возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
    • доступность содержания деятельности;
    • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
    • постепенное усложнение;
    • цикличность.

             Первым направлением моей работы стало  создание Развивающей предметно пространственной среды в группе по теме моей квалификационной работы. Так как,  считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии детей. В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей  я учитывала:

    - индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

    - особенности его эмоционально – личностного развития;

    - интересы, склонности, предпочтения и потребности;

    - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

    - возрастные и полоролевые особенности.

    В группе я оборудовала центр театральной деятельности, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

    Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра:

    настольный, кукольный,  пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

    Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В нашей группе  функционирует центр  по развитию речевой активности  «Речевичок», в который совместно с детьми мы решили  поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку пальчиковых упражнений,  артикуляционной гимнастики потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Пересказать знакомые потешки.

    Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр по следующим направлениям:

    – Для формирования грамматического строя речи «Телефон», «Давайте хохотать, «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-описание» и т.д.

    – На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

    – В работе над звуковой стороной речи, «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

    Подобрала картотеку Театрализованных игр: «Не хочу манной каши!»  «Как варили суп», «Медвежата», «Моя Вообразилия» и др.

    Оформила сборник сказок «Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста»;

    «Сон колобка», «Рыбка буль-буль», «Сказка о солнышке» и т.д.

    Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

    Всё это привлекло внимание детей. Они с интересом шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали потешки используя иллюстрации, стихи, играли с фигурками из театра.

    Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры».  Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

    Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

    Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Колосок» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

    В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

    С детьми часто использовала игры с разными видами театра «Придумай сказку» дети с удовольствием включались в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима.  В которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

     При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

    Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц?  Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

    Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

    При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

    Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.

    Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

    Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

    Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Чашечка», «Самовар», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

    Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории»  например:

    1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

    2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

    3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

    Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

    Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

    1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

    2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

    3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

    При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

      Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

    1. Солёный чай.

    2. Ем лимон.

    3. Сердитый дедушка.

    4. Лампочка потухла, зажглась.

    5. Грязная бумажка.

    6. Тепло – холодно.

    7. Рассердились на драчуна.

    8. Обиделись.

    9. Мне грустно.

    10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

    Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется

    поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением  обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста  начинаем работать над пластикой движений: учу детей  посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться; Колобок весёлый, озорной, доверчивый, бегает легко, на носочках; Кай до волшебства – добрый, весёлый, смелый, внимательный мальчик, а после волшебства Снежной королевы выражение его лица становится злым, бессердечным, надменным, он хмурит брови, взгляд его холодный, равнодушный). В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями: взрослые изготавливают приглашения, афиши, программы, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их.

    Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость. Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

    Литература:

    1 . Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

    2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

     3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

    4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

    5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

    6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

    7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

    8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

    9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

    10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.

    11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

    12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

    13. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

    14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

    15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.

    16. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

    17. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

    национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...

    Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

    Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

    Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

    Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

    Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, с СДВГ

    Формирование нового подхода к организации образовательного процесса, направленного на формирование системы саморегуляции произвольной деятельности у детей, в том числе с СДВГ Проблема социа...

    Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"

    quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....

    Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...