ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
проект (старшая группа) на тему

Терентьева Екатерина Сергеевна

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания. В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_terentevoy_e.s.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Терентьева,

(научный руководитель: Н.С. Морова, доктор педагогических

наук, профессор, декан Института педагогики и психологии

 «Марийский государственный университет»)

г. Йошкар-Ола

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

(проект)

Аннотация. В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания.

Постановка проблемы

Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. «Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации» (В.В. Путин).

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [2].

На фоне современных духовно-нравственных проблем, существующих в обществе, обращение педагогов-исследователей к таким понятиям, как «духовность» и «толерантность» представляется особо актуальным. Традиционно оба понятия рассматриваются учеными  в отдельности, что вполне обосновано. Однако существует и иная точка зрения, что необходимо обсуждать проблему толерантности в контексте развития духовности человека. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми.

О.Ю. Васильева, министр образования Российской Федерации отмечает: « … в переломные периоды человеческой истории возрастает интерес к эсхатологическим, мистическим настроениям: растет интерес к религиозной проблематике в целом. Эти периоды характеризуются также активным поиском и разработкой новых принципов организации личной и социальной жизни, основанных на вере» [1].

Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В традициях многих народов эти качества формировались с раннего детства.

Как отмечает профессор Н.С. Морова, «дошкольный возраст представляет собой уникальный, самобытный период жизни, качество проживания которого во многом определяет психическое и физическое развитие ребенка. Формирование его личности и базисное доверие к миру и самому себе во многом зависят от социальных условий и окружающей среды, которые для сельского социума имеют свою специфику» [3, с.3].

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Проблема формирования основ толерантности имеет свою специфику в сельском социуме, где дети не всегда имеют возможности посещать детский сад либо по причине отсутствия дошкольного учреждения, либо из-за большой очереди.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время проведения досуга, в самостоятельной игровой деятельности.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо использовать систему мероприятий и разных видов деятельности дошкольников с привлечением всех действующих на селе социальных институтов (семья, школа, библиотека, церковь и др.).

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование основ толерантности как компонента духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сельском социуме».

Цель проекта: формирование основ толерантных отношений у старших дошкольников.

Задачи проекта:

1. Содействовать формированию межличностных отношений между детьми в духе неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

2. Воспитывать у детей любовь к родному краю.

3. Развивать коммуникативные способности детей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

Участники: педагоги и специалисты дошкольных групп, родители, дети.

Время реализации проекта: 

1 этап – октябрь – декабрь 2015 г.г.

2 этап – ноябрь 2016 – апрель 2017 г.г.

3 этап – апрель – май 2017 г.г.

Характеристика экспериментальной базы исследования

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Кужмарская средняя  общеобразовательная школа»   Республики Марий Эл, Звениговского района (с. Кужмара), при которой функционируют дошкольные группы.  

В селе имеется храм, который был освящен во имя Вознесения Господня. Но в 1989 году он сгорел, и поэтому в Кужмаре действует лишь молитвенный дом, в котором три раза в месяц проводит богослужения настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Кокшайск иерей Алексий Леонов.

Предполагается, что раз в неделю воспитатель будет приводить детей старшей группы в церковь, где они будут знакомиться с Таинством Причащения, в доступной форме познакомятся с историей Русской православной церкви, Библией, православными праздниками.

В селе Кужмара есть святое место — освященный благоустроенный родник. Чин освящения вод источника свершил священник - настоятель Оршинской церкви иерей Сергий Мошкин. Благодаря помощи и труду селян, а также благодетелей и привлеченных строителей источник облагорожен, возведена кирпичная надкладезная сень ввиде небольшого домика, откуда по желобку течет живительная влага. К источнику сделан удобный подход, установлена лестница, а территория святого источника обнесена забором.  Процесс возрождения духовности в селе начался именно с освящения родника и его уже не остановить, о чем должны знать даже дети дошкольного возраста.

Дошкольное образовательное учреждение работает по «Программе от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

За годы своей работы детский сад выпустил не одну сотню воспитанников. Детский сад находится в центре села, поэтому удобен для многих родителей. Детский сад прошел аккредитацию, аттестацию, лицензирование.

Численность детей по группам составляет 76 детей – дети служащих, предпринимателей, врачей, учителей, работников культуры и рабочих. По социальному составу детского сада – дети из полных семей (76 %), дети из неполных семей (24 %) и многодетных семей (35 %). Уровень образованности родителей: 45 % имеют высшее образование, 45 % – среднее специальное, 10 % – неполное среднее образование.

В детском саду работает 5 групп, из них: от 2 до 3 лет (1 группа), от 3 до 4 лет (1 группа), от 4 до 5 лет (1 группа), от 5 до 6 лет (1 группа), от 6 до 7 лет (1 группа). Наполняемость групп детьми: от 2 до 3 лет – 15 детей, от 3 до 7 лет – до 20 детей.

В дошкольных группах сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, стаж работы колеблется от 10 до 20 лет. Наибольшее количество сотрудников  (70 %) имеют высшее образование, и лишь 30 % среднее специальное.

Календарный план реализации  проекта

  1. Подготовительный  этап (октябрь-декабрь 2015 г.г.)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Провести мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

  1. Диагностика детей старшего дошкольного возраста по двум методикам О.В. Дыбиной «Необитаемый остров» и «Помощники».

Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам.

Воспитатели:

- умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения;

- наличие толерантных отношений у сотрудников;

- умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

Дети: 

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

1 этап –октябрь 2015 года

2 этап –ноябрь - декабрь 2015 года

Воспитатель

Старший воспитатель,

воспитатель

Получены следующие результаты.

Диагностика по методике «Необитаемый остров».

Цель этой методики – выявить умение детей выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

В ходе обследования выявлено, что 3 ребенка из 16 проявляют инициативу и организаторские способности, а потому относятся к высокому уровню толерантности , 9  детей — средний уровень, имеют свою точку зрения, но они чаще всего идут за наиболее активными детьми. Детей с низким уровнем толерантности оказалось 4.

Диагностика по методике «Помощники».

Цель этой методики выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок - ребенок», соотносить свои желания, стремление с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.

Результат методики показал, что 4 ребенка проявляют организаторские способности и относятся к высокому уровню, 10 детей – средний уровень,  детей с низким уровнем – 2.

Для выяснения толерантности детей с позиции родителей мы провели анкету (см. Приложение 1). Анкета включала в себя 6 вопросов с 4 вариантами ответов. Результат анкетирования показал, что с позиции родителей, их дети проявляют высокий уровень толерантности к другим.

С целью анализа позиции воспитателя по отношению к толерантности детей дошкольного возраста и условий, в которых должна осуществляться данная сторона воспитания, с воспитателями была проведена беседа, которая включала в себя 6 вопросов (см. Приложение 2).

В анкетировании принимали участие 8 воспитателей. Четыре педагога старших дошкольных групп, два педагога средних групп, два педагога младших групп. Большинство из них отметили, что сложности в работе возникают, прежде всего, от нехватки знаний и конкретных методик формирования межличностных отношений. Кроме этого отмечены отсутствие психолого-педагогических условий создания предметно-развивающей среды. Также немаловажен факт нехватки методической литературы и наглядных пособий.

Воспитатели имеют достаточное представление о предметно-развивающей среде, которая необходима для развития толерантности детей – 75 %. Они все стараются принимать участие в ее создании и организации – 100 %. По их мнению (100%) игрушки и предметы должны отображать национальный колорит, они должны в некоторой форме повторять отдельные предметы из окружающего мира и быта взрослых. Педагоги стараются принимать участие в различных видах деятельностей детей (75%).

Для воспитания детей в духе толерантности и уважения, по словам воспитателей, как правило, проводятся праздники с приглашением родителей.

Таким образом, результаты диагностик позволили нам определить основные направления педагогической деятельности; что легло в основу 2-го, основного этапа работы.

2. Основной этап (ноябрь 2016 – апрель 2017 г.г.)

Предполагается, что воспитание толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, театрализованную деятельность, праздники. Эти виды деятельности должны помочь сформировать у участников проекта такие качества как толерантность, нравственность, терпимость, отзывчивость. При этом должна усилиться взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.

Работа с детьми

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка плана мероприятий, направленных на формирование толерантных отношений, на ознакомление с культурным пространством села.

 Вводное занятие «Путешествие по Стране Толерантности и Духовности»

Ноябрь 2016 г.

Воспитатель группы

День игр на формирование доброжелательных отношений друг к другу

Декабрь 2016 г.

Инструктор по физической культуре, воспитатель группы

Театральное представление детской притчи «Настоящая мать», «В магазине у Бога», «Притча о гвоздях»

Январь 2017 г.

Педагоги групп

Посещение Святого источника

Февраль 2017 г.

Воспитатель группы, Отец Алексий (Леонов)

Занятие «Уроки доброты»

Март 2017 г.

Отец Алексий (Леонов)

Воспитательное мероприятие в старшей группе.

«Путешествие в мир Доброты»

Апрель 2017 г.

Воспитатель группы, Отец Алексий (Леонов)

Работа с родителями

Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультирование семей по проблеме формирования толерантности.

Ноябрь 2016 г.

Воспитатель группы

Привлечение родителей к организации театральных представлений детских притч «Настоящая мать», «В магазине у Бога», «Притча о гвоздях»

Январь 2017 г.

Воспитатель группы

Создание и выставки семейных альбомов.

Февраль 2017 г.

Воспитатель группы

Просмотр видеофильмов о семейных праздниках.

Март 2017 г.

Воспитатель группы

Оформление информационных стендов для родителей.

Апрель 2017 г.

Воспитатель группы

3.Завершающий этап (апрель – май 2017 г.г.)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста.

1. Повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста по двум методикам О.В. Дыбиной «Необитаемый остров» и «Помощники».

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у родителей и педагогов ДОУ.

3. Проведение КВН с целью выявления уровня профессионального мастерства и реализации полученных знаний на практике.

Апрель 2017 г.

Старший воспитатель, воспитатель группы.

Считаем, что реализация данного проекта поможет в формировании основ толерантных отношений у детей, будет содействовать формированию межличностных отношений между детьми в духе неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

        После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1.        Динамика роста уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов (не менее 80 %).

2.        Создание цикла мероприятий для развития толерантности в триаде: «дошкольник-родитель-воспитатель» (не менее 6 мероприятий).

3.        Создание методической копилки для педагогов по формированию и развитию толерантности в ДОУ.

Публикации автора по теме проекта:

1. Терентьева Е.С. Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности / Е.С. Терентьева // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т; отв. ред. М. А. Мокосеева. – Йошкар-Ола, 2016. – C. 309-316 (Приложение 3).

2. Терентьева Е.С. Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности в сельском социуме / Е.С. Терентьева // Научный форум Сибирь. – № 3 (Том 2). – 2016. – С. 41-43 (Приложение 4).

Список литературы:        

  1. Васильева О.Ю. Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления (материалы к научно-практическому семинару) / О.Ю.Васильева, С.А. Семедов. – Махачкала, Изд-во РИО ДИПКПК, 2010. –
  2. Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы Р.М. Кадырова  // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 762-766.
  3. Морова Н.С. Дошкольное образование детей в условиях сельского социума. Концепция / Н.С. Морова. Комплексная программа РАО «Системная модернизация образования как фактор социального развития села». – М.: ИСПС РАО, 2008. – 64 с.