Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

"Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,

тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Педагогическая система работы

«Игра – как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок группы № 3 «Почемучки».  2019г. г. Тында

                                              «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем  

                                                    большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее».

                                                                                                                                                                           А. Чехов

      На протяжении всего человеческого развития, в жизни  ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

   Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

  Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры.

     Игра для ребенка – не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. В игре ребенок раскрывает свои чувства, эмоции, проявляя свое отношение к другим детям, играющим вместе с ним.

    Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

 Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. 

      «Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» Коломинский Я. Л.  

    Нравственное развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно.  

   Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности.

         Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.

   Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого.

    К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено.  Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях (например, игре).

  Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

   Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

  Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:  Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

 Содержание - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

 На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

    В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

     Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические  игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата.

Цель имеет два аспекта:

  • Познавательное развитие -  то, чему мы должны научить ребенка.
  • Воспитательный процесс - это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

 Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей, развитие сочувствия, вежливости, чуткости.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

  Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

  Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

 Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.

    Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

 Среди дидактических игр можно выделить:

  • игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.

    Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.

   Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

   Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

 Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

    К режиссерским играм  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

 Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

      Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

 в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

    «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива» именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду.

    Я считаю, что данная тема особо актуальна в нашем современном 21 веке, в связи с быстрым развитием высоких компьютерных технологий и огромным потоком информации, которая окружает наших детей из Интернета и телевидения. Нравственному развитию должна отводиться ведущая роль в процессе первоначального становления личности старшего дошкольника. Чтобы наше подрастающее поколение выросло открытым для общества, умеющее работать в дружном  коллективе, выполняя общую цель, на благо себя и других.

Также важно, не только дать знания о правилах культуры поведения, но и дать возможность проявить эти знания на практике – в дошкольном возрасте – в игре. Привить уважение к старшим, научить сочувствовать и помогать слабым. А также быть самостоятельным и дисциплинированным.

  В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме.

    Цель моего опыта работы: решение задач нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  в условиях детского сада.

  Были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
  3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
  4.  Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
  5.  Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).
  8.  Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
  9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
  10.  Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
  12.  Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
  13.  Повышать уровень знаний у родителей по нравственному развитию старших дошкольников;
  14.  Повышать уровень компетентности по нравственному развитию старших дошкольников у педагогов.

Для решения поставленных задач использовала следующие технологии:

  • Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по нравственному развитию).
  • Игровые технологии.
  • Технология игрового проектирования.

       Свою работу по нравственному развитию с детьми старшего дошкольного возраста я построила на основе следующих дидактических принципах обучения:

  • Принцип систематичности и последовательности – знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя устанавливать хаотично, в беспорядке. Материал должен даваться в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
  • Принцип доступности – учебный процесс теряет смысл, если его содержание недоступно для усвоения.
  • Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
  • Принцип сознательности и активности учения детей – знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность.
  • Принцип прочности обучения – знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне.
  • Принцип индивидуализации развития детей в процессе обучения – индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов.
  • Принцип научности – содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению.

      В своей деятельности использовала различные методы и приемы:

  • Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно-печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игр.
  • Наглядные – презентации, на нравственно-духовное  развитие мультфильмы, разнообразие демонстрационного и раздаточного материала, центры  на нравственное  развитие в игровой комнате для свободного доступа детей.
  • Словесные – подборки стихотворений, загадок для использования в организованной образовательной деятельности.

Опыт работы состоял из следующих этапов:

Краткое описание работы:

Этап первый – подготовительный (осень 2017)

Этап второй – основной (2017 – 2019)

Этап заключительный (весна 2019)

 Этап первый – подготовительный:

1. Диагностика нравственной воспитанности  старших дошкольников (5-6 лет) на начало учебного года 2017 – 2018 (сентябрь)

- Диагностика основана на стандартизированном комплексе психодиагностических методик  Р.С. Немова, которые современные педагоги дошкольники переработали в сборник: Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника/авторы – составители:  Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г. – Издат. Владос, 2014.

 - Наблюдения, беседы, тестовые игровые упражнения и задания. Диагностика проводилась на каждый следующий учебный год как в начале (сентябрь), так и в конце (май).

- В  целях выявления   уровня  воспитанности старших  дошкольников был  использован метод наблюдения следующих параметров нравственности: дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.

2. Анкетирование родителей «Дополнительные услуги в ДОУ»

  • Подбор консультативного материала по духовно-нравственному развитию для родителей. «Игра как средство нравственного развития»
  • Мастер – классы для родителей. «Игровые  проблемные ситуации».
  1. Методическая разработка для работы с детьми старшего возраста:  «Игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ», рассчитанное  на два учебных года.
  2. Подбор наглядных пособий, выбор игр при организованной и совместной образовательной деятельности с детьми и педагога.
  3.  Создание игровых центров, направленных на духовно-нравственное  

        развитие моих воспитанников.  

  • Игровые зоны  для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахер», «Магазин», «Кухня – семья»;
  • центр сказок (для театрализованных игр);
  • зона для настольно-печатных игр;
  • спортивный центр;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики) для легкого изменения игрового пространства.

      Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя игровые занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и для решения задач по нравственному развитию, изложенных выше.

    Дети с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Строительство города», «Почта», «Поварята», «Парикмахерская». Для того чтобы заинтересовать моих воспитанников я пополнила атрибуты к данным играм – игровыми предметами, тематической одеждой: халат доктора, передник повара, парикмахера, повара. Для игроков «строителей» - различные виды конструкторов, крупные мягкие модули.

     В центре сказок доступны различные костюмы персонажей сказок, где можно легко стать воспитанной Мальвиной, надев парик с синими волосами, или веселой Красной Шапочкой. Дети при моем косвенном участии легко перевоплощаются в персонажей своих любимых сказок, наглядно показывая свое отношения к персонажу. Не у всех детей есть желание стать Бабой Ягой или Кощеем. Они мотивируют это так: - не хочу быть злым, которого никто не любит, лучше быть добрым.

    Кукольный театр с многообразием перчаточных и настольных персонажей также помогает в работе с детьми создавать игровые проблемные ситуации и затем находить выход из сложившегося сюжета. Особенно если ребенок не решительный и робкий в общении со сверстниками, ему легче проявить свое

нравственное  «Я» через игру с куклой.

         С подгруппой детей провожу такие игры: «Вот я какой», «Тайный друг», «Только хорошее», «Совместный рисунок».

    Планируемые результаты – целевые ориентиры в социально-коммуникативном развитии.

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами к 6-7 годам ребенок:

  • проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • связно и грамотно выражает свои мысли;
  • осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
  • проявляет любознательность;
  • интересуется причинно-следственными связями;
  • обладает элементарными представлениями в области нравственного развития и духовных ценностей общества, в котором он живет;
  • принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Этап второй - основной.

     На этом этапе мной велась  организованная образовательная деятельность, направленная на нравственное развитие детей старшего возраста, с включением различных по видам игр.  Уделяла внимание играм в самостоятельной  образовательной  деятельности детей.

    Мной проводилась работа по «Игровому проектированию «Я+ТЫ=МЫ» моделирования  проблемных ситуаций», которая рассчитана на два года с детьми старшей (2017 - 2018), а затем и в подготовительной группы (2018 - 2019).  

   Также с детским коллективом группы мной велась работа по духовно-нравственному развитию через игровую деятельность в режимных моментах (дежурство, прогулка, игры, наблюдения за предметами окружающего мира), в продуктивной художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликации, конструирование из различных материалов, оригами.

Нравственное развитие детей осуществляла через разные формы работы:

1. создание разнообразной полифункциональной и легко трансформируемой пространственно предметно-развивающей среды.

3. фронтальные и подгрупповые игровые занятия ООД;

4. развлечения и досуги;

5. маршрут нравственной воспитанности на участке детского сада;

6. ООД по общей тематике «Я и моя семья» и «Мир вокруг нас»;

7. «Задушевные беседы» в зоне «утешения»;

8. дидактические игры;

9. сюжетно-ролевые игры;

10. подвижные игры и упражнения;

11. создание проблемных ситуаций.

    Нравственное развитие в игровой форме осуществляется во всех пяти образовательных областях: в социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом развитии и физическом развитии.

     Например, в образовательной области социально-коммуникативного развития использовала серию игр и ООД, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка, предложенных З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Муравьишки», «Птенцы». Народные игры: «Раз, два, три ко мне беги!», «Лиса и гуси». Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. Практическое занятие «Чудо-дерево», где ставила задачи на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.

   Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него.

     В образовательной области познавательного развития активное  участие детей на ООД: «Прогулка по осеннему лесу», «Научим мышат трудиться», «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Зимой в лесу», где на ряду с познавательными задачами мной решались и цели нравственного характера через игровые упражнения – это          развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания. Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

   На ООД в образовательной области художественно-эстетического развития мною использовалась игровая мотивация с целью вызвать у старших детей желание сделать подарок своим близким или малышам.

  На протяжении двух учебных  лет (2017-2019г.) мною проводилось дополнительное образование по работе с бумагой – кружковая работа «Оригами» - где одной из образовательных задач, стояла задача по нравственному развитию на формирование нравственно-волевых качеств доводить дело до конца, самостоятельно оценивать свою работу и давать оценку другим работам, трудить сообща, радовать своими поделка родственников.  

      В образовательной области речевого развития уделяла  большое внимание подбору художественной литературы, где прослеживаются черты характеров персонажей, таких же девчонок и мальчишек, как и в моей группе. Это рассказы В. А. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Отомстила»; рассказы Н. Н. Носова «Фантазеры», «Огурцы», «Живая шляпа». После знакомства с произведениями с детьми проходили беседы: «Какой персонаж тебе понравился и почему?», «Как бы ты поступил в такой же ситуации?», «Чем запомнился тебе этот герой рассказа».                

