Главные вкладки

    Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
    методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

    Готовцева Новлия Исламовна

    Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx55.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

    Введение.

    Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников через обучение игре в шахматы.

    Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

    Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам.

    Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

    Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.

    Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

    Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

    Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

    Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

    Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

    В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”.

    О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”.

    Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

    Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.

    Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

    Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.  Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 

    Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

    Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования. 

    Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

    Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сензитивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. 

    Параметры исследования:

    Цель исследования – выявить степень влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие старших  дошкольников.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие старших  дошкольников.

     2. Выявить и применить в практике работы ДОУ наиболее эффективные методы и приемы интеллектуального развития через шахматы.

    3. Рассмотреть игру в шахматы  как средство активизации развития интеллектуальных способностей.

    Объект исследования  – интеллектуальное  развитие дошкольников

    Предмет исследования – игра в шахматы

    Гипотеза исследования –  влияние шахмат на интеллектуальное  развитие дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

    – использования методики обучения игре в шахматы для дошкольников;

    –учета индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка;

    –использования разнообразных форм организации обучения игре в шахматы;

    Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике работы воспитателей ДОУ.

    План исследования

    1. Констатирующий этап – выявить уровень интеллектуального развития старших  дошкольников через игру в шахматы  при помощи следующих методов – анкетирования родителей, педагогической диагностики, педагогического наблюдения. Срок – сентябрь 2011 года

    2. Формирующий этап – внедрение в практику работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня интеллектуального развития через игру в шахматы. Срок –  октябрь 2011 года – апрель 2012 года.

    3. Заключительный этап – повторное выявление уровня интеллектуального развития старших  дошкольников через игру в шахматы при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Срок – май 2012 года.

    Глава 1. Теоретические аспекты интеллектуального развития старших дошкольников через обучение игре в шахматы.

    1.1. Основные направления и содержание деятельности 
    по обучению игре в шахматы
            Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.):
    Формировать умение классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление, простейших графических умений и навыков.

    – Подготовка к изучению математики в начальной школе: узнавать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться); собрать объект из готовых частей (синтезировать); расчленить, выделить составные части (анализировать); видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

    – Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно.

    – Ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т.п.); понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..

    – Обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).

    – Устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные отношения, пространственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т.е. выбор действия)

    – Производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу.

    – Выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации.

    – Абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму и количество).

    – Анализировать строение простых объектов, выделяя существенное для выполнения задания соотношение их частей.

    – Выполнять несложные трансформации исходных объектов по заданным параметрам, получать схематическое изображение объекта (графическую модель).

    – Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

    – Формировать внимание, умение работать по образцу. 

    – Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. 

    – Развивать практически-действенное мышление.

    – Выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь. Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.

    – Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.; 

    – Вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

    – Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, элементы поисковой деятельности, умение мыслить, доказывать правильность своего решения.

    – Развивать комбинаторные способности, смекалку, сообразительность, логическое мышление.

    – Развивать умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащать детскую фантазию, приносить эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой.

    – Развивать физическую выносливость, физическое здоровье.

    1. 2. Первые шаги в шахматы.

    С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем  случае не приниматься на вооружение тренером.

    С чего начать? С игры! Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами при помощи сказки, иллюстрируя ее шахматными фигурами.

    «КАРАНДАШ  РИСУЕТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ»

    Весёлые человечки скучали.

    – Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.

    – Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.

    – Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.

    Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки. Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились. Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.

    – Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.

    – Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы?

    – Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.

    – А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.

    – Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.

    – А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.

    Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.

    – Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.

    – Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.

    Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.

    – Мы белые шахматные кони.

    – А мы чёрные шахматные кони.

    Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.

    – Мы белые шахматные ладьи.

    – А мы чёрные шахматные ладьи.

    Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.

    – Мы белые шахматные слоны.

    – Мы чёрные шахматные слоны.

    И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.

    – Мы белые шахматные пешки.

    – А мы чёрные шахматные пешки.

    Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:

    – А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.

    – А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.

    1.3. Игровой метод обучения шахматам

    Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «ладью». Расскажем  о ней сказку, покажем на шахматной доске, где ее «домик», нарядим ее, начнем за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода  изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

    Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.

    У тренеров и родителей нередко возникает вопрос: «Как играть с ребенком?». Вопрос далеко не праздный. Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует: дети могут привыкнуть к легким победам и проигрыши будут восприниматься ими весьма болезненно. Лучше всего дать малышу фору: одну-две пешки при игре одними пешками, без фигур, или ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу, при игре всеми фигурами, чтобы уравнять шансы. Довод тренера, взрослого: «Мне без форы пока неинтересно сражаться с тобой на равных» - бывает, как правило, достаточно убедительным для ребят. Когда же дети повысят класс игры, то фора, естественно, уменьшается настолько, насколько станет сильней игра юного шахматиста.

    После игры тренеру следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, рано вывели в игру ферзя, делали ходы одной и той же фигурой несколько раз подряд без необходимости и т.п. Нужно стремиться приучать малышей из нескольких возможных в позиции ходов выбирать самый лучший.

    На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это условие, тренер постепенно приучает их видеть  всю доску, а также отдельное поле (клеточку, квадрат), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Нужно научить ребят запоминать различные простейшие ловушки и комбинации: «Детский мат», «Мат Легаля» и др., а затем переходить  к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.

    Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей условно делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего,  приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары (подгруппы, команды) могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения.

    Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться. В этом случае повторное объяснение (если ошибка не типична для всех ребят) вовсе не обязательно. Просто кого-то можно пересадить, чтобы он поиграл с другим товарищем. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим товарищем. Часто такие подопечные быстро догоняют по классу игры своих «юных тренеров», а бывает, что и обыгрывают.

    Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например:

    - Дети, в шахматы играют не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим.

    1.4. Особенности обучения игре в шахматы дошкольников.

    Как известно, основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.
    Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.

    Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Малыши с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

    Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

    Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

    Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

    1.5. Краткие выводы по главе 1.

    Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

    Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление, наблюдательность и внимание.

    Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

    Эстетическую: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

    Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться».

    Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

    Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

    Глава 2. Описание опытно – исследовательской работы по использованию игры в шахматы в интеллектуальном развитии старших дошкольников.

    2.1 Итоги констатирующего этапа исследования.

    Педагогическое исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи в старшей и подготовительной группе.

    Первым этапом исследования стала диагностика обследования  уровня развития умений и навыков детей. Были определены следующие критерии: 

             Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
             Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
                Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

    После обработки итогов диагностики получены следующие результаты:

    Уровень

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Процентное отношение

    0%

    30%

    70%

    Далее было проведено анкетирование родителей по теме «Шахматы в жизни ребенка». В анкетировании приняло участие 10 родителей. Им было предложено ответить на 6 следующих вопросов. Анкеты были именные и закрытые. Были предложены следующие варианты ответов:

    «Да»

    «Нет»

    «Не знаю»

    После обработки ответов респондентов получены следующие результаты:

    Вопрос

    Положительно ответило

    Отрицательно ответило

    Ответило «Не знаю»

    1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

    0%

    100%

    2. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

    30%

    30%

    40%

    3. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное  развитие?

    50%

    20%

    30%

    4. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

    30%

    30%

    40%

    5. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

    30%

    70%

    6. Необходим ли шахматный кружок?

    30%

    30%

    40%

    Исходя из результатов анкетирования родителей, сделал вывод, что родители не имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста.

    2.2. Реализация в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня интеллектуального развития через игру в шахматы.

    Игра в шахматы зародилась в Индии в середине VI века. Именно там возникла игра, в которой на шахматной доске вели сражение войска – деревянные фигуры. Во II веке шахматы проникли в Европу. В том виде, в котором играют сейчас в шахматы, они существуют около 500 лет. Шахматы как вид спорта официально признаны более чем в 100 странах. Международный олимпийский комитет утвердил игру в  шахматы спортом в 1999 году.

    Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в шахматы на сегодняшний день является актуальной, так как она дает возможность мыслить системно и стратегически, развивает способность к анализу, а самое главное, учит создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом. Вот почему игра в шахматы часто называется интеллектуально-спортивной.  Кроме того, раннее прикосновение к древней игре развивает у детей живой интерес, они учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.

    Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. По мнению выпускника Высшей школы тренеров А. Костьева, обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива.  При этом начинать следует с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Следует попробовать начать играть, например, в «ладью». Рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее, начать за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами.

    Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Сказки, истории воспитатели и родители могут придумать сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение  «официальных» правил. Главное, чтобы все игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно ребенок заинтересуется шахматами, и в обучении наступит новый этап – от азов к основам теории.

    Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т.д. Методы и приемы варьируются, но основным остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами.

    Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, становятся рассеянными, мешают заниматься другим. В этом случае  повторное объяснение (если ошибка не типична для всех ребят) вовсе не обязательно. Просто кого-то можно пересадить, чтобы он (она) поиграл с другим ребенком. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим товарищем.

    Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например: «Дети, в шахматы играют не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим».

    С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. С чего начать? Конечно,  же,  с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.

    Попробуйте начать играть, например, в «ладью». Расскажите о ней сказку, покажите на шахматной доске, где ее «домик»,  нарядите ее  и начните за ней охотиться – и ваш ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи.  И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик.

    Сказки, истории можно придумывать и самим. Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, дает гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил.

    Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур,  придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т.д. Методы и приемы варьируются, но основной остается игра.

    На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, малыши постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.

    Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.

    Некоторые воспитатели недооценивают значение шахмат в жизни ребенка. Между тем, педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны: а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность  дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.; б) воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; в) эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой; г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

    Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

    Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

    Малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них.

    Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может  и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграем с детьми в следующие игры-задания:

    “Волшебный мешочек”. По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позволим и ребёнку прятать фигуры, а сами угадываем, какая фигура в мешочке. Иногда мы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на нашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

    “Шахматный теремок”. Сделаем из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди
     забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

    “Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба”
    – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

    “Шахматная репка”. Посадим “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

    “Большая и маленькая”. Поставим перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

    “Запретная фигура”. Поставим шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По нашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяемся ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибаемся”. Если ребёнок не заметит нашу ошибку, сами указываем на неё.

    “Что общего?”. Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

    “Белые и чёрные”. В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру  и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д.

    “Угадайка”. Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем её в кулаке. Предложим ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

    “Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка: “Так?”.  Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями.

    “Школа”. Перевернем шахматную доску клетками вниз, в углубления поставим шахматные фигуры и скажем ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

    “Цвет”. Попросим малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяемся ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставим там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить нашу ошибку и указать на неё.

    “Ряд”. Предложим ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом нас и проконтролировать выполнение задания.

    “Пирамида”. Посоветуем малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

    “По росту”. Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

    “Догонялки”. Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями.

    “Прятки”. Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае мы рискуем остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

    “Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложим ребёнку посостязаться с нами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

    “Над головой”. Назовем какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

    “На стуле”. Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаем с ребёнком. Досчитаем до трёх и на счет “три” бежим к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

    “Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

    “Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложим ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете мы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

    Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

    Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”,  “Шахматный теремок”,  “Шахматный колобок”,  “Шахматная репка”,  “Запретная фигура”,  “Угадайка”,  “Пирамида”,  “Прятки”,  “Догонялки”,  “Школа”,  “Полна горница”.

    При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”,  “На стуле”,  “Над головой”,  “Ряд”,  “Белые и чёрные”,  “Что общего?”,  “Большая и маленькая”,  “Запретная фигура”,  “Волшебный мешочек”,  “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”,    “Шахматная репка”.

    Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия  шахматных фигур.

    2.3. Итоги заключительного этапа исследования.

    После реализации в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру в шахматы, провели повторную диагностику обследования уровня интеллектуального развития детей и навыков игры в шахматы, которая показала следующие результаты:

    Уровень

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Процентное отношение

    50%

    50%

    Далее было проведено повторное анкетирование родителей по теме «Шахматы в жизни ребенка». В анкетировании приняло участие 10 родителей. Им было предложено ответить на 6 следующих вопросов. Анкеты были именные и закрытые. Были предложены следующие варианты ответов:

    «Да»

    «Нет»

    «Не знаю»

    После обработки ответов респондентов получены следующие результаты:

    Вопрос

    Положительно ответило

    Отрицательно ответило

    Ответило

    «Не знаю»

    1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

    50%

    30%

    20%

    1. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

    80%

    10%

    10%

    1. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие?

    90%

    10%

    1. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

    100%

    1. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

    100%

    1. Необходим ли шахматный кружок?

    70%

    10%

    20%

    Исходя из результатов анкетирования родителей, сделал вывод, что родители имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста, родители проявляют заинтересованность.

    Заключение

    Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:

    1. обобщению, систематизации и апробации методов и приемов развития логического мышления;
    2. повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
    3. формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

    Данная научно – исследовательская разработка отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления младших дошкольников с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры.

    Новизна опыта состоит:

    1. в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;
    2. в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.

    Список использованной литературы:

    1. Балашова Е.Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с.
    2. Балашова Е.Ю. Герои сказки играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
    3. Балашова Е. Задачник  ступень. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.
    4. Балашова Е. Шахматная азбука. Первая ступень. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
    5. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся \Пер. с чеш.  Е.и. Ильина, Н.Н. Попова; ил. И. Карт. – Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. – 112 с.
    6. Гришин В.Г. малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
    7. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам! – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
    8. Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. – М.: А\О «Международная книга», 1991. – 128 с.
    9. Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М.: Просвещение, 2009. – 32 с.
    10. Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
    11. Лобач П. Правила шахмат. – Саратов, 2009. – 16 с.
    12. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Просвещение, 2007. – 280 с.
    13. Фоминых М. Шахматы для друзей. – Чебоксары, 2009. – 64 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

    Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

    «Развитие потребностей в творческом самовыражении и инициативности детей старшего дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

    Обучение детей игре на  музыкальных инструментах, приобщение эмоционально переживать музыку как выражение некоторого содержания. Основами носителями этого содержания являются в музыке звуко...

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры....

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

    Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

    Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

    Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...