Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хакимова Лилиана Рафаиловна

 

Тип  проект:   педагогический

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный

По продолжительности: -  долгосрочный

Участники:  дети старшей группы

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Форма проведения : беседы, занятия, подвижные игры, развлечения                  

Актуальность

Вечность и актуальность нравственно-патриотического  воспитания подрастающего поколения бесспорны.

Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений  имеет большую историю, истоки ее идей кроются в трудах  Конфуция, Платона, Аристотеля.

В наше время  в общественном сознании уже обозначился обобщенный  образ человека, отвечающий требованиям  двадцать первого века.

 Это физически  здоровый, образованный творческий человек, способный  к целеустремленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно  с основополагающими моральными принципами.

Дошкольный возраст – это  период усвоение норм морали и социальных способов  поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, он должен   и хочет  его познать. Ему, этому  маленькому человеку надо научится жить  среди  себе подобных и не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как  люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают.   И вот в процессе  этого сложного познания  сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё – знание принятых  в обществе норм  и правил поведения и взаимоотношении,  переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развития собственных качеств  - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди людей.

Поэтому можно сказать, что проблема нравственно-патриотического воспитания в детском саду на современном этапе жизни  общества  приобретает  особую актуальность и значимость.

 

Проблема:

 В нашей группе проводилась диагностика об уровне сформированности  нравственно- патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

 Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.

Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Актуальность данной проблемы  позволила определить тему проекта : «Народные игры  как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»

 

 

 

Цель проекта:

 формирование нравственно – патриотического      воспитания детей дошкольного возраста на   основе народных игр и праздников.

Задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

 

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

-заложить основу патриотического воспитания у детей,

 привить    любовь к Родине;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным    

  ценностям.

Структура проекта:

Подготовительный этап:

- изучить педагогическую литературу по данному направлению;

-разработать  перспективный план системы педагогическим мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств.

 

 

 

Основной этап:

Для изучения уровня нравственно - патриотических (знаний и представлений) нами была использована анкета   предложенная в статье « Патриотическое воспитание» Сакавичене О.В.  в журнале «Ребенок в детском саду» №2 2006г,  которая позволяет выявить уровень сформированности   нравственно - патриотических   знаний и представлений  детей  старшего дошкольного возраста. ( см. таблицу № 2)  [ 29,c.16 ]

На основе полученных результатов  составлен перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием народных игр и праздников. В качестве методических пособий обращались к журналам   « Дошкольное воспитание», книга Л.А Лялиной « Народные игры в детском саду»,   Г.А. Лапшина « Календарные и народные праздники в детском садку»,

Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

В работе с детьми  были использованы тематические  беседы.  С детьми  в свободное время и на прогулках были разучены такие народные  игры, как        « Горелки»,  « Жмурки», «Краски»,    « Фанты », «Садовник», « Прятки».

Наряду с занятиями,  в  детском саду   совместно с музыкальным  работником,   регулярно проводились  народные праздники и развлечения:  « Осенний праздник», «Рождество»,  « Вечер досуга, посвященный 23 февраля»,                 « Масленица».   При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

    Так же была проведена работа с родителями, анкетирование на тему  «Приобщение детей к  народной игровой культуре» (Приложение 5)

Нас интересовало,  приобщают ли родители детей к  народной игровой культуре. Было опрошено двадцать четыре   родителя.  В результате   выяснилось, что родители практически не приобщают  детей  старшего дошкольного возраста  к народной игровой культуре .   Нами для родителей  были разработаны консультации   на темы «Приобщение детей к  народной игровой культуре», «Использование русских народных игр в детском саду», « Особенности  подвижных и народных игр», « История народных игрушек».

   После проведения  намеченных мероприятии, была проведена заключительная диагностика и  были получены с результаты, которые позволили говорить об положительной динамике в уровне сформированности  нравственно-патриотических  представлений  у детей.

 

Заключительный этап:

-После проведения  намеченных мероприятии, была проведена заключительная диагностика и  были получены с результаты, которые позволили говорить об положительной динамике в уровне сформированности  нравственно-патриотических  представлений  у детей.

 

Результативность   работы.

 

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе  - это очень важный аспект  развитии подрастающего поколения.

Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ним, постижение общих корней в национальной культуре разных народов.

 Формирование нравственно-патриотического  воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общественной культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общественной морали, организации всей жизни ребенка с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно - воспитательная работа должна включать в  себя нравственно-патриотические идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

 Богатство нравственно-патриотического содержания учебно – игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач,  поставленных  перед исследованием изучены формы и содержание и возможности нравственно-патриотического  воспитания дошкольников.

Мы пришли к выводу, что для успешного воспитания нравственно-патриотического поведения необходимо:

·        Полное понимание  сущности нравственно-патриотического воспитания как психолого - педагогического процесса;

·        Умение планировать работу по формированию нравственно-патриотического  воспитания, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства воспитания.

Решающее значение для нравственно-патриотического  воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная  деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

    Нравственно-патриотическое отношение, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или видоизменяются в свободное время.

Эффективность нравственно-патриотического  воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

 

 

Спасибо за внимание .

Литература

 

 

·        Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2007. – 240с.

·        Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман, Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224с.

·        Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144с.

·        Ветрова В.В. Ладушки, ладушки…(Игры для детей и родителей). – М.: Знание,1995. – 288с.

 

·        2.С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

·        Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические      рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2008 - 96с.

·        Г.А. Лапшина « Календарные и народные праздники в детском садку»,

Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Воспитание нравственно-пастриотических чувств у старших дошкольников...

Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с событиями ВОВ средствами изобразительной деятельности.

quot;Рассказывайте детям о войне, Пусть ваша память к ним в серца стучится.Рассказывайте детям о войне,чтоб никогда войне не повториться"Н.Вербицкая...

Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Моя Республика - Коми».

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважен...


 

Комментарии

Хакимова Лилиана Рафаиловна

Вечность и актуальность нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны.

Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки ее идей кроются в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля.