Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».
рабочая программа (подготовительная группа)

Денькина Олеся Юрьевна

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и становится одной из важнейших задач воспитания и образования. Основной целью реализации данной программы является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности  ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного здоровья. Одним из главных условий выступает повышение духовно-нравственной культуры родителей, через сотрудничество с которыми мы воспитываем в наших детях стремления к высшим идеалам - любви, милосердию, добру, истине, красоте. Программа кружка включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogramma_kruzhka.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»

                                                                     

                                                                     Утверждена

                                                                     приказом по МБДОУ  

                                                                     «Детский сад Звёздочка».

№ 32 от 31.08.2018г.

Программа

дополнительного  образования по воспитанию

духовно – нравственной культуры

для детей старшего дошкольного возраста

«Горенка».

Разработчик:

воспитатель

первой квалификационной категории

Денькина О.Ю.

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2018г.

г. Рославль

2018г.

                                          Оглавление.

                                   

  1. Целевой раздел.

     1.1. Пояснительная записка.

     1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

   

     2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образования по образовательным областям.

2.2. Формы и  методы реализации Программы.

2.3. Тематический  план работы кружка.

     3. Организационный раздел.

3.1. Режим занятий.

3.2. Предметно – пространственная развивающая среда.

3.3. Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей

3.4.Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения и воспитания.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

     В 2013 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором вводится понятие «духовно – нравственное развитие», что нормативно обосновывает возможность использования программ духовно – нравственного воспитания и развития в системе дошкольного образования.

     Программа дополнительного образования по воспитанию духовно - нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста « Добрый мир» является содержательным модулем « Духовно – нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012г. № - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной программы, обеспечения преемственности основной программы дошкольного и начального школьного образования, возможностей учета этнокультурной ситуации развития детей.

Содержательный модуль «Духовно- нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.

Цель программы целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности  ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного здоровья. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:

- духовно- нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

- создание условий творческого развития;

- воспитание любви к Родине, семье;

- интеграции личности в национальную и мировую культуру;

- обеспечение целостно – смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.

 Отбор содержания примерной программы произведен в соответствии с принципами:

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально - культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно- нравственной культурой России;

- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

- личностно – ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;

- целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования;

- систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.

Программа «Горенка» обеспечивает:

- единство воспитательных, обучающих и развивающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- направлена на укрепление духовно-нравственного здоровья детей, обеспечивая возможность их всестороннего развития;

- основывается на принципах научной обоснованности и практической применимости;

- строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками;

- обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности;

- обеспечивает преемственность с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления духовно-нравственного развития личности ребенка.

      При отборе содержания программы для дошкольников была осмыслена возможность соотнесения знаний в области духовно-нравственной культуры с ее пониманием современными детьми, в семьях большинства которых не знакомы с ее традициями. В то же время современный ребенок обладает важнейшим нравственным качеством, которое определяется как духовное основание личности. Это – качество любви: любви к ближним, способности к

сопереживанию, доброты, чуткости, совестливости.                                                    

Эту особенность личности дошкольников подчеркивали как закономерное явление нравственного развития отечественные педагоги и психологи. Образное, эмоциональное восприятие окружающего мира дошкольниками позволяет представить им духовную культуру как добрый красивый мир материальных и идеальных объектов и отношений, в которых разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия, взаимопомощи, радости.

Возрастные характеристики духовно -  нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Особенности эмоциональных сторон личности дошкольника.

   Раннее  детство учеными, специалистами в области духовно – нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка, как имеющее со стороны развития психических функций наивысшую точку своего развития. Особенности раннего детства (до 6,5 лет) характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментных впечатлений, свободой выражения чувств.

Моральные чувства.   

   В раннем детстве у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребенка.

С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой ее духовного развития. Однако задача развития ребенка заключается в том, чтобы найти присущую его индивидуальности идеальную форму. В современной педагогической терминологии используется термин   «личностно - ориентированное развитие, обучение».

   Процесс духовного развития носит достаточно медленный характер и протекает в формах, которые присущи воспитательному процессу дошкольного детства. Ведущая среди форм – игра, дающая в себе такое же место моральным движениям, как и реальная действительность. Игры содействуют моральному развитию не меньше, чем взаимодействие ребенка с социальной средой, открывая ему сферу возможного в противовес сфере действительного. Это способствует, прежде всего, развитию морального сознания.

От 6 до 7 лет.                                                                                                                                                                               

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный  субъект деятельности и поведения.

  Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек-это такой, который, всем помогает и хорошо к ним относится, защищает слабых»).  Достаточно тонко их различает, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную -  слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

    В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, « что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо» и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

   К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения  в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь,  их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию.

С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения- ребенок не только может от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но  и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным  и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

  Сложнее и богаче по содержанию становится общение  ребенка со взрослым. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

  Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.

Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были,

что видели  и т.п. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

   В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями о своей гендерной  принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. Испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д. Осознают нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу.

 В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события  -  рождение ребенка, праздник, свадьба и др.

 Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание  и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.

  В этом возрасте происходит расширение  и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов.

   К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость  непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.

Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

 В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Возможность успешно совершать  действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова, успешно образовывают достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.  В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения, увеличивается словарный запас, повышаются и возможности понимать значения слов.

 В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты.

К 7 годам появляется речь – рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

 К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных, ориентируются в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Достаточно  просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению.

   Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги   в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.

  Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально- выразительными  и техническими умениями.

  В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели. Преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

  Для данной Программы обучающие результаты являются производными от задач развития личности ребенка.

   Учитывая этическую направленность содержания Программы, в  качестве критериальных  показателей были отобраны три группы отношений, в рамках которых проявляются три  базовых моральных чувства, формирование которых составляет духовно-нравственную основу личности.

   Базовыми моральными чувствами были определены:

 а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение в людях доброго, а не их недостатков (злого), проявляющееся в оценках «он хороший», а не «плохой»);

 б) стыд (различение в себе добра и зла – выделение в себе плохого – недолжного, нарушающего христианские этические нормы),

 в) чувство совести (оценивание своего поведения в его мотивах, действия на основе христианских норм).

   Данные моральные чувства являются источниками морального опыта в отношении трех основных объектов.

 Объектами  оценки являются:

- отношения к своей личности;

- отношения к другим людям;

- отношения к культуре как системе жизни.

   Развитые моральные чувства ставят перед ребенком этические задачи, ориентируя душевную жизнь личности на нравственные ценности.  Моральные чувства являются формой проявления морального опыта жизни ребенка. Переживание чувства стыда, имея первоначально проективное содержание, постепенно вводит ребенка в мир моральной традиции, моральных норм жизни людей, приучает считаться с объективной внешней стороной своих поступков. В отношении чувства любви в детях следует учитывать, что ребенок очень чутко воспринимает чужие страдания при их не словесной, но внешне выраженной форме, когда он их может видеть в выражении лица или слышать в голосе. Работа совести позволяет ребенку выходить на уровень оценки собственных действий.

   В качестве критериев оценки личностного развития ребенка была определена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры « благочестивые» - т.е. добрые, заботливые, честные, трудолюбивые.  В качестве ведущего выделен критерий моральных отношений ребенка к окружающему миру.

Противоположными  показателями отношений являются: недобрые проявление: (гнев, агрессия), эгоистичные (себялюбие, хвастовство), лукавые (лживые), ленивые. Это проявляются в том, как ребенок, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение: а) к людям (семье, знакомым и незнакомым); б) к окружающему миру ( природе, животным как меньшим друзьям); в) к себе ( видит ли он свои недостатки или хвастается достоинствами, спорит ли, когда ему делают замечание, или стыдится своего плохого поступка, просит прощения); г) значимым социальным ценностям (отношение к Родине, родной земле); д) к духовным ценностям ( что ценит, чему радуется, событиям православного праздника).  Второй критерий - видов деятельности, которые ребенок выбирает в связи  с полученными знаниями ( проявляет ли желание помогать родителям – простые виды самообслуживания, творческая деятельность – выражать в эстетических формах впечатления  от полученных знаний и т.д.). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).

    Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.  Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

- способный своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сию минутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, цирке и др.);

- способный решать интеллектуальные  и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношений и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

2. Содержательный раздел.

Содержение работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи социально - коммуникативного (нравственного) развития и воспитания.

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине. Доброго, гуманного отношения к окружающему миру. Дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики  (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность).

Приучать детей к формам нравственного поведения; прививать навыки доброделания, благотворительности.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию , гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Развивать качества воли: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами этики, не осуждая других.

Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия.

Побуждать  детей к украшению своей души добрыми качествами.

 Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок) в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

Задачи познавательного развития.

   Побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого участия в создании и сохранении его красоты, добра.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? Откуда?».

Знать о родословии своей семьи. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим.

Расширять представления детей о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках.

Прививать чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей.

Использовать произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Задачи речевого развития.

Развивать речь как средство общения.

Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов.

Формировать речевой этикет.

Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры  ( добро, послушание, совесть, трудолюбие, милосердие, честность и т.д.).

Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры (ответственность, Родина, добро, любовь, обязанность, милосердие, послушание и др.). Помогать детям соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.

Задачи художественно-эстетического развития.

   Эстетическая культура в целом и творчество является источником развития эмоциональной сферы детей. Творческая деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам формой.  Рисование, сочинение сказок и т. п. – являются наиболее привычными детям формами творчества.

Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни.

Ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан.

Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры.

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения. Учить детей совместной творческой деятельности в процессе освоения предметно-нравственной среды.

Задачи физического развития.

   Дать представление о ценности здоровья: формировать желание вести здоровый образ жизни.

Учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие воспитанию нравственно-волевых качеств: честность, выдержка, взаимопомощь, умение договариваться друг с другом.

2.2. Формы и  методы реализации  Программы.

Основные формы работы с детьми:

- факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;

- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

- проведение совместных праздников;

- просмотр слайдов – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

- онлайн – экскурсии;

- детская благотворительность;

- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

- постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания);

- творческие вечера;

 - моделирование и анализ заданных ситуаций;

- чтение художественных произведений;

- сочинение историй;

- рассказы педагога и рассказы детей;        

- практическая деятельность;

Методы:

- наглядные (наблюдения, рассматривание рисунков, фотографий, показ видео материалов)

- практические (игры);

- словесные (рассказ, беседа, чтение, объяснение);

- игровые ( создание воображаемой ситуации, дидактическая игра, сюжетно-ролевая).

Методы - ответы, повышающие познавательную активность:

на вопросы детей, элементарный анализ, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Методы, вызывающие познавательную активность:

- воображаемая ситуация, сочинение историй, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны.

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности и коррекции, уточнения детских представлений:

- беседа, повторение, создание проблемных ситуаций.

Октябрь

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1

неделя

День пожилого человека.

«Согреем ладони, разгладим морщины».

Формировать доброе, уважительное отношение к старшему поколению. Показать детям возможные варианты культурных поступков.

Укрепление связи между поколениями.

Беседа.

 Чтение художественной литературы.

Изготовление праздничной открытки.

2 неделя

Правила поведения для воспитанных детей в детском саду.

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Правила поведения  в детском саду в стихах.

Рассматривание иллюстраций.

3 неделя

Моя семья.

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят, заботятся  друг о  друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к  близким;  воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Выставка рисунков «Моя семья», «Дерево моего рода».

Поговорки о семье.

4 неделя

Россия.

 Родина.

 Москва.

Расширять представления детей о родной стране. Сообщать элементарные сведения об истории России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять  знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве – главном город, столице России. Продолжать работу по обогащению словаря детей. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Художественное слово.

Выставка рисунков «Моя Родина».

НОЯБРЬ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1 неделя

Волшебные слова

Формировать навык установления хороших и доброжелательных отношений с людьми. Учить использовать в речи добрые и «волшебные» слова. Дать понятие о том, что такое интересный разговор. Воспитывать внимательное, чуткое,

доброжелательное отношение к окружающим. Продолжать формировать навыки общения друг с другом.          

« Как попугай Таню вежливости учил».

 Игра «Самый внимательный».

 С. Маршак «Урок вежливости».

В. Осеева «Волшебное слово».

 А. Барто

«Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном».

2 неделя

Сострадание.

Утешение.

Милосердие.

Забота.

Учить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия; добрые чувства с добрыми словами. Ввести в активный словарь слова сочувствия, утешения.

А. Барто  «Таня и мяч». Рассматривание иллюстраций.

Художественное слово.

3 неделя

В доме больной. Правила поведения у постели больного.

Освоить этикетные правила речевого общения с больным. Продолжить разговор о доброте и чуткости, желании и умении поддержать и утешить человека.

Чтение     «Выздоравливай поскорее». Игровая ситуация.

4 неделя

День матери – международный праздник в честь матерей.

Напомнить детям о том, что к малышам нужно относиться с заботой и вниманием; ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения, которые помогают успокоить и ободрить младшего.

Беседа.

 Игровые ситуации.

 Чтение художественных произведений.

ДЕКАБРЬ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1 неделя

«Здравствуйте - до свидания».

Закрепить и дополнить знания детей о словах приветствия и прощания;

Умение правильно использовать слова в своей речи, учитывая ситуации. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать приветливость, дружелюбие, вежливость.

Русская-народная сказка «Морозко».

Игра «Наблюдалки».

2 неделя

Вежливая просьба

Познакомить с формами выражения просьбы. Формировать навыки использования различных форм выражения просьбы, адресованной к старшему незнакомому, старшему близкому, ровеснику в различных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Игра « Вежливо - невежливо».

Отгадывание ребуса со словом «спасибо».

3 неделя

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

Поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери – самого лучшего и надежного друга. Найти самые красивые, приятные и теплые слова.

Беседа. Художественное слово.

 Рассказы детей. Выставка детского рисунка «Моя мама лучше всех». Изготовление поздравительных открыток для мамы.

4 неделя

Обращение к взрослому знакомому и разговор с незнакомым человеком на улице.

Ввести в обиход вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

Закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости. Расширять коммуникативные возможности детей.

Чтение художественной литературы. Беседа.

 Игровые ситуации.

ЯНВАРЬ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

3 неделя

Рождество Христово.

Рассказ о храме

Знакомить детей  с основами праздничной культуры. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Выставка детского творчества.

Беседа. Художественное слово.

4 неделя

Создавать доброжелательные отношения при обращении друг к другу. Продолжать учить выполнять важное правило этикета - обращаться друг к другу по имени. Обьяснить, что каждое имя, данное человеку, имеет свое значение.

А. Барто «Имя и фамилия». Заучивание стихотворения «Добрый помощник».

Игра «Давайте  познакомимся».

Поделка Ангел.

ФЕВРАЛЬ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1 неделя

Как понравиться людям

Научить видеть единство внешнего облика и внутреннего состояния человека. Продолжать формировать навык использования вежливых слов и выражений. Обращать внимание на единство внешней красоты  и внутреннего содержания человека. Формировать вежливый и ровный тон в общении с людьми. Учить искренности в проявлении любви к людям, доброжелательному отношению друг к другу.

А. Барто «Любочка».

Песня В. Шаинского «Улыбка».

2 неделя

Ура! Мы идем в гости и принимаем гостей!

Дать представление о правилах поведения в гостях, о правилах начала разговора с гостем. Ввести в речевой обиход вежливые выражения приветствия, соединить прямое обращение с выражением радости. Дарим и принимаем подарки.

С. Маршак «В гостях». Рассматривание ситуаций «Так-не так».

Оформление пригласительных билетов.

 Игра «Комплименты».

3 неделя

Прошу к столу!

Хорошие манеры.

Познакомить с правилами поведения за столом. Формировать представления об этикете на примерах образцового и неправильного поведения за столом. Учить использовать способы выражения  благодарности за угощение.

Игра «Подбери посуду».

Чтение отрывка  К.Чуковского  «Федорино горе».

4 неделя

У меня зазвонил телефон.

 Правила общения по телефону.

Формировать навык вежливого разговора по телефону, навык использования вежливых слов и выражений. Формировать вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса. Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные речевые позиции.

А. Барто «Почему телефон  занят».

Игра «Кто больше назовет профессий, где нужен телефон».

Дидактическая  игра «Телефонный разговор

МАРТ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1 неделя

Международный женский день – 8 Марта.

Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщине (маме, бабушке, сестре…). Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формировать потребность радовать близких  добрыми делами.

Беседа.

Выставка детского творчества. Пословицы и поговорки о матери, бабушке.

Художественное слово.

2 неделя

Как правильно вести себя в общественных местах (магазине, поликлинике, цирке, на улице…).

Познакомить детей правилам поведения в общественных местах. Ввести в активный речевой запас ребенка необходимые этикетные  выражения.

Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Игровые ситуации.

3 неделя

Где дружба прочна, там хорошо идут дела (общение с друзьями и сверстниками).

Познакомить детей с правилами дружбы:  уступать и помогать друзьям, не злиться и  не ссориться, делиться с другом игрушками.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа.

 Игровые ситуации.

 Чтение художественной литературы.

Игра «Как лучше общаться с друзьями?». «Портрет моего друга».

4 неделя

Мы едем… ., едем еде…..

Показать ребенку, как нужно вести себя в общественном транспорте, обучить несложным правилам проезда.

Рассматривание иллюстраций. Беседа.

 Чтение художественной литературы.

Игровые ситуации.

АПРЕЛЬ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1 неделя

О том, как быть уступчивым.

Показать детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

Беседа.  Художественное слово.

Игровые ситуации.

2 неделя

Мы желаем счастья Вам!

Дать представление о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой  обиход выражения поздравления и пожелания (каждому празднику соответствуют особые речевые формы поздравления). Дать представление об основных праздниках: Новый год, 8 Марта, день рождения.

Игра «Дорогие слова». Составление поздравления на открытке. Составить из кубиков вежливые слова. Игровые ситуации.

3 неделя

Праздник Воскресение Христово.

Пасха Красная - чудо дивное.

Дать детям представление о том,

чему посвящен праздник «Воскресение Христово» и чему радуются в праздник Пасхи. Это самые добрые праздники христиан.

Беседа.

 Чтение «Светлое воскресение». Выставка рисунков-подарков (пасхальная открытка).

МАЙ

Тема

Программное содержание

Методические игры, приемы, художественное слово.

1 неделя

Традиционные приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие.

Пора ложиться спать. Прощание перед сном.

Ознакомление детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения и пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений, которые адресуют близким.

Чтение художественных произведений. Беседа. Игровые ситуации.

2 неделя

Правила  расставания. Прощание с близкими людьми перед отъездом.

Соединить добрые чувства к близким людям с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием. Это слова прощания, пожелания, обещания писать и звонить.

Чтение художественной литературы. Игровые ситуации.

3 неделя

«Вежливости открываются все двери». Итоговое занятие.

Закрепить навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

Решение игровых проблемных ситуаций.

3. Организационный раздел.

3.1. Регламент дополнительной образовательной деятельности.

     Общий объем занятий кружка «Горенка» соответствует требованиям действующих СанПиН.

Программа рассчитана на 1год обучения и рекомендуется для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Рабочая программа кружка предлагает  проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с сентября по май). Продолжительность – 25- 30 минут. Количество детей-12.

3.2. Предметно – пространственная развивающая среда.

        Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

     Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:

 • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития

 • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

 • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

 Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому необходимо  искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

 — игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 — эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

 — возможность самовыражения детей.

 Принципы:

доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

 системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы;

 интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

 здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;

 мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности;

 вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

 эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

 принцип свободы достижения ребенком своего права. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

       Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует

 возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

      Зона коррекции звукопроизношения:

 • «Королевство зеркал» оборудована настенным зеркалом, индивидуальными зеркалами для детей, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

 Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают общие коррекционные задачи.

 • «Звукобуквенные домики»- (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения)

• «Царство смекалки»- (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи»).

 • «Центр речевого дыхания»- (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи».

 • «Ловкие пальчики»- (игровой материал для развития мелкой моторики) : «Чудо- перчатки, массажные шарики, коврики, трафареты, аппликаторы Кузнецова.

 • «Чудо –дерево»- ни листочки на нем, ни цветочки на нем, а картинки да буковки.

• «Внимательные ушки»- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

 • Центр релаксации. В нём и мягкие подушки и игрушки, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Песочная терапия.

 • Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, магнитофоном с аудиозаписями, сиди- дисками; презентациями, компьютером.

 • Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей детей с нарушениями речи.

 • В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

3.3. Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей

Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и детского сада. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.

Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей. Проект нацелен на укрепление внутрисемейных связей, а также связей между семьей, Церковью и детским садом.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

3.4.  Материально-техническое обеспечение:

1.Логопедический кабинет.

2. Методическая литература.

3. Методические пособия.

4.Аудиокассеты, СД - диски, видеодиски.

5.Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон.

6. Мультимедийное оборудование, ноутбук.

7. Видеокамера.

8.Фотоаппарат.

Список  используемой литературы:

1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. практ. материалов. — М.: Изд-во «Практика 2000», 2002.

2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст./ Козлова, С.А.,

3. Дедовский, Н.К., Калишенко, В.Д.; Под ред. Козловой, С.А. М.: Академия, 2002.

4. «Основы  православной  культуры  для  детей  дошкольного  возраста». Составитель  Ольга  Харитонова,  под  редакцией  протоиерея  Виктора  Дорофеева,  издательский  дом  «Покров», Москва,2002г.

5. Простые беседы о нравственности. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2000.

6. Простые беседы о нравственности. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин жен. монастырь, 1996.

7. Рабочие  тетради-раскраски  «Здравствуй,  мир», издательский дом «Покров»,  Москва, 2002г.

8. Шитякова Н.П. Современное состояние духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Текст./Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2006.-№ 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по английскому языку "FUNNY ENGLISH" для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа по английскому языку была создана с учетом новых ФГТ и возрастными особенностями дошкольников. В ней используются инновации и многие педагогические технологии, используемые в обу...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....