Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

ОБУХОВА Елена Анатольевна

ПРОЕКТ "Праздничный календарь"

Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сроки реализации проекта: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prazdnichnyy_kalendar.docx130.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган «Управление образования

городского округа Краснотурьинск»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

ПРОЕКТ

"Праздничный календарь"

Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сроки реализации проекта: 1 год

         

 Разработчик: Обухова Е.А.,

               музыкальный руководитель

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта…………………………………………………………………. 3

Пояснительная записка. ………………………………………………………… 9

1. Теоретическая часть

        1.1. Нормативно-правовая основа проекта ……………………………..19

        1.2.Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках формирования представлений о народных праздниках, традициях русского народа, развития музыкально-творческих способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста …………….. 20

2. Проектная часть

        2.1. Этапы реализации проекта ………………………………………… 23

        2.2. Формы работы с детьми, родителями …………………………….. 26

        2.3. Критерии и параметры оценки эффективности педагогического взаимодействия. Результат проекта…………………………………………… 33

Заключение…………………………………..………………………………… 38

Список  использованной  литературы …………………………………….. 40

Приложение 1 Анкета для родителей «Народные праздники в детском саду» …………………………………………………………………………………… 43

Приложение 2 Диагностика музыкальных способностей по проекту «Праздничный календарь» ……………………………………………………..44

Приложение 3 Диагностические материалы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста ………………………… 46

Приложение 4 Интерактивная дидактическая игра «Народные праздники»  52

Приложение 5  План мероприятий по проекту «Праздничному календарю» 53

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование Проекта

«Праздничный календарь».

Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования.-№17.-сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки РФ
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"; 
  • Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Проблема

Многие праздники сопровождаются действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определенные дни, например, в Рождество, ходят от дома к дому и поют колядки-песни с пожеланиями благополучия и богатого урожая? Почему на Масленицу пекут блины, делают соломенное чучело, бросают его в костер? Почему на Троицу воздают почести березке, украшают ее цветными ленточками, водят вокруг нее хороводы? Откуда появились традиции и что они означают?

Основная цель Проекта

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечения родителей к творческому взаимодействию с детьми, формирования представлений детей о народных праздниках и традициях русского народа.

Основные задачи Проекта

  • Проанализировать уровень духовно-нравственного воспитания, развития представления детей старшего дошкольного возраста о народных праздниках и традициях русского народа;
  •  Провести оценку готовности родителей к совместной творческой деятельности посредством анкетирования;
  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа;
  • Развивать гармоническую и творческую личность ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности;
  • Использовать в праздниках и развлечениях инновационные методы и приемы, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста;
  • Разработать сборник сценариев календарно-обрядовых праздников, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных технологий;
  • Создать картотеку-копилку "Русские народные игры в детском саду"; интерактивную дидактическую игру "Праздничный календарь";
  • Привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Перечень основных мероприятий, реализуемых в рамках  Проекта

  • Составить план работы с детьми, родителями;
  • Подобрать методический материал для консультаций  родителей;
  • Разработать методическое обеспечение для    формирования представлений детей о народных праздниках и традициях русского народа;
  • Подобрать  диагностический инструментарий  развития музыкально-творческих способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора;
  • Осуществить анализ уровня музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста до и после проведения мероприятий.

Сроки реализации Проекта

1 год

1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2015 г.);

2 этап – основной (октябрь-март 2020-2021 г.);

3 этап – заключительный (май 2021 г.).

Предполагаемые результаты

  • Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста  с высоким уровнем музыкально-творческих способностей и развития эмоциональной сферы посредством русского фольклора;
  • Расширение пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми;
  • Развитие творческого и социального самовыражения детей;
  • Повышение профессионального уровня педагогов в сфере создания условий для развития духовно-нравственных качеств личности воспитанников посредством фольклора.
  • Увеличение количества родителей, привлекаемых к  участию в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Формы представления результатов

  • Обобщение  и распространение опыта работы;
  • Презентация с помощью компьютерных технологий;
  • Создание картотеки-копилки "Русские обряды и праздники в детском саду"; дидактической игры "Праздничный календарь", которая знакомит детей с народными праздниками, принятыми на Руси с древних времен и почитаемыми до настоящего времени;
  • Сборник тематических сценариев праздников и развлечений "Праздничный календарь";

Критерии оценки ожидаемых результатов

  • Умение  детей ориентироваться в русских обрядах и праздниках;
  • Участие  родителей  в процессе формирования духовно-нравственного потенциала детей, развития эмоциональной сферы, творческих качеств личности посредством фольклорных праздников и развлечений.

