План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г
методическая разработка (старшая группа)

Багринцева Татьяна Николаевна

изучетие влияние развитие интелектуальных способностей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr._23-24_g.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский    сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

УТВЕРЖДАЮ: заведующий МДОУ д/с № 25 «Солнышко»          с.  Покойного         Г.В. Овчаренко

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г

Воспитатель:

Багринцева Татьяна Николаевна

с. Покойное, 2023

Актуальность:

Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные ЭВМ в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.  

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.  

К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».             Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, интернета, смартфонов, планшетов и прочих гаджетов.  

Цель: Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу обучения дошкольников игре в шахматы, курсов повышения квалификации, самообразования;  
  • Оформить центр игры в шахматы;
  • Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями;
  • Разработать систему работы с педагогами.  
  • Создавать  условия для полноценного развития каждого дошкольника.

 

Алгоритм реализации плана самообразования по теме: ««Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023 – 2024 год

Содержание работы по самообразованию 

1. Разработка нормативно-правовой базы сопровождения программы.

2. Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.  

3. Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка».  

 

4. Разработка методических материалов для работы.  

5. Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.  

 

6. Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.  

7. Участие в  конкурсах различного уровня.  

8. Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.  

9. Организация сетевого взаимодействия.

10.  Анализ достижения цели и решения задач.

 

  1. Ожидаемые результаты:

-использование и внедрение в образовательную деятельность новые технологии;

-создание методической папки и педагогических разработок;

-размещение материала в персональном сайте; Источники самообразования:

-специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая);

-Интернет;

-семинары;

-Мастер-классы;

Формы самообразования:

-индивидуальная-через индивидуальный план;

-групповая-через участие в рамках ДОУ;

  1. Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.
  1. Изучение условий организации обучения старших дошкольников игре в шахматы, создание шахматного центра в условиях МДОУ детский сад 25 «Солнышко» с.Покойного.
  2. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.  
  3. Использование методики И.Г. Сухина, направленную на обучение детей способности действовать «в уме». Подбор и изучение литературы по теме.
  1. Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка».

Предполагает выступление по теме «Обучение игре в шахматы, как элемент умственной культуры дошкольников». Подтверждающими материалами будут служить план проведения мини-педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.

 

  1. Разработка методических материалов для работы.
  1. Мастер-класс для педагогов «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников».  
  2. Семинар-практикум для педагогов «Шахматы»  
  3. Консультация для родителей «О пользе шахмат»  
  4. Практические занятия согласно планированию программы «Шахматное королевство».

 

  1. Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.

Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды.  Школа молодого педагога.

  1. Проведение конкурсов.
  • «Шахматные фигуры своими руками»  

- «Книжки-малышки про шахматы».  

Подтверждающий материал о реализации: положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада.

 

  1. Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.

-Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;  

  • «Праздник Пешки»;  
  • «Шахматная эстафета с Незнайкой»

Подтверждающий материал о реализации: практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.

 

  1. Организация сетевого взаимодействия.
  1. Мероприятия с детьми:  

- Образовательная деятельность с применением шахматного оборудования, дидактических шахматных игр и заданий.

  1. Мероприятия с родителями:  
  • Семинар-практикум для родителей «Играйте в шахматы, друзья!»  

-Презентация "История шахмат!»  

  • Совместное ООД (дети и родители) Не скучные шахматы»  
  1. Мероприятия с педагогами:  

Мастер-класс «Шахматы в ДОУ»  

Список литературы для изучения в рамках работы по самообразованию:

 

Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР.- 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .

Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону:   «Феникс», 2002. - 224с.

Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.

Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.

Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.

В.Хенкин  Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.

О.Подгаец Прогулки по   черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.

И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. -  1995.

Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. -  1966.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...