Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"
статья

 Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozhevnikova.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы»

«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти»

В.А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных   способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

На современном этапе развития общества все больше требуются квалифицированные специалисты с высоким уровнем интеллектуальных возможностей. ФГОС ДО ориентирует образовательную деятельность на воспитание личностных качеств ребенка, формирование его способностей, в том числе интеллектуальных.

Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

И в то же время стремительно меняется жизнь, быстро  изменяются   взгляды,  представления  детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к познанию.  Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий. Они являются «инструментом» мыслительных процессов.

 Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

Изучив педагогические технологии я отметила, что уникальным средством, способствующим формированию интеллектуальных способностей у детей является игра в шахматы.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах, в том числе и в России. 

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

 Шахматы – это уникальный инструмент развития мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта как детей, так и взрослых, так как они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Из вышесказанного следует, что процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. 

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, использование  такой интеллектуальной игры как  шахматы позволит развивать интеллект  детей в процессе игры.

Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста  ДОУ выявило то, что недостаточно развиты логическое мышление, ориентирование на плоскости, память, внимание.

Первичная диагностика  показала, что 95 % детей не знакомы с игрой в шахматы, у 5% детей – средний уровень знаний и умений. В результате первичного обследования было выявлено следующее:

Дети не знают:

• шахматные термины;

 • названия шахматных фигур;

• правила хода и взятия фигур;

• размещение доски между партнерами;

• начальное положение фигур;

• правила шахматного кодекса;

 • не различают линии шахматной доски;

• историю возникновения шахматной игры;

• выдающихся шахматистов.

  Анкетирование родителей  выявило тот факт, что только 5 процентов родителей (папы) умеют играть в шахматы, но у них нет времени обучать своих детей. Также  родители  высказали мнение о важности обучения  детей игре в шахматы.

В соответствии с выявленными  проблемами   и социальным заказом был организован   шахматный кружок, занятия проходили 1 раз в неделю.

Цель программы кружковой работы: развитие интеллекта, познавательных процессов и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

  Были поставлены  следующие задачи:

 - развитие познавательной и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

 - формирование навыков ориентирования в пространстве;

- сенсорно-перцептивная подготовка – развитие ориентировочной стороны познавательных процессов, формирование сенсорно-перцептивных действий; - мотивационная подготовка – формирование познавательных интересов, воспитание самоорганизованности и самоконтроля;

- коммуникативная подготовка – развитие диалоговых форм общения с другими и с собой (речевого мышления), формирование умений слушать и взаимодействовать с другими;

- укрепление психического и физического здоровья.

Работа по обучению игре в шахматы проходила поэтапно. Предварительно была составлена  программа  кружка на основе программы Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе». Основой организации работы с детьми в данной теме является система дидактических принципов:

 • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;

• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

 • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

 • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• принцип творчества – данный процесс сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

• принцип непрерывности и преемственности воспитательнообразовательного процесса между детским садом и школой – органичное и естественное  продолжение воспитания, обучения и развития личности начатое в дошкольном возрасте и успешный переход на новый этап становления и развития ребенка в базовую школу

Процесс обучения игре в шахматы включал следующие этапы:

1.Знакомство с шахматной доской. Целью данного этапа являлось овладение пространственным ориентированием на плоскости, знакомство с названиями шахматных дорожек: горизонталь, вертикаль, диагональ, умением видеть всю доску, а также отдельное поле. На данном этапе эффективно использовала дидактические упражнения «Покажи Горизонтали», «Покажи Вертикали», «Покажи диагонали», «Назови адрес», «Засели фишку по адресу» и др.

2. Знакомство с фигурами и пешками. На этом этапе  применялись игровой, наглядный и репродуктивный методы.  Для знакомства с фигурами использовались  загадки, стихи, игры, сказки. Например – сказка о двух королях, которые всегда враждовали,  сказка  о героической пешечке, которая  преодолела все преграды, превратилась в ферзя и  помогла своему королю победить. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использовала разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:

 • «Чудесный мешочек»

• «Угадай на ощупь»

• «Кто быстрее расставит фигуры»

• «Что общего и чем отличаются»

• «Лови – не лови»,

 «Сделай так»

• «Кратчайший путь»

• «Перехитри часовых»

• «Один в поле воин»

 • «Захват контрольного поля»

 • «Ограничение подвижности»

 • «Игра на уничтожение».

Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствовали повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носили большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно проводились динамические паузы или физкультминутки

3. Обучение правилам шахматной игры.  На этом этапе дети в ходе игровых, театрализованных, сказочных ситуаций знакомились  с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, «тронул -ходи», «сделал  ход -обратного пути нет».

 4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учились решать различные задачи и этюды, знакомились с дебютом и волшебным миром комбинаций. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

 5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения. Во время шахматных партий дети получают неоценимый игровой опыт, одерживают первые победы и учатся «стойко переносить» первые поражения. Обучающиеся познают дух соперничества и соревнования.

Практическая часть включала итоговые шахматные турниры в рамках  группы, шахматный турнир по определению лучшего шахматиста детского сада.

       В своей работе я старалась активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей. 

Развитие шахмат среди дошкольников невозможно представить без социального партнерства с родителями. В работе с родителями по данному направлению использовались следующие формы: консультации (устные и письменные), беседы (индивидуальные и подгрупповые), открытые занятия, семинар-практикум для родителей «Учимся играть в шахматы» и др.

Таким образом, из опыта моей работы в направлении шахматного образования в ДОУ следует отметить:

 • начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам;

• важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,

использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций;

• у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения;

• шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые обязательно бывают, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Литература:

1. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

 2. Сухин, И. Г. «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: автореферат диссертации / И. Г. Сухин. – Москва : Астрель, 2008.

3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М. : Астрель : АСТ, 2000.

 4. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск : Духовное возрождение, 1998.

 5. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск : Духовное возрождение, 1999.

 6. Сухин, И. Г. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов. Стихийные волны шахматного всеобуча в РФ [Электронные ресурс]. – URL: http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/ (дата обращения: 01.09.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....