«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»
материал (старшая группа)

Отчет по теме самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovaniya_2024g.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»

Цель: 
-повысить уровень педагогической компетенции в вопросе духовно-    нравственного воспитания дошкольников;  
-создать условия для гармоничного развития личности ребёнка, создания в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на русских культурно-исторических
традициях.

Задачи:

-изучить нормативно-правовые документы;

-изучить практический опыт по данной теме;

-разработать оптимальную модель работы по формированию знаний детей

 о традициях русского народа, развитию и поддержке интереса к традициям,     обычаям, праздникам русской культуры, приобщению к их истокам; по воспитанию  доброты и любви  друг к другу, своей стране, окружающему миру;

-внедрить в практику работы современные образовательные технологии,

-построить взаимодействие с родителями.

 Актуальность выбора темы

      Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

       Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое воспитание. Применяла различные виды деятельности, направленные на сбережение материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и др. В своей деятельности я старалась использовать различные методы педагогической работы: рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, соревнование. Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды. В группе создан центр книги, который знакомит детей с русскими народными сказками, рассказами писателей, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры. Изучение темы начала с подбора литературы с народных русских сказок течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия. С помощью книг в течение года был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности: «Добрые дела»; «Вежливая просьба» (Цель: раскрыть детям смысл понятий «доброжелательность», «вежливость», «взаимопомощь», «бережное отношение к вещам»); «Спасибо за правду» (цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Рассмотрели понятие «Доброта», познакомились с пословицами и поговорками на нравственные темы, обсудили их. Детям было дано задание вместе с родителями, найти и выучить пословицы и поговорки о доброте, которое выполнило большинство детей. Чувство родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены ряд занятий: «Наша семья», «Мой папа», «Никого роднее мамы в целом мире нет» и тд, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации. С детьми была проведена беседа и оформлен стенд на тему «Наша Родина – Россия». Дети посетили библиотеку, где узнали много интересного о нашей замечательной стране, были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т.д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, был изготовлен альбом «Российская армия», для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была оформлена фотовыставка «Мой папа». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины. Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:

1. Консультации для родителей. Тема: «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»; «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Будем добры», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка; «Воспитание чтением».

2. Оформление папок-передвижек на тему «Духовно-нравственные ценности»; «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Вербное Воскресение»; «Пасхальные игры».

3. Анкета для родителей и аналитическая справка. Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников».

4. Информационный буклет «Хороший пример заразителен».

5. Круглый стол для родителей на тему «Семейные традиции как способ гармонизации детско – родительских взаимоотношений в семье».

6. Индивидуальные беседы и консультации: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи» и др.

7. Выставки совместного творчества. Родители оказывали помощь в течение года. помогли и поучаствовали в «Дне добрых дел» по изготовлению кормушек, а также оказывали любую помощь в проведении экскурсий, различных мероприятий. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- дети научились понимать смысл литературных произведений;

- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- у детей сформировались представления о семейных и народных традициях;

- сложилось уважительное отношение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, к государству;

- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в совместных мероприятиях, праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке. Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

Сборник дидактических материалов направленных на формирование нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

В сборнике представлен практический материал по формированию у старших дошкольников доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, дружеских отношений в коллективе....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»

Паспорт проектаМетодическая тема проекта :  формирование  у детей старшего дошкольного возраста  интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...