Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, которые способствуют формированию толерантного отношения к людям других национальностей, обеспечивается в пределах педагогических условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_usloviyah_duhovno.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях духовно-нравственного возрождения народов России, развития и утверждения национального самосознания, процесс формирования национальной толерантности претерпевает определенные изменения согласно задачам современного общества. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социализация», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений: «... формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу...»

Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется общество.

Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной воспитательной системы.

Воспитание - участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. Термин воспитание указывает на искусственную составляющую в этих процессах, на функцию, которая, в одном случае, является неотъемлемой для взрослых (родители), в другом - вменяется обществом специально подготовленным профессионалам (педагогическое сообщество). Толкование понятия воспитания является проблемной точкой педагогического знания.

В педагогическом сообществе существуют несколько пониманий этого понятия: Воспитание в узком смысле - это специальная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития - осуществления самовоспитание. В этом значении воспитание - педагогическое управленческое воздействие на процессы развития личности, которое тесно связано с процессами обучения, образования, подготовки, обеспечением грамотности и выступает одним из базовых педагогических процессов. Воспитание в широком смысле слова - процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания - передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. При этом воспитание может пониматься двояко: 1) только как процесс и результат системы целенаправленных действий и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание); 2) как процесс "стихийный", естественно складывающийся и происходящий помимо целенаправленных формирующих усилий человека. Путь воспитания - выработка человеком личностной системы (набора) смыслов. На протяжении всей истории человечества воспитание играло весьма важную роль в обществе. Конечная идеальная цель воспитания (как оно понималось в разные эпохи и в различных культурах) - совершенный человек.

Система - совокупность качественно различных, достаточно устойчивых элементов, взаимно связанных сложными и динамическими отношениями. Система как целое не сводится к «сумме своих частей», но проявляет системные свойства, коими не обладает, ни одна из составных частей системы. Она подчиняется особым законам, не сводным и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или частных связей между ними.

В последние годы в педагогику вошло понятие "воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике.

Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.З. Вульфова, А В. Г'авилина, О С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, A.M. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Галанчука и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем, что позволило значительно обогатить педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность ребенка.

Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что "воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения". Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка. На его взгляд, "воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся".

Воспитательная система способствует целенаправленному и эффективному развитию ребенка. При создании системы преобразования воспитательной практики ведущая роль принадлежит системному подходу. Система - то не просто совокупность компонентов и элементов, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции. Именно при условии единства взаимосвязанных элементов и достигается поставленная цель.

Принципами системного подхода являются следующие основополагающие идеи.

Идея целостности - взаимосвязь и взаимодействие компонентов системы обеспечивает её целостность; систему можно представить целостной, когда она обоснованно, с учетом существующих связей и отношений, выделяется из окружающей среды.

Идея коммуникативности - познать систему означает изучить её коммуникации - внутренние и внешние связи между:

  1. целевыми ориентирами, содержанием, способами организации и
  2. результатами воспитательного процесса;
  3. подсистемами учебной и внеучебной деятельности;
  4. прошлым, настоящим и будущим состоянием воспитательной
  5. системы;
  6. педагогами, детьми, родителями и другими участниками педагогического взаимодействия.

Идея управляемости и целенаправленности - цель определяет состав компонентов системы, их свойства и способ взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров способствует успешному функционированию воспитательной системы, в свою очередь, достижение этих ориентиров зависит от форм и способов управления жизнедеятельностью системы.

Идея развития - процесс количественных и качественных изменений в системе; В своем развитии система проходит следующие этапы:

возникновение, становление, период зрелости, преобразование.

В качестве методов изучения и преобразования систем чаще всего используются системный анализ, синтез и моделирование.

По Н.Л. Селивановой воспитательная система представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков - компонентов: цели; деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектами; внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А.В. Запорожца) Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства - это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание - занимают особое место в системе.

Педагогическая концепция целостного развития ребёнка - дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт).

Целостное развитие ребёнка - это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы. Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Воспитательная система образовательного учреждения имеет сложную структуру со следующими компонентами (табл. 1).

Цель: обеспечить формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста. Системообразующая деятельность должна отражать коллективную потребность; быть престижной в глазах детей, педагогов, родителей; быть естественной, органичной.

Субъекты - дети, педагоги и родители. В нашем понимании воспитательная система детского сада по формированию национальной толерантности детей дошкольного возраста - это целенаправленная, упорядоченная совокупность компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у дошкольного образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать формированию национальной толерантности детей дошкольного возраста.

Таблица 1 - Компоненты и элементы воспитательной системы формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

компонент

Индивидуально-групповой

Ценностно- ориентационный

Функционально- деятельностный

Пространственно - временной

Диагностико-аналитический

Элементы

Воспитатель, ребенок, родитель

Цель, задачи. Перспективы жизнедеятельности

Системообразующий вид деятельности. Формы и методы организации. Основные функции воспитательной системы.

Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная, предметно материальная среда.

Связи и отношения с другими общностями.

Место и роль воспитательной системы в воспитательном пространстве

Критерии эффективности. Методы и приемы изучения результативности.

Формы и способы анализа, оценки результатов.

Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало разработки системы воспитания национальной толерантности старших дошкольников (Рис. 1).



Мы включили в воспитательную систему четыре основных блока: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-диагностический.

Целевой блок направлен на обоснование социального заказа, цели, становления национально толерантной личности.

Содержательный блок включает организационно-педагогические условия, взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения, семьи и социума. Анализ и описание данного блока показывает, что основная функция заключается в практической реализации педагогической стратегии и определением эффективных организационно-педагогических условий, способствующих формированию национально толерантного ребенка. Субъектами воспитательной системы выступают дошкольное образовательное учреждение, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников и социум.

Процессуальный блок - обоснование и реализацию методов, приемов, средств и форм эффективного становления национальной толерантности ребенка.

Оценочно-диагностический блок направлен на определение задач экспериментальной работы, описание реализации комплекса организационно- педагогических условий, способствующих формированию национальной толерантности ребенка в системе дошкольного образования, её коррекцию и оценивание результата. В данном блоке представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить динамику процесса и его. Данные блоки и выступают элементами рассматриваемой нами воспитательной системы.

В завершении следует сказать, что национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, которые способствуют формированию толерантного отношения к людям других национальностей, обеспечивается в пределах педагогических условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

О формировании национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди росс...

Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...

Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...

Педагогические условия формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одн...

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности

Система работы по формированию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...

Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализован...