Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
материал (подготовительная группа)

Абдразакова Елена Рахимзяновна

Опыт работы пообучению детей игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr_shahmaty.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Отчет по самообразованию

за 2019-2020 учебный год

воспитателя Абдразаковой Елены Рахимзяновны

на тему

«Развитие интеллектуальных способностей

детей старшего дошкольного возраста

через обучение игре в шахматы»

г.Мегион.

2019-2020 уч.г.

«Шахматы не только способствуют росту

интеллекта, они дисциплинируют ум человека»

Макс Эйве.

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»

Актуальность.

Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:

  • повысить собственную профессиональную квалификацию по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста»:

Для реализации поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:

  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • провести начальную диагностику знаний детей;
  • познакомить детей с  основными шахматными понятиями.
  • Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
  • воспитывать у ребенка такие качества, как настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 г.

Дата окончания работы над темой: май 2020 г.

В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

  • Программа развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 гг. Одобрена решение Наблюдательного Совета Общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация» Протокол № б/н от 02 ноября 2011г.

  • Методическая литература под редакцией И.Г. Сухина «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанная для дошкольников.

  • Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И.Г. Сухина

  • «Малыши играют в шахматы» под редакцией В.Г. Гришина

  • Интернет- ресурсы 

В начале и конце учебного года была проведена диагностика уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста. Первичная диагностика показала, что 90 % детей не знакомы с игрой в шахматы, а 10 % имеют небольшие знания. В результате первичного обследования было выявлено следующее:

Дети не знают:

• шахматные термины;

• названия шахматных фигур;

• правила хода и взятия фигур;

• размещение доски между партнерами;

• начальное положение фигур;

• правила шахматного кодекса;

• не различают линии шахматной доски;

• историю возникновения шахматной игры;

• выдающихся шахматистов.

Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

1. История возникновения шахмат.

2. Знакомство с шахматной доской.

3. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая.

1.Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре.

2.Познакомить детей с шахматной доской. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8. Учить штриховать косыми линиями черные поля.

октябрь

1. Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением. Закрепить цифры от 1 до 8.

2. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии. Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов.

Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».

ноябрь

1.Знакомство детей с пешкой

2.Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их.

2. Игра «Кто в домике живет»

2. Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонтали (белые) или 1-ой (черные пехотинцы)).

 1.Познакомить детей с пешкой. Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-й.

2. Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед).

3.Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.

3. Развивать мышление, внимание.

декабрь

1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей.

2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».

1.Учить ставить ладьи на первоначальное место: Белые – Л al и Л h1?

черные – Л а8 и Л h8.

2. Объяснить и показать ход ладьи, взятие.

3. Развивать логическое мышление.

 

январь

«Тайны шахматной доски»

 

1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры.

2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление 

февраль

1. Провести соревнование «пешки против ладьи».

2. Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г. – стр. 48).

Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.

март

1. Шахматные позиции

2. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28)

Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а,

В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» –1991 г. –стр. 41- 42).

Развивать память, внимание, мышление, дисциплинированность у детей.

апрель

1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры.

2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю.

.

1.Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.

2. Игра «Что изменилось»

3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку

май

Развлечение «В стране шахматных чудес»

 1.Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.

2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач.

В своей работе я использовала следующие приемы и методы:

  • беседы,
  • дидактические игры,
  • компьютерные и интерактивные игры,
  • художественно — творческая деятельность,
  • чтение сказок и книг о шахматах,
  • просмотр энциклопедий о шахматах,
  • разучивание стихотворений о шахматных фигурах,

Практические выходы:

  • создание альбома «Великие шахматисты»,
  • консультации для родителей,
  • папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы

домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...