На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы.  

В информационном уголке для родителей в течение учебного года размещала консультации: «Игра как средство нравственного воспитания», «Как развивать способность создавать игровой сюжет», «Игры – драматизации в формировании гендерной толерантности».

 Этап третий - заключительный.

  1. Проведение диагностики  в начале и в конце  каждого учебного года (2017 – 2019)

     В 2017 – 2018 и 2018 – 2019 учебные годы в старшей и подготовительной к школе группе № 3 «Почемучки» МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды списочный состав детей: 26 детей.

    Из них  на осень 2017 – 2018 учебного года в старшей группе: детей с высоким уровнем нравственного развития всего 19, 23% (5 воспитанников). Средний уровень у 57,69% (15 воспитанников), низкий уровень 23,08% (6  воспитанников).

  В конце года (май 2018): высокий уровень 38,46% (10 детей), средний уровень 42,31% (11 детей), низкий уровень 19,23% (5 детей).

   На начало учебного года 2018 – 2019 в подготовительной к школе группе: высокий уровень – 42,31% (11 воспитанников), средний уровень 46,15% (12 воспитанников), низкий уровень 11,54% (3 воспитанника).

    В мае 2019: высокий уровень 57,69% (15 воспитанников), средний уровень 42,31% (11 воспитанников), низкий уровень 0%.

    Анализ диагностических данных, показал следующие результаты: дошкольники в целом уважают старших, сочувствуют и помогают слабым, знают о правилах культуры поведения, но недостаточно самостоятельны и дисциплинированны. Детям дошкольного возраста необходим контроль педагога. А свои знания не всегда готовы применить в практических действиях, что прослеживается в самостоятельной деятельности ребят.

Как итог моей работы:

- Картотека игр, направленных на нравственное развитие дошкольников.

- Консультация для воспитателей «Игра – как средство нравственного воспитания дошкольников» - выступление перед коллегами на педагогическом совете.

- Консультация для родителей «Игра – как средство нравственного воспитания» - для родительского информационного центра в приемной.

- Родительские собрания: «Игра как средство нравственного развития дошкольников», «Нравственное воспитание детей старшего возраста в сюжетно-ролевой игре», «Готовимся к школе с папой и мамой»

Таким образом, в ходе работы «Игра как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста», мной была организована систематическая работа  с детьми, совместно с  их родителями.

Анализ проведенной работы

Проведенная работа по нравственному развитию:

 1.Помогла сплотить детский коллектив.

2.Дети научились выстраивать  дружеские взаимоотношения.

3.Укрепилась привычка играть, трудиться и заниматься сообща.

4.Дети стали активно  договариваться, помогать друг другу.

5.Появилось  стремление радовать старших хорошими поступками.

6.Дети стали проявлять уважительное отношение к окружающим людям,  

не  вмешиваться в разговор взрослых.

7. С интересом стали слушать собеседника и без надобности не

перебивать его.

8.В своей речи дети стали чаще использоваться формулами словестной

вежливости.

9.Мальчики стали сами предлагать свою помощь девочкам, пропускать

вперед себя в дверь, уступать место.

10.У детей появилось желание познавать культуру своего народа.

Результативность моей работы:

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме с использованием различных игр эффективно помогает развивать нравственно-социальные и коммуникативные качества у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

  1. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника | Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г. – Издат. Владос, 2014
  2. Р. С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. Метод. Пособие. ЛитРес Мозаика-Синтез 2011
  3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Издат. Либроком, 2012
  4. А. Г. Арушанова Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Издат. Сфера из серии: Модули программы ДОУ 2012
  5. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
  6. Планирование нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе литературного образования. В. В. Боцкалева Издательство: Перспектива 2015
  7. Коноваленко С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс, 2011
  8. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. Издат. Владос 2013
  9. С. М. Панина Духовно-нравсвенное становление дошкольников. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. Из серии ФГОС ДО: практика реализации. 2016
  10.  Л. Д.Короткова Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Издательство: ЦГЛ, 2006
  11.  В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет Издательство: М. Мозаика-Синтез, 2007
  12.  Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Издательство: ГНОМ, 2018
  13.   Панасенко И. Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет: планирование, комплексные познавательные занятия. /серия: В помощь педагогу ДОО/ УчМаг, 2018
  14.  Т.Д. Корякова: "Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста" -  источник: Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
  15.  А.В. Попова: "Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для подготовительной и старшей группы"- источник: Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
  16. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

  1. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:  

«Просвещение», 1991.

  1. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

ПРОЕКТ «Коми сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...

Система ТРИЗ как средство оптимизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Система ТРИЗ как средство оптимизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста     Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует...