Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».
консультация

Фролова Наталья Петровна

Консультация для воспитателей

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

 

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
Шахматы – очень древняя игра. Появилась в Индии, примерно 2000 лет назад.

Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей.  Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру. В дошкольном возрасте ребенок должен иметь элементарный уровень владения игрой, чтобы он к знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:

умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка,   уверенность в себе.

Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii-po-shahmatam-dlya-vospitateley.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
Шахматы – очень древняя игра. Появилась в Индии, примерно 2000 лет назад.

Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей.  Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру. В дошкольном возрасте ребенок должен иметь элементарный уровень владения игрой, чтобы он к знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:

умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка,   уверенность в себе.

Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.

Игра шахматы   признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.

Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», можно придумать свои истории.

Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.

В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, (например – покажи горизонталь, вертикаль), подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность, разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Сделай так».

Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть аппликации, раскраска шахматной доски и т.п.

На занятиях по шахматам нужно ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.

Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшего дошкольного возраста -   с 5 – 7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно.

 Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, затем познакомить с фигурами, после чего научить правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле и так далее.

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.

Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шахматы и решение простых шахматных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Главное правило- нет проигравших, просто сегодня ты просто не выиграл!!!!

Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит им удовольствие! А главное являются залогом отличного школьного обучения!

 

Подготовила  инструктор по ФК Сокина Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...