Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
методическая разработка

Огорельцева Татьяна Николаевна

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.

Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного учреждения.

Отличительные особенности данной методической разработки: развивающая функция обучения, предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Система занятий разработана для детей старшего дошкольного возраста.

К системе работы прилагается практический материал для воспитателей: перспективно-тематическое планирование, конспекты занятий, картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы, литературный материал, консультации для педагогов и родителей.

Данная методическая разработка может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx856.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 10 «ГУСЕЛЬКИ»

 Методическая разработка,

обеспечивающая реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»

Автор: Огорельцева Татьяна Николаевна,

Воспитатель

Аннотация

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.

Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного учреждения.

Отличительные особенности данной методической разработки: развивающая функция обучения, предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Система занятий разработана для детей старшего дошкольного возраста.

К системе работы прилагается практический материал для воспитателей: перспективно-тематическое планирование, конспекты занятий, картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы, литературный материал, консультации для педагогов и родителей.

Данная методическая разработка может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

7

  1. Характеристика интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

7

  1. Влияние шахмат на интеллектуальное развитие старших дошкольников

10

  1. Система работы по обучению старших дошкольников игре в шахматы.

12

  1. Мониторинг по выявлению умений дошкольников игре в шахматы

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

Приложение 1 Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

Приложение 2 Картотека дидактических игр, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

Приложение 3 Картотека загадок и стихотворений про шахматы

Приложение 4 Консультации для родителей

ВВЕДЕНИЕ

Мир шахмат прочно вошел в жизнь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это движение стало массовым. Наш округ – один из лидирующих регионов мира по проведению шахматных турниров в Интернете. В них ежегодно участвуют около 1,5 тысяч шахматистов всего света: от Перу и США до Китая и Индии.

На Всемирной шахматной олимпиаде 2010 года в Ханты-Мансийске была впервые применена технология интеллектуального комментирования партий. К Олимпиаде 2020 года школьники округа готовят новые разработки, шахматы будущего, позволяющие двигать фигуры на шахматной доске силой мысли. В 2017 году утверждена Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом созданий условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального).

В Декларации Европарламента, директор департамента образования и молодѐжной политики ХМАО – Югры Л.Н. Ковешникова отметила: "Организация шахматного образования – вовлечение ребят в процесс изучения шахмат и в новый процесс мыслительной деятельности - что является эффективным способом сопровождения развития мышления ребенка. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка! "

. И.Г. Сухин отмечает, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость, удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышлению, рассуждению, способствует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

 Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Новизна методической разработки состоит:

 в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;

 в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

 Задачи:

а) образовательные:

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

б) развивающие:

-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

- развивать мыслительные операции, логическое мышление и способности к самостоятельному принятию решений.

в) воспитывающие:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Характеристика интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Психологи и педагоги постоянно спорят между собой, что такое интеллектуальное развитие ребенка - эта некая сумма знаний и умений или способность эти самые знания усваивать и решать нестандартные ситуации. Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности достаточно богаты. Так, теоретические основы данной проблемы были раскрыты в фундаментальных трудах зарубежных исследователей; А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др. С именем американского психолога Дж. Кетелла связано появление термина «интеллектуальный тест». Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий философ и психолог В. Штерн.

Проблема социального интеллекта впервые была озвучена Эдвардом Ли Торндайком еще в начале XX в. Интересны результаты проведенных ученицей Пиаже А.-Н. ПереКлермон исследований влияния на развитие интеллекта детей социальных взаимодействий со сверстниками.

Под понятием интеллектуальные способности М.А. Холодная понимает свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания. Актуализация формирующего интеллектуального развития дошкольника во многом определяется средой, в которую он погружен, педагогической концепцией дошкольного учреждения, педагогическим проектированием.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходят существенные изменения в физическом и умственном развитии детей.

Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению со средним дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные на 80%.

Восприятие старших дошкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание старших дошкольников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему.

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально- образного переходит к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Особенностью детей данного возраста является потребность в осмыслении происходящего вокруг, в поиске детерминанты окружающей действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению. Поэтому так важно уже с трехлетнего возраста развитие кругозора, насыщение доступными пониманию детей занятиями, что даѐт пищу для ума четырехлетнего ребѐнка и вызывает потребность исследовать природу того, что его окружает. «На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач».

Отечественные исследователи (Т.Т. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер) при изучении возрастной динамики выявили, что пяти - шестилетний возраст является сензитивным в становлении мозговых механизмов, что имеет важное значение для обучения. Доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский считает, что по своим функциональным характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка готов к усвоению значительной по объему и сложной по качеству информации. Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: «Одна» из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни».

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. Причем, на сравнительно узком эмпирическом материале дети выделяют общие схемы ориентации в пространственно-временных и причинно-следственных зависимостях вещей. Эти схемы служат своеобразным каркасом той «системы координат», внутри которой ребенок начинает все глубже овладевать разными свойствами многообразного мира. Конечно, эти общие схемы мало осознаны и в малой степени могут быть выражены самим ребенком в форме отвлеченного суждения. Они, говоря образно, являются интуитивной формой организации поведения ребенка. Таким образом, можно отметить, что интеллектуальное развитие в старшем дошкольном возрасте находится на стадии окончательного развития - в этом возрасте формируются все виды интеллектуальной деятельности личности ребенка.

1.2. Влияние шахмат на интеллектуальное развитие старших дошкольников.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился:  «Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности».

 Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Г. Лейбниц указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарѐв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Несомненно, благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.

Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ, А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «…Шахматы – замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя»

 Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребѐнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребѐнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даѐт больше человеку, чем он тратит на неѐ. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чѐрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребѐнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

1.3. Система работы по обучению старших дошкольников игре в шахматы.

Предложенный опыт составлен на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение тренером. Я разбила методику обучения игре в шахматы на несколько этапов:

I этап- путешествие в Шахматное королевство.

С чего начать? С игры! Но не в шахматы, а в знакомство с историей возникновения шахмат, с шахматной доской. Ни в коем случае нельзя ставить перед детьми начальную позицию шахматной партии и тут же объяснить, как ходят фигуры. Дети редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Я начинаю обучение со знакомства с историей возникновения шахмат, читаю сказку-легенду, чтение сопровождаю слайдовой презентацией или видеофильмом.

Далее знакомлю детей с шахматной доской. Необходимо каждому ребенку для наглядности раздать шахматное поле. Необходимо научить детей ориентироваться на шахматной доске: отличать белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ. При объяснении особенностей шахматной доски дети должны видеть наглядные примеры на рисунках, или через интерактивную доску. Все направления дети должны повторять фигурой на своей доске.

II этап – знакомство с шахматными фигурами.

Для первоначального знакомства с шахматными фигурами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы, можно использовать и гигантские ростовые шахматы. Нужно не просто показать фигуру, надо рассказать о фигуре сказку, показать ее ‗домик‖ и где она живет на шахматной доске, нарядить ее, начать охотиться за ней. Эффект от игрового метода изучения шахмат ―по частям‖ велик. Постепенно ребята заинтересовываются игрой в шахматы. Начинаем мы изучать шахматные фигуры с короля. Вот про него сказка, стихотворение:

Не король, а тихоход,

Черепахою ползѐт.

Во все стороны – на шаг.

Вот такой король чудак.

Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии и трѐхлетний ребѐнок. С этого начинается первая игра, называется она «Чей король придет первым на волшебные поля противоположной стороны». Когда мы научились играть королѐм, мы ставим на доску пешки После того, как познакомились с пешками, знакомимся с ладьѐй. Играем пешками, королѐм, ладьѐй. Когда освоили ладью, ставим на доску следующую фигуру. Опять с ней знакомимся, учим стихотворение, играем. На каждом занятии идѐт игра с уже заученными фигурами.

Так, постепенно, шахматная доска заполняется, постепенно развивается внимание детей. Дети начинают понимать правила игры, логику игры. Всѐ это даѐт мощный тренинг для развития их интеллектуальных способностей. И когда через несколько месяцев дети играют уже всеми фигурами – это значит, что скачок в интеллектуальном развитии ухе произошѐл.

Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли они это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребѐнка, он может и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил ребенок, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграем с детьми в следующие игры-задания:

“Волшебный мешочек”. По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позволим и ребѐнку прятать фигуры, а сами угадываем, какая фигура в мешочке. Иногда мы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на нашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребѐнок на ощупь ищет определѐнную фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделаем из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед–король, «баба» – ферзь, «заяц» –пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки ―лиса‖ колобка не съест – колобок от неѐ убежит.

 “Шахматная репка”. Посадим «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чѐрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка»– конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

“Большая и маленькая”. Поставим перед ребѐнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать еѐ, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур.

 “Запретная фигура”. Поставим шахматные фигуры перед ребѐнком в один ряд. По нашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяемся ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибаемся». Если ребѐнок не заметит нашу ошибку, сами указываем на неѐ.

 “Что общего?”. Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

“Белые и чѐрные”. В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чѐрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя еѐ и еѐ цвет. Например: «Белый ферзь». Ребѐнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя еѐ. Например: «Чѐрный король». Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д.

