«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».
материал на тему

ЭРЕНТРАУТ СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

 Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chtenie_erentraut.docx44.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №2 г. Татарска

Педагогические чтения:

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества  образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

Секция:

«Современные подходы к организации образовательной деятельности

в контексте реализации

ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО».

Тема «Игра на детских музыкальных инструментах

как средство развития музыкальных способностей

 детей дошкольного возраста».

Исполнитель: Эрентраут Светлана Юрьевна

МКДОУ- детский сад № 2  

                                                               Воспитатель первой квалификационной категории

Татарск, 2018г.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, которые связаны с поддержкой разнообразия детства, сохранением его уникальности и самоценности. В ФГОС ДО выделены образовательные области, призванные обеспечить разностороннее развитие дошкольников, среди которых - художественно-эстетическое, предусматривающее формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального произведения, реализацию самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. В этих условиях важен выбор образовательной программы, которая способна решить задачи, поставленные в ФГОС ДО.

  • начале своей работы была проведена диагностика (автор Тарасова К.В.) по определению музыкальных способностей дошкольников, в результате анализа индивидуальных диагностических данных было определено, что у большинства воспитанников отсутствуют навыки игры на

детских музыкальных инструментах, слабо развиты чувство музыкального ритма, музыкальная память и ладовысотный слух, т.е. дети не могли воспринимать и воспроизводить мелодию, а так же подбирать инструменты соответственно характеру музыкального произведения. Поэтому меня и   заинтересовала проблема развития музыкальных способностей детей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения и

музыкально-ритмических движений. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных и аналитических способностей, в ходе чего, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра на детских музыкальных (шумовых) инструментах позволяет приобщать воспитанников

  • интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей, доставляет им радость музыкального творчества и эмоционально-эстетическое удовлетворение.

Новизна заключается в разработке системы по развитию музыкальных способностей дошкольников, основанной на постепенном переходе от методов и приёмов обучения до самостоятельной игры детьми на музыкальных инструментах, а так же игры в ансамбле и оркестре.

Сложности заключались в отсутствии разнообразия инструментов. Но и эта задача легко решается. Мы с детьми сделали самодельные музыкальные инструменты. Изготовление игрушек- самоделок процесс интересный и полезный.. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки. Таким образом в нашей коллекции появились самодельные маракасы , рубель ( из использованных цв. карандашей,  шумелки ( баночки из под йогурта), барабаны( из  вёдер) и т.д

       На основе выше изложенного в моей работе была   определена тема для самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

          Целью данной темы:  расширение  и  обобщение  представления дошкольников о  разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в  соответствии с  содержанием  ФГОС ДО,  создание  благоприятных  условий  для  развития  музыкального исполнительского творчества   детей.  

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретические (анализ научной литературы и педагогического опыта);

- эмпирические (эксперимент, наблюдения);

 Для этого использую современные образовательные технологии:  

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для этого использую современные образовательные технологии:  

  • Здоровьесберегающие (сказкотерапия, двигательная терапия, музыкотерапия,  цветотерапия, звукотерапия);
  • личностно-ориентированные (игры, упражнения, наблюдения, этюды);
  • социоигровые (работа в малых группах на занятиях, методы создания проблемных ситуаций, приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности)

 Реализацию задач и программного содержания  осуществляю через разнообразный репертуар.  Использую разные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Слайд  Постоянно отслеживаю умения, навыки воспитанников с целью своевременной помощи и развития способностей.

               Знакомство с музыкальными инструментами я начинаю с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте ( высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано), знать и различать звуки бубна и погремушки, научиться реагировать на смену музыки. Для достижения результата использую игры на развитие звуковысотного слуха.  «Петушок» М. Раухвергера, «Тихо – громко» Е. Тиличеевой.   Под тихую музыку дети постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают

«Кукла» «Ходим - бегаем» Е. Тиличеевой, пляска «Бубен» Г. Фрида.

Воспитатель водит куклу по залу , а я передаю ходьбу куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней

«Кошка и котята»» детям предлагаю  изобразить, как мяукает кошка(низкий звук), или котёнок ( высокий звук).

«Какая птичка поет?».

На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. показываю, как поет большая птичка (играю на фортепиано до первой октавы) и как маленькая (до третьей октавы). Затем поочередно беру «до» первой и «до» третьей октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить во второй младшей и средней группе, но на  металлофоне и привлечь детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Однажды я сообщила  детям  что у меня ночью мышки съели ноты и играть я теперь для них не смогу. А чтобы их отыскать необходимо в зале   найти все возможные предметы из которых мы способны извлекать звуки это были и стульчики, и стены, и пол, и муз. инструменты и т.д . За некоторыми предметами дети находили ноты и приносили их мне. В конце занятия я объяснила детям что всё из чего можно извлечь звуки это и есть музыка, а музыка записывается в нотках. Таким образом я расширила  знания детей о музыкальных  инструментах и повысила интерес к музыкальным занятиям.  После таких необычных занятий я прихожу к выводу , что  дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку.     Так же в своей работе я  использую методику Железновых (сказки –шумелки) Слайд. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

С помощью занимательных сказок-шумелок, дети  так же  знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, развивают  слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное состояние. Дети с удовольствием включаются в работу и с интересом озвучивают на различных музыкальных инструментах разных героев. По своему содержанию сказки  представлены яркие, доступные для детей.      

           Я заметила что во вторй младшей группе детям  доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами.  Упражнение «Лошадка»  дети с ложками в руках ходят по залу ( постукивая – с начало медленно , потом быстро.) Сначала лошадка ходит медленно - гуляет , затем  галоп). Дети  должны научиться соотносить движения с музыкой. Практика показала что  в этом возрасте дети свободно реагируют на смену музыки..  Поэтому продолжаю закреплять знания полученные в первой младшей группе. Они умеют на ложках, кубиках, колпачках отстукивать ритм. Для закреплений ЗУНов помогают следующие упражнения «Поезд» (Поезд набирает ход-дети медленно ударяют кубиками, затем поезд набирает ход- дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее)

           Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

        Для детей среднего и старшего возраста использую учебное пособие И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма у детей 3-7 лет. В музыкальном воспитании это новый, интересный и необходимый раздел. В книге разработанны увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми. К сборнику прилагается дидактический материал - таблицы и картинки,  дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса), чтобы облегчить работу , и заинтересовать детей  использую ритмические карточки; Слайд         

          Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более  эффективной.  При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах. Для детей этого возраста важно научить играть и говорить одновременно.  Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, лев, белочка и т.д.  Слайд

           Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. В работе с детьми  стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры.  Слайд

               Обучению на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание, так как к этому времени дети хорошо владеют инструментами с легкостью могут прочитать любой ритмический рисунок и даже составить его самостоятельно.  К концу  учебного года все дети овладевают практическими навыками  игры на нескольких музыкальных инструментах. Они знают названия инструментов, характер их звучания. Очень нравиться  подыгрывать ритмические рисунки на  мультимидийной доске.  Дети чувствуют себя самостоятельными, творческими, открытыми и необходимыми друг другу.

 Я часто предлагаю детям сыграть в музыкальные- загадки. Несколько инструментов прячу за невидимой ширмой, а детям предлагаю узнать какой инструмент звучит , или даже пара инструментов.  Поэтому в подготовительной к школе группе я прибегаю к игре в   оркестре. Но музыкальные инструменты можно использовать не только в оркестре. Дети с большим удовольствием танцую кадриль с ложками, на новогоднем празднике девочки-льдинки танцевали с колокольчиками, на весеннем празднике для мам мы показывали танец с бубнами. Все полученные умения и навыки мы с детьми с удовольствием демонстрируем родителям на  утренниках или музыкальных вечерах. Видеоролик

        В  организации поставленных целей и задачах помогает книга Н.Г.Кононова автор которой рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них.

      Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать.   В книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

           Моя работа в данном направлении показывает что, у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода

Тест - игра на изучение чувства ритма

«Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.

          Моя работа требует систематического  повышения своего музыкально-педагогического  уровня, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, изучаю нормативные документы и требования к качеству воспитательно - образовательного процесса, интересуюсь новыми методиками, инновационными технологиями, регулярно знакомлюсь с  новинками  методической  литературы.  Являюсь активным участником методической работы в ДОУ и на районном уровне Слайд.  

     За свою педагогическую деятельность была награждена Слайд

1. Дипломом  2 степени 2 Всероссийского конкурса  профессионального  мастерства « Призвание -воспитатель»  номинация « Наш праздник»т  2015г.

2 Дипломом за вклад подрастающего поколения и участие во 2 Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Призвание-воспитатель» номинация «Работа с родителями». 2015г.

3.Сертификатом участника Всероссийского конкурса идей оформления прогулочных участков «Чудо-участок детского сада» 2014г.

 4. Благодарностью за участие в смотре- конкурсе методических служб образовательных учреждений района в 2014г.  

5. Свидетельство о публикации на сайте « Слово педагога» в номинации Мастер-класс для воспитателей 2018г

6. Благодарственное письмо . Редакция всероссийского издания СМИ за активное участие и личный вклад по внедрению ИКТ в образовательный процесс. 2018г

7. Сертификат  участия в районном районом методическом объединении воспитателей 2018г

8.Благодарность от родитетелей подготовительной группы 2017г.

9. благодарность от родителей подготовительной группы 2015г.

Благодарность от родителей подготовительной к школе группы 2014г

10.Диплом второй степени за победу в конкурсе фотографий « летние прогулки»2015г

11.Диплом за 1 место в международном конкурсе  « лучший сценарий праздника»2015г

12. грамота за высокие профессиональные достижения  управление образования 2017г

13.  Диплом  районного смотра –конкурса художественной самодеятельности среди педагогических коллективов образовательных учреждений, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне и 90- летию татарского района. 2015г

14. Диплом лауреата  районного смотра –конкурса художественной самодеятельности среди педагогических коллективов образовательных учреждений, « Призвание -2016» в номинации « Учитель- ученики»

А так же мои воспитанники были награждены:

1.        Дипломом победителя 1 районного конкурса « маленькое чудо» а номинации «Дефеле» 2011г.

2.        Дипломом  «районного конкурса « Маленькое чудо» за самую добрую песню для папы 2014г.  

3        Лауреат третьей степени районого конкурса среди детей дошкольного возраста « маленькое чудо»  2015г

   Моя работа в данном направлении показывает что, у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода.

График сформированности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, через игру на детских музыкальных инструментах

за период с  2015 по 2018 учебный год.

        

        В дальнейшем планирую продолжить работу по теме « Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» с использованием проектной деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

«Развитие потребностей в творческом самовыражении и инициативности детей старшего дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Обучение детей игре на  музыкальных инструментах, приобщение эмоционально переживать музыку как выражение некоторого содержания. Основами носителями этого содержания являются в музыке звуко...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...