Новизна проекта

Организация условий для формирования творческой личности и развития эмоциональной сферы детей через постановку фольклорных праздников и развлечений, которые позволят более эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания.

Проблемы и трудности

  • Снижение интереса родителей к духовно-нравственному воспитанию, процессу формирования творческой личности дошкольников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

        Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

        Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». С каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

        Интегративным результатом реализации стандарта является создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества, а также духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

        Культурно  образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача, ориентировать проект «Праздничный календарь» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

        Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».  Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является народные праздники. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

АКТУАЛЬНОСТЬ

        Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Праздничный народный календарь». Знакомство с русским народным календарем - один из важнейших путей приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.

        Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русское древнейшее народное творчество (прибаутки, песни, пословицы, сказки и т.д.) не только открывают звуковые красоты родного слова, расширяют словарный запас ребенка, но и координируют движения.

        Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Народно-обрядовое действо, включающее в себя музыку, танец, пение, подвижные народные игры - все благотворно влияет на психофизический статус ребенка.

        Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев - формирование правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость.  Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, через календарно-обрядовые праздники. Встречи и проводы времен года - новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая, встреча Рождества, посиделки на Покров, Пасхальные игры - содержание праздников в детском саду.

        Необходимость приобщения детей к народному творчеству, накапливать и обогащать опыт в воспитании дошкольников на основе народной культуры, календарно-обрядовых праздников, явилось разработка проекта «Праздничный календарь» для детей старшего дошкольного возраста.

        Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: необходимости решать задачи духовно-нравственного,  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с помощью фольклорных народных праздников и обрядов с учетом современных традиций.

        Проект предполагает систематическую работу, игровую основу, творческое развитие действия каждого праздника, развлечения, юмор, шутки, пляски, широкую амплитуду настроений, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизни наших воспитанников. Календарно-обрядовые праздники в детском саду - необходимое средство духовного становления личности, ее творческого потенциала.

        Изучение данной проблемы позволило выявить нам противоречия между: социальным заказом общества на обеспечение духовно-нравственного развития воспитанников, формирования творческих качеств личности, развитие эмоциональной сферы детей и недостаточным использованием эффективных образовательных средств в решении данной проблемы.

        В условиях реализации Федерального образовательного стандарта в 2016 году в дошкольном учреждении был реализован проект "Праздничный календарь" по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.

        В процессе реализации проекта, мы выявили, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, современные городские семье не готовы к возрождению национальной культуры. Только в тех семьях, где сохраняются традиции и преемственность поколений, родители создают условия для приобщения дошкольников к русской народной культуре, через организацию русских народных праздников и развлечений. Количество изданий по приобщению дошкольников к русскому народному наследию возрастает, но в, то, же время нет системной направленности народных праздников для детей дошкольного возраста, которое учитывает социальные и духовные ценности русского народа. Отсутствует материал по истории возникновения каждого праздника. Мы считаем, что сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Способов и путей в достижении поставленной цели много, но учитывая социальный заказ родителей воспитанников, мы отдали предпочтение народным праздникам.

        В соответствии с планом работы над проектом, среди детей подготовительной к школе группы, был проведен опрос на тему: «Какие народные праздники вы знаете?».

                Результаты опроса мы обобщили в таблице:

Рождество

10%

Пасха

40%

Покров день

0%

Троица

0%

Масленица

10%

Не знают народные праздники

40%

        Для выявления заинтересованности родителей разработали анкету и провели анкетирование (Приложение №1).

        По результатам диагностики детей и обработки анкет родителей, мы сделали вывод, что дети данной группы проявляют недостаточный интерес к русским народным праздникам, их речь маловыразительна, дошкольники не всегда понимают эмоциональное состояние другого человека и не всегда могут выразить своё эмоциональное состояние. Родители в свою очередь заинтересованы в духовно-нравственном воспитании детей и желают принять активное участие в фольклорных праздниках.

        В результате полученных данных выявлены и сформулированы следующие проблемы:

  1. Низкий уровень развития музыкально-творческих способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
  2. Недостаточная организация совместной работы по духовно-нравственному воспитанию детей между педагогами дошкольного учреждения и родителями посредством фольклорных праздников;
  3. Недостаточное использование адекватных возрасту средств, которые обеспечивают эффективное формирование творческих качеств личности и развитие эмоциональной сферы детей.

        Осознание данных проблем способствовало разработке педагогического проекта «Праздничный календарь".

        Объект: условия формирования творческой личности и развития эмоциональной сферы воспитанников.

        Предмет: уровни освоения детьми русского народного фольклора, музыкально-творческого и эмоционального развития.

        Гипотеза: если организовать  совместную деятельность детей и взрослых на основе  народного "Праздничного календаря",  в частности постановке доступных календарно-обрядовых праздников, то развитие эмоциональной сферы и музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешнее. Такая деятельность будет способствовать эмоциональному сближению всех участников взаимодействия, способствовать духовно-нравственному потенциалу личности ребенка, ориентировать детей на успешную самореализацию при последующем переходе в школу и к будущей взрослой жизни.

        Цель проекта: создание условий формирования творческой личности и развития эмоциональной сферы воспитанников.        

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

  • Внедрение современных образовательных технологий (проектная  деятельность, театрализованная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая и др.) направленных на развитие эмоциональной сферы и развитие музыкальных способностей воспитанников;
  • Анализ организационно-содержательных условий (взаимодействие со старшим воспитателем, педагогами, родителями и др.);
  • Анализ материально-технических условий;
  • Анализ социокультурных условий.

        Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; наблюдение, беседа, опрос, диагностика  уровня развития музыкально-творческих способностей и эмоциональной сферы детей посредством русского фольклора; анкетирование родителей.

        Новизна:

        Новизной и отличительной особенностью проекта является организация условий для формирования творческой личности и развития эмоциональной сферы детей через постановку фольклорных праздников и развлечений, которые позволят более эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        Практическая значимость проекта:

        Содержание и структура педагогического проекта обладают универсальностью, т.к. возможно его использование педагогами других образовательных учреждений; интегративностью – в результате чего можно решать задачи из нескольких образовательных областей; здоровьесбережением – т.е. реализовывать содержание, учитывая индивидуальные особенности ребенка и возможности; экономичностью, т.к. использование методических и дидактических средств не требует затрат.

        Социальная значимость:

        Главной направленностью работы при реализации проекта "Праздничный календарь" будет, прежде всего, духовно-нравственное воспитание детей, формирование в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире.

        Семья и дошкольное учреждение – важные институты социализации детей, а формирование духовно-нравственного потенциала личности через фольклор, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры является одной из главных задач дошкольного образования.

        В основе проекта лежат принципы:

  • Принцип субъективности воспитания - означает, что воспитанник – не объект воспитания и обучения, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
  • Принцип активности ребенка в образовательном процессе - заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
  • Принцип развивающей и воспитывающей направленности - означает введение в занятия таких представлений, которые формировали бы творческую личность, формировали бы эмоциональную сферу детей.
  • Принцип индивидуального подхода -  учитывает индивидуальные особенности ребенка (уровень развития эмоциональной сферы в целом, типологические особенности характера и др.).
  • Принцип комплексности методов педагогического воздействия - предусматривает необходимость использования всего многообразия игровых методов, техник и приемов; методы, стимулирующие музыкальное творчество, специальные
  • Принцип социального взаимодействия и сотрудничества - предусматривает активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка к его воспитанию и обучению.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОУ.

        Основополагающим направлением педагогического проекта является помочь ребенку в ощущении себя свободной духовно-нравственной личностью, равноправно с взрослыми, включенной в фольклорное наследие русского народа.

1. Теоретическая часть

        1.1. Нормативно-правовая основа проекта

        1. Федеральный закон от 29.12.2012.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ);

        2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

        3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

        4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

        5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования);

        6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России.

        

1.2. Теоретическое обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках формирования представлений о народных праздниках, традициях русского народа, развития музыкально-творческих способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

        На сегодняшний день ФГОС ДО определяет духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ. Происходит потеря духовно-нравственных ориентиров, навязывание массовой культуры, активное внедрение чуждых русским людям образа мышления, жизни и поведения. Поэтому сегодня возникает необходимость в поиске новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, которое не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура. Чем раньше мы начнем приобщать детей к ней, тем больше вероятность воспитать духовно богатую личность.

        Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

        Русские народные праздники - праздники русского народа, связанные с широко распространенными народными традициями их проведения. Для приобщения к истокам русской народной культуры многие народные праздники проводятся в детском саду.

         Цель народных праздников в детском саду - ознакомление детей с существующими традициями русского народа. Детям рассказывают об историческом прошлом, об устое и жизни наших предков, о великих людях, которые сделали свой вклад в развитие государства. Исследовательско - деятельностный подход к организации фольклорных праздников позволяет в полной мере реализовать все функции воздействия на человека, заложенные в народной культуре: познавательная и воспитательная, коммуникационная,  и творческо-развивающая.

        По утверждению специалистов в области народной культуры: А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова  приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. 

        Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению ученых – философов, культурологов, искусствоведов: В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

        Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность, как средством социально – личностного развития дошкольников.

        В исследованиях последних лет в эстетическом, духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей дошкольного возраста  значительное внимание отводится фольклору. Народная педагогика выработала оптимальные для детского понимания и усвоения методы и средства воспитательного воздействия.

        И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

        Очень важно приобщать детей старшего дошкольного возраста к русской музыкальной народной культуре через знакомство с родным краем – Уралом, так как детям дошкольного возраста близко и дорого то, что их окружает. Познав и полюбив родную национальную культуру, ребёнок в будущем может полюбить и узнать культуру других народов.

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования обязательная часть основной образовательной программы, нацеленная на решение задач развития детей в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта, в том числе и восприятия художественной литературы и фольклора.

        Стержнем проекта "Праздничный календарь" является народный календарь, круг малых календарных праздников. Ведь каждый такой день в традиционной культуре – особый, со своим содержанием, своим смыслом и предназначением: он существует не сам по себе, а в цепи других. Он подготовлен предшествующим праздником  и готовит следующий. Таким образом, такая взаимосвязь праздников народного календаря помогает приобрести цельность в восприятии народной культуры своего народа.

2. Проектная часть

2.1. Этапы реализации проекта

Содержание проекта

Направления, этапы деятельности /Задачи

Содержание деятельности

1 этап - информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задачи: осуществить сбор и анализ информации по проблеме проекта.

1) Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме фольклорного наследия русского народа, календарно-обрядовых праздников;

2) Изучение передового педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию средствами фольклора детей дошкольного возраста;

3) Подбор методов педагогической диагностики детей, анкетирование родителей;

4) Анализ результатов педагогической диагностики.

2 этап - методическое обеспечение проекта

Задача: обеспечить методическое сопровождение проекта.

1)  Разработка перспективного плана фольклорных праздников и развлечений с использованием современных образовательных технологий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

2) Подбор доступного для детей старшего дошкольного возраста фольклорного материала, направленного на воспитание духовно-нравственных начал;

3) Разработка консультативного и методического материала для педагогов и родителей;

4) Составление плана работы с родителями.

3 этап - работа с педагогами

Задача: повысить уровень профессиональной компетенции в области развития коммуникативных способностей детей.

Организация и проведение:

- семинаров-практикумов;

- консультаций;

- методических совещаний по данной проблеме.

4 этап - работа с детьми

Задача: формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа через фольклорную культурно - досуговую  деятельность

1) Проведение мониторинга  развития духовно-нравственных начал у детей старшего дошкольного возраста;

2) Организация и проведение календарно-обрядовых праздников с использованием современных образовательных технологий по формированию духовно-нравственного отношения к семье, городу, родному краю.

5 этап - взаимодействие с родителями

Задача: создать единое образовательное пространство "Детский сад-семья" для воспитания духовно-нравственных начал детей старшего дошкольного возраста.

1) Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания средствами фольклора (родительские собрания, консультации, семинары и пр.);

2) Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные праздники, детско-родительские проекты и пр.)

6 этап - презентация опыта работы над проектом

Задача: представить опыт проектной деятельности педагогическому сообществу.

1) Подведение итогов реализации проекта;

2) Обобщение и распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклорно - досуговой деятельности.

2.2. Формы работы с детьми, педагогами, родителями по духовно-нравственному воспитанию средствами фольклорно - досуговой деятельности

        Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

        Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. 

        Основные требования (критерии) педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

        Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

        В проекте используются следующие современные образовательные технологии:

        - здоровьесберегающие технологии музыкального воздействия; 

        - технологии проектной деятельности;

        - информационно-коммуникационные технологии;

        - личностно-ориентированные технологии;

        - игровая технология и др.

        Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

        Использование при реализации проекта и применение здоровьесберегающих технологий музыкального воздействия, ритмопластики, динамичесих пауз, релаксации обеспечили эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие воспитанников в процессе общения со сверстниками и взрослыми.                 

        Реализация проекта осуществлялась в активном использовании педагогами проектной технологии, целью которой явилось развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Использовались "игровые", "экскурсионные", "повествовательные" учебные проекты, которые осуществлялись как внутри ДОУ, в контакте с семьей, так и с учреждениями культуры и общественными организациями,  в частности с городским Культурно Досуговым Комплексом, с Выставочным залом, Кукольным театром и др.

        Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.

        Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

        Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

        В ходе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста были использованы мультимедийные презентации: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, обладает стимулом познавательной активности детей, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

        ИКТ использовались педагогами при подборе иллюстративного материала к занятиям,  для оформления стендов, групп (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

        Использование личностно-ориентированных технологий в ходе реализации проекта позволило поставить в центр системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечить комфортные условия в семье и дошкольном учреждении, уберечь от конфликтов и обезопасить условия ее развития.

        Технология сотрудничества обеспечивает  реализацию принципа демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Данная педагогическая технология на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода преобладает в образовательной программе "Детство", которую реализует ДОУ.

        Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки конкретизируют современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создают условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.                 Таким образом, личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

        В ходе реализации проекта "Праздничный календарь" использовались игровые технологии. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

        Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы над проектом и решением его основных задач. В данном проекте мы предлагаем использовать народную игру как средство педагогической коррекции духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        Таким образом, технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Формы работы с педагогами по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в процессе фольклорной культурно - досуговой деятельности

        Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, представляет ребенку новые возможности, а с другой, - делают его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного  учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологические взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

        Обязательное профессиональное качество педагога – гуманизм, то есть отношение к растущему человеку, как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

        Идеальный педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Он должен быть специалистом: знать педагогическую теорию и психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; обладать ясной и убедительной речью, общительностью и умением слушать; работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать свою квалификацию; быть всесторонне образованным; человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию и др.        Главным условием повышения качества образования является наличие профессионально подготовленных кадров. В связи с чем, необходимо формировать профессиональную компетентность педагогов, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средствами фольклорной культурно - досуговой деятельности

        Одним из важных условий эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию детей средствами  фольклорной культурно - досуговой деятельности является вовлечение родителей в образовательный процесс.

        Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в ФГОС ДО и НОО. В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничества" и "взаимодействие".

        О важности проведения педагогической работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно на развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.

        В работе с семьей использованы разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами фольклора.

Семинары, практические занятия, беседы, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Семейные праздники, конкурсы, развлечения, проекты, экскурсии. Оформление фотоальбомов, стенгазет к тематическим неделям и календарным праздникам.

        

        Организуем разные формы работы с родителями. Большое значение придаем консультативно-просветительской работе с семьями:

        - обучающие семинары, практикумы, консультации  "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", "Как организовать проектную деятельность с ребенком" и др.;

        - родительские собрания "Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей посредством фольклорных праздников" и др.;

        - буклеты: "Роль родителей в духовно-нравственном воспитании ребенка" и др.;

        - выставка методической литературы по народным праздникам и развлечениям;

        - "День открытых дверей".

        Практикуем такую форму работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми:

        - участие в семейных праздниках "Масленица", "Пасха", "Рождество", "Покров день" и др.;

        - детско-родительские проекты;

        - создание декораций, атрибутов к праздникам, фотоотчетов и др.

        Систематическая и целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством календарно-обрядовых праздников с использованием современных образовательных технологий в процессе совместной работы педагогов ДОУ и родителей дает положительные результаты.

2.3. Критерии и параметры оценки эффективности педагогического взаимодействия. Результат проекта.

        Для формирования духовно-нравственных начал у детей старшего дошкольного возраста посредством календарно-обрядовых праздников были разработаны критерии и параметры оценки эффективности педагогического взаимодействия.

        Диагностика результатов личностного развития детей старшего дошкольного возраста в настоящий момент активно обсуждается педагогами, методистами, психологами, исследователями педагогической практики. Нравственное развитие является неотъемлемой, составляющей частью личностного развития дошкольника. Учитывая тот факт, что духовное и нравственное воспитание становится обязательным условием реализации ФГОС ДО, изучение нравственного развития, ценностных отношений детей старшего дошкольного возраста становится наиболее актуальным. Как отмечают ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, именно в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный вывод.

        В процессе духовно-нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками у детей формируются интегративные свойства личности - нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия и поступки.

        Духовно-нравственное развитие личности старшего дошкольника предполагает осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий на основе моральной оценки. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребенка, становлением целостной личности. Развитие духовно-нравственной сферы личности старшего дошкольника есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.

        Когнитивный (интеллектуально-волевой, познавательный) критерий характеризуется следующими показателями - полнота и объем нравственных знаний и знаний о ценностях, нравственная мотивация в деятельности, ценностное отношение к близким людям, творческое отношение к задачам, поручениям. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики: тест "Размышляем о жизненном опыте" Н. Е. Щурковой (адаптированный вариант для дошкольников В.М. Ивановой, Е.Н. Степановым); метод "Беседа; методика "Что такое хорошо и что такое плохо?"; методика "Закончи историю"; диагностика нравственной мотивации; анкета "Я и моя семья"; диагностика творческих способностей по Дж. Гилфорду.

        Показателями эмоционального критерия являются: степень развития эмоционального к нравственно значимым ценностям, ценностное отношение к семье, способность к рефлексии, способность к интерпретации понятий. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики: методика "Сюжетные картинки" Р.Р. Калининой; методика "Незаконченные предложения" Н.Е. Багуславской; методика "Пословицы" С.М. Петровой.

        Поведенческий (коммуникативный) критерий характеризуется наличием практического опыта следования принятым нравственным ценностям в поведении; способностью оценивать свое поведение и окружающих с позиции следования нравственным ценностям. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики: методика "Список желаний" (отношение к жизненным ценностям); задание на норму справедливости "Раздели игрушки" Ж.Ж. Пиаже; моральная дилема "Разбитая чашка"  Ж.Ж. Пиаже; методика "Рукавички" Г.А. Цукерман.

        Следует использовать в работе основной метод изучения отношений личности ребенка - наблюдение. Наблюдение ситуации, эпизода в детском саду, инцидента, конфликта и правильная его интерпретация способствует улучшению качества организации учебно-воспитательного процесса.

        На основании выделенных критериев старших дошкольников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций.

        Для низкого уровня характерны: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качеств возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; низкий уровень осознания нормы, моральных суждений; отсутствие навыков совместного сотрудничества.

        Для удовлетворительного уровня характерны: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабо выраженные эмоциональные реакции; нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности; средний уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.

        Высокий уровень характеризуется устойчивой ориентацией на положительное поведение; сформированностью представлений о духовных и нравственных ценностях согласно старшему дошкольному возрасту; сформированностью нравственной мотивации; адекватным эмоциональным ярким эмоциям; видение ценностного отношения в высказываниях; ориентацией на жизненные ценности; высокий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; активная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству.

        Важно отметить, что любая методика должна быть адаптирована согласно возрастным особенностям детей, традициям региона проживания, а также особенностям уклада детского сада. Прежде чем начать диагностику необходимо четко определить, с какой целью она проводится и как ее результат будет использован в работе педагога, а также необходимо соблюдать педагогические принципы диагностирования и алгоритм использования конкретной диагностики (Приложение № 2).

Диагностика музыкальных способностей воспитанников показала положительную динамику уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку, репродуктивного, продуктивного компонентов музыкального мышления (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Таким образом, гипотеза, которую мы предполагали, что, если организовать  совместную деятельность детей и взрослых на основе  народного "Праздничного календаря",  в частности постановке доступных календарно-обрядовых праздников, то развитие эмоциональной сферы и музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешнее. Такая деятельность будет способствовать эмоциональному сближению всех участников взаимодействия, способствовать духовно-нравственному потенциалу личности ребенка, ориентировать детей на успешную взрослую жизнь.

Заключение

        В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Проект «Праздничный календарь»  - попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

        Подводя итог проведенному исследованию, сделаем следующие выводы:

1. Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Для приобщения к истокам русской народной культуры народные праздники проводятся уже в детском саду.
Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и, несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств. Некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.

2. Цель народных праздников в детском саду – ознакомление детей с существующими традициями русского народа. Детям рассказывают о нашем историческом прошлом, об устое и жизни наших предков, о великих людях, которые сделали свой вклад в развитие государства. Часто при проведении народных праздников в детском саду деток одевают в национальные костюмы. При этом они поют песни, водят хороводы.

3. Практика показывает, что истоки достоинства и ответственности личности кроются, как правило, в малой родине. Но подлинно народная культура праздника приходит в образовательные учреждения не только с шумными вечерами и выставками, как представлялось до сих пор. Она возникает только в общем деле: в воспоминаниях повзрослевших выпускников детского сада – не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, встречи, посещение красивых и интересных мест, общие достижения.

Исследовательско - деятельностный подход к организации народного праздника позволяет в полной мере реализовать все функции воздействия на человека, заложенные в народной культуре. Наряду с традиционно осознаваемой познавательной и воспитательной, очень явно реализуется и коммуникационная, и творческо-развивающая, и психотерапевтическая функции.
        Таким образом, мы доказали, что при создании условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечения родителей к творческому взаимодействию с детьми, формирования представлений детей о народных праздниках и традициях русского народа можно преодолеть проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ).

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования).

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования.-№17.-сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки РФ.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

8. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Толстикова О.В.  – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО».

9. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

11. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

12. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.

13. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.

15. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

16. Федосеева О.Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал "Кринцепт".-2014. - Т. 26. - С. 206-210. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64342.htm.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Народные праздники в детском саду и дома»

  1. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
  2. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
  3. Какие народные праздники Вы знаете?
  4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
  5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
  6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
  7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?
  8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?
  9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
  10.  Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

Приложение 2

Диагностика по проекту «Праздничный календарь»

 (календарно - обрядовые праздники в детском саду)

Показатели диагностики

Сформированный

В стадии формирования

Не сформированный

Воспитанник в полном объёме освоил азбуку культуры слушания и исполнения народной музыки.

Воспитанник имеет музыкальные впечатления,

 в достаточной мере освоил культуру слушания и исполнения народной музыки.

Воспитанник недостаточно освоил культуру слушания исполнения народной музыки.

Уверенно и выразительно исполняет выученные русские народные песни, заклички, прибаутки.

Различает и исполняет различные народные песни, заклички при помощи взрослого.

Не в полной мере развита память, не всегда подпевает, нуждается в помощи взрослого.

Ценностно ориентируется в календарно-обрядовых праздниках России.

Различает календарно-обрядовые праздники.

Затрудняется назвать, определить какой-либо праздник.

Знает названия, внешний вид, тембр и способы звукоизвлечения русских народных инструментов.

Помнит многие инструменты. Их названия.

Не любит высказываться, с неохотой исполняет музыку на детских музыкальных инструментах.

Различает и знает названия русских народных промыслов.

В достаточной мере знает традиции национального искусства России.

При помощи взрослого ориентируется в народных промыслах.

Различает самостоятельно виды не только  песен, но и танцев.

Вполне развито восприятие различных видов песен и танцев в русском стиле.

Не различает виды песен, танцев.

Может в сотрудничестве с другими детьми составлять какую-либо творческую композицию в народном стиле.

Воспитанник в недостаточной мере овладел импровизацией на заданный текст в русском народном стиле.

Не проявляет желания импровизировать, не достигает результата в исполнении прибауток, закличек, песен.

                                                                                                            Приложение 3

Диагностические материалы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
(модифицированный вариант Р.М. Калининой)

Стимульный  материал:
        В картинках для детей 
младшей группы представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:
I. 
доброта-жадность (Содержание картинок: 1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается, 2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей);
II. 
отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее, 2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется);
III. 
дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе дружно играют на ковре, 2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку);
IV
аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок: 1) девочка причесывается перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги).
Предъявление задания для детей младшей группы:

        Инструкция воспитателя: "Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо". Картинки предъявляются детям попарно. После того, как ребенок разложил картинки, воспитатель снова раскладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.
Стимульный материал для детей средней и старшей группы
        К 4 парам картинок, используемым для диагностики детей младшей группы, добавляется пятая пара - 
вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок: 1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется). После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос "Почему ты так думаешь?"
После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы "Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?".

Обработка результатов: 

        0 баллов - Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.
        1 балл – Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.
        2 балла – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

        3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте - называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.
Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики "Закончи историю"
 (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).

Методика "Закончи историю"
Цель -  изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие). Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку. 

Предъявление задания

        В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. 

        Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История вторая. 

        Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? 
История третья.

        Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему? 
История четвертая. 

        Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов 

        0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей. 
        1 балл – Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет. 
        2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 

        3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
        Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.
        Для выявления особенностей понимания дошкольниками различных эмоциональных состояний и их причин, умений ориентироваться на чувства и переживания других в повседневной жизни данные методики могут быть дополнены диагностиками Бабаевой Т.И., Гайворонской Т., В.А. Деркунской.
        Педагогическая технология по программе "Детство" построена на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника сферах - ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников 
по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе.
        Изучение особенностей отношения ребенка 
с педагогом может проводиться на основе таких методик анализ рисунков детей на тему "Мой воспитатель", методика "А это могло быть с тобой?", беседа с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы с тем, чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.
По нашему мнению, методика рисования на тему "Мой воспитатель" и беседы по рисунку может стать базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с "проблемными" (замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.
Анализ рисунков детей на тему "Мой воспитатель"
        Методика проведения. Детям предлагается задание: "Нарисуйте своего воспитателя группы, рисовать вы можете то, что вам больше всего хочется". Для чистоты экспериментальных данных, предварительная беседа на данную тему не проводится. 

        Анализ детских работ проводятся по следующим критериям:

  • Старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения воспитателя и ребенка в общей композиции, степень приближенности или отдаленности от детей, тщательность прорисовки украшений, деталей одежды, лица воспитателя. Данная группа критериев свидетельствует о проявлении отношения каждого ребенка к воспитателю.
  • Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя: сюжеты и содержание рисунков, какие виды деятельности воспитателя дети изобразили. Эта группа критериев показывает, какие особенности деятельности воспитателя наиболее значимы для каждого ребенка.

Приложение 4

Интерактивная дидактическая игра «Православные праздники»

Цель: формирование представлений детей о значении и традициях православных праздников.

Задачи:

• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;

• формировать представление о православном празднике Рождество;

• формировать представление о православном празднике Масленица;

• формировать представление о православном празднике Пасха;

• формировать представление о православном празднике Масленица и др.

• расширять лексический  словарь новыми понятиями;

• развивать связную речь;

• развивать внимание, мышление, память;

• развивать навыки свободного общения детей друг с другом;

• формировать умение проявлять заботливое отношение к ближнему.

Ход игры.

1 Вариант. Дети выбирают предметные и сюжетные картинки, раскладывают их в соответствии с тематикой православного праздника «Рождество»«Крещение»«Пасха». Например: «Рождество»  вифлеемская звезда, волхвы, ясли, ёлка и т. д. «Крещение» - «святая» вода, прорубь, купель и т. д. «Пасха» - украшение яиц, творожная пасха, кулич и др.

2 Вариант. Воспитатель группирует все картинки по 4. Одна картинка не соответствует тематике этой группы картинок – «лишняя». Дети отбирают «лишнюю» картинку и объясняют свой  выбор. Например: картинки - вифлеемская звезда, волхвы, ясли, кулич. Картинка кулич – «лишняя», т. к. она относится к празднику «Пасха»; а остальные картинки к празднику «Рождество».

Приложение 5

План мероприятий по проекту «Праздничный календарь»

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Организационно-подготовительный

Анкетирование воспитателей, родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Сентябрь-октябрь

Музыкальный руководитель,

воспитатели

2. Основной

 

Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

Октябрь-март

Музыкальный руководитель

Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей»

Музыкальный руководитель

 

«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия»

Музыкальный руководитель,

Воспитатели 

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором»

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

 

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

 

Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка»

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Рефлексивно-диагностический

Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май

Музыкальный руководитель,

воспитатели

 

План мероприятий с детьми

Название мероприятия

Форма проведения

Предварительная работа

Материал

"Осеница -царица"

Праздник

Беседа об осенних праздниках, народных приметах и обычаях связанных с осенними праздниками. Разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

Костюмы, музыкальные инструменты

"Рождественские посиделки"

Музыкальная гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на Святки, разучивание колядок.

Иллюстрации с изображением ряженых и др.

"Колядки"

Развлечение

Беседа о празднике, традициях, обрядах, обычаях. разучивание приговорок, закличек, прибауток, русских народных игр.

Шумовые музыкальные инструменты, костюмы ряженных и др.

"Эх, да Масленица!"

Русское гулянье

Беседа об обычаях связанных с Масленицей. Разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

Чучело Масленицы, шумовые музыкальные инструменты и др.

"Вербное воскресенье"

Праздник народных игр

Рассказ о вербе и  обычае праздника, разучивание игры "Вербохлест" и др.

Веточки вербы, народные костюмы

"Пасха"

Семейный праздник

Рассказ о празднике. Знакомство с обрядами, поверьями, обычаями, играми. Разучивание песен, приговорок, хороводов. Раскрашивание пасхальных яиц.

Костюмы, музыкальные инструменты, пасхальные яйца

"Троица - все зеленью покроется"

Развлечение

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов.

Демонстрационный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...