“Угадайка”. Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем еѐ в кулаке. Предложим ребѐнку догадаться, что это за фигура. Когда ребѐнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

“Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берѐм какую-нибудь из фигур и ощупываем еѐ. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребѐнка: «Так?». Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями. Содержание игр можно интегрировать в разные виды занятий, так на математике: дети считают шахматные фигуры, придумывают задачи о них, рисуют шахматные доски на листе бумаги в клетку. На занятиях по обучению грамоте можно предложить детям «Игру в слова» (изменить одну букву в названии шахматных фигур). Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь). Называть шахматные фигуры, в названиях которых четыре, пять, шесть букв (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король). На занятиях по развитию речи придумать загадки, сказки о шахматах, на занятиях по изо деятельности нарисовать или слепить шахматные фигуры. На физкультурных занятиях ребятам нравились игры «Найди шахматную фигуру и промолчи». «Раз, два, три - к шахматной фигуре, беги», «Чья команда быстрее соберется» и другие. Когда дети запомнили названия фигур, их отличительные особенности, особенности хода можно переходить к турнирам.

Путешествуя по Шахматному королевству детей необходимо знакомить не только с шахматными фигурами, но и с выдающимися шахматистами: Александр Алехин, Василий Смыслов, Роберт Фишер, Михаил Таль, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. Рассказывать детям интересные факты из их жизни. Например, Анатолий Карпов играть в шахматы научился, когда ему не было и пяти лет. Играть в шахматы научил его отец. Анатолий Карпов всегда помнил слова отца: «Без проигрыша нет и побед!» Анатолий Карпов – выдающийся советский гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, носивший это звание много лет (1975 – 1985 г.) На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, дети постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.

III – знакомство с шахматными позициями. На данном этапе повторяется всѐ, что было пройдено ранее, для восполнения возможных пробелов и закрепления полученной информации. Убедившись в том, что дети освоили материал, можно подготовить и провести на одном из занятий шахматную викторину (на знание правил игры в шахматы), а после и шахматный турнир. Повторяются следующие темы.

-Поля.

-Горизонталь.

-Вертикаль.

-Диагональ.

-Центр.

-Ходы фигур, взятие.

 Для лучшего запоминания начальной расстановки хорошо использовать любой известный стишок на эту тему, например вариант шахматиста Г.Зенкова:

«По краям доски ладьи

Ставим мы как башни.

Следом, словно для погони

Встанут тут красавцы кони.

За конями и слоны

В строй скорее встать должны!

Не забудь взять на заметку,

Что с ферзями делаю:

Черный встал на черной клетке,

Белый любит белую!

Заполняй ряды скорей-

Ставь на место королей!

Закаленные в боях

Все фигуры на местах.

Перед ними есть стена

– Восемь пешек, как одна»

Для расширения знаний игры в шахматы вводится еще одно доступное для детей правило – это рокировка. Рокировка – это ход двумя фигурами сразу: королѐм и ладьѐй, когда ладья подставляется сбоку от своего короля и король ставится с противоположной стороны от ладьи, перешагивая через неѐ.

IV этап- это проведение турниров, соревнований.

Однако, во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка. Ведь в конечном итоге моя сверхзадача как педагога не только научить ребѐнка играть в шахматы, подготовить его к школе, а создать условия, при которых интеллектуальная работа приносит ему радость. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый Эта идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребѐнок должен получать радость от интеллектуального труда!»

  1. Мониторинг по определению умений детей основам игры в шахматы Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Критерии уровней развития детей

 Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приѐмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребѐнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счѐта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаѐт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление. Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаѐт и различает геометрические фигуры в различных положениях. Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование элементов шахматной игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников способствует: обобщению, систематизации и апробации методов и приемов развития логического мышления; повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний; формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Игра в шахматы решает сразу несколько образовательных задач: Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление, наблюдательность и внимание. Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Эстетическую: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Трофимова «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2. А. Трофимова «Учебник юного шахматиста» - Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

3. А. Трофимова «Шахматный тетрадь – раскраска» – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

4. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г. 5. В.В. Костров. В.Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015.

6. Сухин И.Г. волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994. 7. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. 8. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.

9. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

10. Шахматные дебюты для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013

Приложение 1

Перспективный план по обучению старших дошкольников игре в шахматы

Приложение 2

Картотека дидактических игр, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

«Волшебный мешочек»

По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребѐнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку.

В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребѐнок на ощупь ищет определѐнную фигуру.

«Шахматный теремок»

Сделайте из деревянной шахматной доски «Теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять. «Шахматный колобок»

Дидактическую игру – инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса», колобка не съест – колобок от неѐ убежит.

 «Шахматная репка»

Посадите «Репку» - клубок. Около неѐ малыш по росту выстраивает белые или чѐрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка. «Большая и маленькая»

Поставьте перед ребѐнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать еѐ, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д.

«Запретная фигура»

Поставьте шахматные фигуры перед ребѐнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, иногда «ошибайтесь». Если ребѐнок не заметил вашу ошибку, сами укажите на неѐ.

 «Что общего?»

Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой). «Белый ферзь» В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чѐрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя еѐ и еѐ цвет. Например: «Белый ферзь». Ребѐнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя еѐ. Например: «Чѐрный король». Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т.д.

«Угадай - ка»

Загадайте какую - нибудь шахматную фигуру и спрячьте еѐ в кулаке. Предложите ребѐнку догадаться , что это за фигура. Когда ребѐнок назовѐт загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т.д. «Куча мала» Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берѐте какую – нибудь из фигур и ощупываете еѐ. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно вы называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребѐнка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

«Школа»

Переверните шахматная доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребѐнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?... А этого?..»

«Цвет»

Попросите малыша поставить в ряд все белые и все чѐрные шахматные фигуры. Когда ребѐнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну – две чѐрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу и указать на неѐ

«Ряд»

Предложите ребѐнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребѐнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамида»

Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чѐрную, затем снова белую и чѐрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребѐнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту»

Попросите ребѐнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Над головой»

Назовите какую – нибудь шахматную фигуру. Еѐ должен быстро найти и поднять над головой ребѐнок.

«Догонялки»

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте еѐ бег по столу. После этого предложите ребѐнку выбрать и называть какую – либо чѐрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша еѐ догонит. Потом поменяйтесь ролями.

«Прятки» Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребѐнок должен найти их назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

«Кто быстрее?» Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребѐнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберѐт в определѐнном месте две – три одинаковые шахматные фигуры.

«На стуле» Поставьте на стул какую – нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребѐнком. Досчитайте до трѐх и на счѐт «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать еѐ

«Убери такую же» Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.

«Полна горница» Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом с клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребѐнку взять одну из шахматных фигур, назвать еѐ и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защѐлкивает шахматную доску.

Приложение 3

Картотека загадок и стихотворений для дошкольников про шахматы

  1. Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь…

(мат)

  1. Мы могли на ней бы плыть

 С русским князем по воде,

Но позволено ходить

 И по клеточкам…

(Ладья)

  1. Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье

– Королю объявлен…

(Шах)

  1. Быть особо защищѐнным –

У него такая роль,

Это правило резонно, Потому что он -…

(Король)

  1. Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…

(Слон)

  1. Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнѐм

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным…

(Конем)

  1. Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно

 И берѐт наискосок?

Ну конечно, это -…

(Пешка)

  1. Это правило известно,

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь есть ты

Вместо этого…

(Ферзя)

  1. Вот я выиграл почти,

И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный… (Пат) 10. Иногда король с ладьѐй

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют…

(Рокировкой)

  1. Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.

(Пешка)

  1. Кто с G2 на K4

Ходит буквой «Г»?

Через головы скакать

Может он вполне.

 (Конь)

  1. Он наискосок идет,
  2. Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути.

(Слон)

  1. Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок.

(Ферзь)

  1. Ходит очень осторожно

На один шажок,

Ненавидит слово ―Шах‖.

Вот и все, дружок.

(Король)

  1. Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру,

– Сказал ребятам Петя.

– Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

 Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

(Шахматы)

17. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)

18. Не живѐт в зверинце,

Не берѐт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит.

(Слон)

19. Продвигается не косо и не прямо,

 А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

 (Конь)

20. Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

(Ладья)

21. Гладкий люблю я, расчищенный путь,

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

(Король)

22. Он может ходить, как Ладья и как Слон

– И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперѐд и назад…

А бьѐт он и вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели.

(Ферзь)

23. Не люди, не звери, не часы, а ходят?

(шахматные фигуры)

24. Какой король не умеет говорить?

(шахматный)

25. На доске есть у меня две лошадки – два …

.(коня)

Стихи о шахматах

Шахматная доска и расстановка фигур

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всѐ для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Ферзь

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

 Он начать войну готов.

Слон

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны

Ладья

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперѐк.

Шаг ладьи тяжѐл и строг.

Может сделать рокировку –

Короля упрятать ловко.

Будет домик охранять,

Часовым в дверях стоять.

Пешка.

А пехота, как всегда,

Впереди идѐт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

Король.

Вот король –

он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаѐт рядом он на клетку,

Отдаѐт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаѐтся,

То врагам он не сдаѐтся.

В рукопашную идѐт,

Лично всем отпор даѐт.

Ферзь.

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

 Конь.

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чѐрное под ним.

За конѐм следи чужим!

Рокировка.

Рокировку делай смело:

Шаг, ещѐ один шажок

Короля уводим в бок.

А теперь ладьѐй шагаем,

Короля так прикрываем,

Чтобы он спокоен был –

Домик штабом послужил.

Шах и мат.

Шах и мат не путай брат.

Знает каждый – стар и млад:

Если спасся падишах-

Это будет только шах.

Если ж королю не скрыться,

Перекрыты все границы, 

Значит это точно мат.

А противник будет рад!

Приложение 4

Консультация для родителей

«Шахматы в дошкольном возрасте»

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаем вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребѐнка»? « Правила игры в шахматы» и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

 Когда же лучше начать заниматься с ребенком? Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х.Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

 Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

 Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

 Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам Оптимальный возраст для первого знакомства

малыша с шахматами – три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители. Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам. Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка. Мальчикам, обожающим игры в "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска. Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь. Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно. Детские шахматные турниры Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями. На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры. Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам. Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:

Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.

Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении. Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

 Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.

Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.

Что дает игра в шахматы ребенку?

В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей. Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребѐнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. В нашем Шахматном клубе мы обучаем детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет. На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны. Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки. На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.

Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

 - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс). Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Почему важно учить ребенка играть в шахматы»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребѐнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!

Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,

Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.

Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.

Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!

Шахматы – игра сильнейших,

Для ума заряд дает.

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет.

Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребѐнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчѐты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжѐнной борьбе.

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определѐнные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию моральноволевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.

Консультация для родителей

Все малыши в дошкольном детстве проявляют способности в пении, танцах, рисовании и лепке. Но однажды возник вопрос: «А можно ли обучать дошколят игре в шахматы?» Проанализировав историю шахмат, убедились – многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте. Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внимания, хорошего логического мышления, долговременной и оперативной памяти и самое главное без принятия решения нельзя представить себе качественную шахматную партию. Во время занятий шахматами у ребѐнка развивается всѐ это, и в последствии у него появляется возможность использовать эти навыки в повседневной жизни. Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя. Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причѐм ненавязчивого, интересного, увлекательного. К сожалению, общепринятой методики обучения дошколят игре в шахматы у нас не существует. Есть лишь опыт педагогов – практиков. Цель работы: не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, увлечь древней игрой, познакомить с еѐ азами. На игровых занятиях в простой и доходчивой форме дошколят знакомят со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых еѐ принципах, этике шахматной борьбы. Занятия носят комплексный характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решают задачи по развитию речи, изобразительной деятельности. Предпочтение отдаѐтся игровому методу обучения. Эффективными зарекомендовали себя такие приѐмы, как дидактические игры: Шахматный теремок; Запретная фигура; Шахматное лото; Что общего?; Чего не стало?; Шахматная шкатулка; Пройди и назови поле; а ещѐ головоломки, игровые ситуации, сюрпризные моменты, сочинение сказок. Обучение игре в шахматы на доступном для детей уровне, используя дидактические принципы обучения: от простого к сложному, от лѐгкого к более трудному, внося элементы занимательности и новизны. Повышению качества обучения, поддержанию у ребят интереса к игре способствует использование мультимедийных обучающих программ «Шахматные сказки»; «Шахматные путешествия» и другие. В занимательной форме дети постигают азбуку шахматной игры, получают уникальную возможность сразиться в шахматы со сказочными героями. Детский сад – это начальная школа, формой проведения мероприятий в дальнейшем могут стать тематические выставки, шахматные турниры совместно с родителями, изготовление шахматных фигур. Выставка детских рисунков на шахматную тематику. Такая система работы даст свои результаты. Массовое увлечение шахматами помогает выявить детские дарования, такие дети после знакомства с этой игрой охотно обучаются в детских спортивных школах города. Накопление такого опыта работы по обучению детей игре в шахматы убеждает нас в том, что шахматная игра может занять определѐнное в педагогическом процессе детского сада и семьи, ведь она не только воспитывает и обучает, а дарит ребѐнку радость творчества и обогащает духовный мир, приносит удовольствие на всю жизнь. Давайте поможем детям получить его.

«Шахматы – море фантастики, Это не просто игра. Шахматы – это гимнастика Памяти, воли, ума!»

Уважаемые взрослые! Откройте ребѐнку дверь в таинственный и загадочный мир шахмат. Сделайте вместе с ним первые шаги к большим победам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

Консультация для воспитателей«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы». Знаменитый советский педагог В. А. Сухо...

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....