Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Куц Наталья Николаевна

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве способствует толерантному  отношению к людям разных национальностей и культур. 

        Преобразования, происходящие не только в педагогической науке, но и педагогической практике, обусловлены стремлением к изучению новых возможностей дошкольного детства, к поиску инновационных форм, методов и приемов в организации  дошкольного образования.Проблема развития и формирования  толерантной культуры  является одной из самых актуальных в России. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность  развития и формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи её формирования  в условиях семьи и дошкольного учреждения. Предпосылки толерантности формируются  у дошкольников в процессе всей жизнедеятельности,  непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. Одним из важных факторов  формирования предпосылок толерантности  дошкольников является продуктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад № 14 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

творческо-исследовательского проекта

«Формирование  предпосылок  толерантности  детей

старшего дошкольного возраста от 5 лет  до 6 лет

через книгоиздательство»

        

        Разработала:

 Куц Наталья Николаевна

                                воспитатель высшей квалификационной категории

Санкт–Петербург

                                                              2014

«Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем...»

Д.С.Лихачев 

Введение
         Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве способствует толерантному  отношению к людям разных национальностей и культур. 

        Преобразования, происходящие не только в педагогической науке, но и педагогической практике, обусловлены стремлением к изучению новых возможностей дошкольного детства, к поиску инновационных форм, методов и приемов в организации  дошкольного образования.

Использование проектного метода позволяет создать в ОУ условия для планомерной и эффективной образовательной работы. Проектный метод позволяет объединить детей, родителей, воспитателей в совместной результативной деятельности.

       Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга этнокультур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у дошкольников опыта строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

    В современном мире за последние годы проблема толерантного сознания приобрела документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

«Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, проблемам, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодняшний день важными принципами и ценностями,  необходимыми  для общего выживания и развития выдвигаются:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, проблемам,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Процесс образования построен, как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливает формирование у детей толерантности друг к другу. 
Социокультурная толерантность - это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. С
оциокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов. 

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, то есть все то, что  составляет  содержание  истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума). 
Эмоционально-нравственный компонент - это эмоционально-чувственная сторона   личности,   связанная с   ее потребностями,   ценностями, идеалами,    мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию и самореализации. 
Поведенческий компонент - это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении.

Актуальность выбранной темы

Санкт-Петербург с первых дней своего существования является многонациональным сообществом. Национальные диаспоры Санкт-Петербурга внесли большой вклад в его развитие. Этнокультуры глубоко интегрированы  во все сферы жизни города и являются неотъемлемым компонентом современного гражданского общества не только города, но и России в целом. Политика Правительства Санкт-Петербурга нацелена на распространение среди петербуржцев толерантности, интереса и уважения к культурным ценностям и традициям.

Проблема развития и формирования  толерантной культуры  является одной из самых актуальных в России. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность  развития и формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи её формирования  в условиях семьи и дошкольного учреждения.

В нашем детском саду  развиваются, воспитываются дети разных национальностей. Мы создаем оптимальные комфортные условия,  приближенные к условиям семьи, в которых каждый ребенок удовлетворяет свои индивидуальные образовательные потребности, в том числе в развитии многовариативных межличностных отношений.

Предпосылки толерантности формируются  у дошкольников в процессе всей жизнедеятельности,  непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. Одним из важных факторов  формирования предпосылок толерантности  дошкольников является продуктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.

     Проект позволил организовать  практическую творческо – исследовательскую  работу формирования предпосылок толерантности  детей дошкольного возраста:

-        посредством книгоиздательства на основе реального материала с использованием объективных данных семей воспитанников группы;

-        разработать систему образовательной деятельности с родителями наших воспитанников  в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в группе создана среда, способствующая формированию предпосылок толерантного отношения к окружающей ситуации, представителям разных культур, национальностей.

 Основными направлениями проекта являются:

  1. Формирование у детей толерантного отношения к окружающему миру через книгоиздательство;
  2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области социокультурного воспитания.

Руководитель данного проекта воспитатель - Куц Наталья Николаевна.

Цель проекта: Формирование  предпосылок толерантности  детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство.

Задачи:

  1. Формирование у всех участников образовательного процесса адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур.
  2. Создание предметно – пространственной  среды для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
  3. Организация партнерских отношений между ОУ и семьями воспитанников по формированию предпосылок толерантности  дошкольников.
  4. Обобщение и распространение педагогического опыта работы в ОУ.
  5. Пополнение материальной базы группы.

Тип проекта: творческо-исследовательский, по характеру контактов – в партнерстве с семьей, по числу участников – коллективный.

Общее руководство проектом: творческий союз детей, родителей, воспитателей.

Партнеры: дошкольники и их родители, педагогические работники.

Этапы работы:

  1. Организационный:
  • изучение методической литературы, интернет - ресурсов по теме проекта;
  • составление плана реализации проекта;
  • изготовление костюмов, мини – музеев, выставка книг
  1. Практический:
  1. Непосредственно образовательная деятельность  по формированию предпосылок толерантности у детей старшего возраста. 
  2. Проведение неделей толерантности по странам: Россия, Украина, Белоруссия, Дагестан, Казахстан, Молдавия.

Изучение материала по плану:

  1. Определение принадлежности ребенка к этнокультуре.
  2. Определение принадлежности ребенка к этнокультуре одной из стран, рассказ об этой стране.
  3. Изготовление национальных костюмов.
  4. Организация мини- музеев:  предметов народного промысла, игрушек.
  5. Обогащение развития детей через национальные традиции страны, семьи.
  6. Ознакомление участников проекта с достопримечательностями стран.
  7. Развитие игровой деятельности дошкольников через использование национальных народных игр.

3) Cовместная  деятельность  при создании мини – музеев (предметов национальной утвари и предметов народного промысла); выставки: костюмов, игрушек, книг, детских творческих работ, фотографии детей.

4) Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

5) Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные, народные подвижные, технология моделирования);

6) Работа с родителями (информирование о проекте, привлечение к работе над ним, консультации «Как рассказать ребенку о национальности своей семьи», фотографии детей с мамами, другими членами семьи).

  1. Итоговый:
  • итоговая  обобщающая  непосредственно образовательная деятельность «Дружба детей разных народов»;  
  • создание фото-книги « Дружат дети на планете»

Реализация проекта в образовательных областях: 

  • «Игры разных народов» (познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие)
  • Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей (худодожественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие)
  • Спортивный праздник (социально-коммуникативное, физическое развитие)
  • Выставка детских рисунков «Мои друзья» (худодожественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие)
  • Фотовыставка: «Я и моя семья…», «Традиции нашей семьи», «Моя семья родом из …» (худодожественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие)

Основные формы работы с родителями воспитанников ОУ по теме: «Формирование  предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет»:

Сотрудничество ОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения  дошкольников, обеспечивая качественное дошкольное образование и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

  1. Консультация

«Как рассказать ребенку о национальности нашей семьи»:

  1. (Имя ребенка), твоя Родина – город Санкт – Петербург. Санкт – Петербург находится  в стране Россия или Российская Федерация.
  2. А я родилась в городе …, в стране …, поэтому моя Родина – это….
  3. Я (национальность), потому что город … - это город (страна)
  4. Ты, мой ребенок, ты тоже как и я (национальность).

«Как рассказать ребенку о национальности родственников»:

  1. Твой дедушка (бабушка, дядя, тетя) родится в (городе), (страна), значит он (она) – (национальность).
  2. Возможно, по линии наших родственников ты тоже можешь быть этой национальности.
  1. Составление генеалогического дерева своей семьи

http://interesko.info/ava/wp-content/uploads/geneal-arbo.jpg

  1. Выпуск тематических групповых газет.
  2. Проведение тренингов.
  3. Презентация  семейных игротек.
  4. Целевые экскурсии  детей и родителей по городу.
  5. Посещение музеев:

Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии, СПб

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук)

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук), СПб

"Гранд Макет Россия", национальный шоу-музей

"Гранд Макет Россия", национальный шоу-музей в Санкт-Петербурге

Музей печати

Музей печати в Санкт-Петербурге

Российский этнографический музей

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге

Результаты проектной деятельности

В результате реализации проекта:

1. Создана фото-книга «Дружат дети на планете»

2. Пополнен методический кабинет современной методической литературой по формированию предпосылок толерантности  детей дошкольного возраста; созданы:  картотеки подвижных игр, сценарии спортивных  праздников, досугов с родителями.

3. В группе созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

4. Разработаны специальные мероприятия: по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста, по повышению  правовой и педагогической культуры родителей (памятки-рекомендации по воспитанию толерантности), по укреплению  отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. Формируются такие качества личности ребенка как дружелюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение  друг к другу, терпимость.

5. Развивается познавательный интерес к культурам других народов.

Оценка результатов

  1. Уровень формирования толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  

2. Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта;

- участие родителей в мероприятиях;

- успешное усвоение детьми правил и норм толерантного поведения в группе;

- положительный психологический климат в группе.

Практическая значимость

        Считаю, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости, терпимости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРУЖАТ ДЕТИ НА ПЛАНЕТЕ

Слайд 2

Дружат дети на планете, Ты со мной, а я с тобой. Кружит наши песни ветер Над планетой голубой ! Если громко засмеемся, Вот веселый будет смех! Если за руки возьмемся, Хватит радости для всех! Дружат дети на планете, Звонкой, юной, как весна. И одно нам солнце светит, И земля у нас одна!

Слайд 4

РОССИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЮЛЯ КОРОЛЕВА Я ЖИВУ В РОССИИ. МОЯ МАМА И МОЙ ПАПА ТОЖЕ В РОССИИ ЖИВУТ… МЫ В ГОРОДЕ… А БАБУШКА МОЯ ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ. МЕНЯ ТУДА ПАПА ВОЗИТ НА МАШИНЕ. У БАБУШКИ ЕСТЬ ПЕЧКА. И МАМА ПИРОГИ ПЕЧЕТ В ПЕЧКЕ.

Слайд 3

ЖИВУ В СТРАНЕ РОССИЯ… И МАМА С ПАПОЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ ЖИВУТ… С МАМОЙ МЫ ЕЗДИЛИ В МУЗЕЙ… В ЭРМИТАЖ… А ДОМА С МАМОЙ БЛИНЫ ПЕЧЕМ. ВАНЯ ПЕТРОВ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

БЕЛАРУСЬ

Слайд 3

АЛЕША КИРЬЯНОВ МОЯ БАБУШКА ИЗ БЕЛАРУСИ. НО ОНА ТАМ СЕЙЧАС НЕ ЖИВЕТ. ОНА ЖИВЕТ С НАМИ. ЛЕТОМ МЫ ЕЗДИМ ТУДА, В БАБУШКИН ДОМ. ТАМ МЫ САЖАЕМ ОВОЩИ И КАРТОШКУ… А МОЯ МАМА УМЕЕТ ВКУСНУЮ ЕДУ ГОТОВИТЬ ИЗ КАРТОШКИ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ОКСАНА ВОРОБЬЕВА МАМА СКАЗАЛА, ЧТО В БЕЛАРУСИИ У НАС ДАВНО ЖИЛИ РОДНЫЕ. А СЕЙЧАС ОНИ ЖИВУТ ЗДЕСЬ… В РОССИИ. Я ЗНАЮ, В БЕЛАРУСИИ ЛЮБЯТ КАРТОШКУ… БУЛЬБА. МАМА МОЯ ЖАРИТ ВКУСНЫЕ ПИРОЖКИ ИЗ КАРТОШКИ, ДРАНИКИ НАЗЫВАЮТСЯ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

УКРАИНА

Слайд 4

АЛЁНА ОМЕЛЬЯНЧУК МОЯ МАМА, ПАПА, СЕСТРА НАСТЯ ЖИВЕМ В РОССИИ. В ЛАДЫЖИНЕ ЖИВЕТ БАБУШКА. И МЫ ЛЕТОМ ЕЗДИЛИ К НЕЙ В ГОСТИ. У БАБУШКИ БОЛЬШОЙ ДОМ. У НЕЁ ЕСТЬ КУРОЧКИ И КОЗА. БАБУШКА ПЕЧЕТ ВКУСНЫЙ ХЛЕБ. И ЛЕПИМ ВАРЕНИКИ… В ТЕСТО МЫ ЗАВОРАЧИВАЛИ ВИШЕНКИ... МАМА ВАРИТ КРАСНЫЙ БОРЩ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОЛДАВИЯ

Слайд 2

МАКСИМ ШЕРЕДИН МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В МОЛДАВИИ. МАМА ГОВОРИТ, ЧТО У БАБУШКИ МНОГО ВИНОГРАДА РАСТЕТ. Я ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНЫЕ ЯГОДКИ.

Слайд 4

ДАГЕСТАН

Слайд 5

УМАР РАМАЗАНОВ В РОССИИ… МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ ДАЛЕКО, В ДАГЕСТАНЕ. МЫ ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ… МАХАЧКАЛА. МЫ С САИДОМ ТАМ НА ВОДОПАДЕ БЫЛИ. У БАБУШКИ ЕСТЬ КОРОВА. Я ЕЕ ДОИЛ… МАМА ПЕЧЕТ ЧУДУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КАЗАХСТАН

Слайд 3

ДАНИЯР Тажбагамбетов Я ВМЕСТЕ С МАМОЙ, С ПАПОЙ, С СЕСТРОЙ И С САЯНОЙ ЖИВУ В РОССИИ. А МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В КАЗАХСТАНЕ. ЛЕТОМ Я ЕЗДИЛ К БАБУШКЕ. ТАМ ОЧЕНЬ ТЕПЛО. ТАМ БЫЛИ КОНИ. Я ДАЖЕ СИДЕЛ НА ОДНОМ. У САЯНЫ ЕСТЬ ИГРУШКИ, МАЛЕНЬКИЕ ВЕРБЛЮДИКИ. МЫ В НИХ ИГРАЕМ.

Слайд 5

ДАША ЛАВРИНОВА С МАМОЙ, ПАПОЙ И БРАТОМ МЫ ПРИЕХАЛИ ИЗ КАЗАХСТАНА. МЫ С СОБОЙ ПРИВЕЗЛИ КОСТЮМ. ОН КРАСИВЫЙ, УКРАШЕН ЗОЛОТОЙ ЛЕНТОЧКОЙ. А НА ШАПОЧКЕ ЕСТЬ КРАСНАЯ КИСТОЧКА. ОН МНЕ НРАВИТСЯ. Я В ЭТОМ КОСТЮМЕ ВЫСТУПАЛА НА ПРАЗДНИКАХ В ДЕТСКОМ САДУ В КАЗАХСТАНЕ. У МЕНЯ ТОЖЕ ТАМ БЫЛИ ВЕРБЛЮДИКИ… МАМА ДЕЛАЕТ МАНТЫ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....

Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...