ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
материал на тему

Муляр Ирина Николаевна

статья по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

    Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,  а  в современных условиях она приобретает особое значение.  Согласно содержанию Государственного стандарта образования РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно - нравственного воспитания детей. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

    Обращение к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников обусловлено потребностями общества, необходимостью наращивания духовно-нравственного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их выживания и прогресса в современном мире.

    Особое место в системе современных отношений «ребенок-взрослый» принадлежит семье. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе.

    Первая школа воспитания растущего человека - семья. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, поэтому формирование духовно-нравственных ценностей, прежде всего, должно исходить из семьи. Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. С помощью родителей ребенок учится общению, взаимоотношениям с людьми, познает важность и ценность духовных и культурных ценностей. Роль семьи, роль родителей в воспитании духовно - нравственных ценностей самая главная и решающая, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.

    Нравственное воспитание личности ребёнка, формирование духовно-нравственных ценностей - одна из самых важных задач детского сада. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

    Остро стоит проблема формирования духовно - нравственных ценностей, переосмысления сформировавшейся ценностной ориентации, дополнение ее ценностями современного общества и остающимися во все времена высокими человеческими ценностями, такими как: любовь, человечность, сострадание, нравственность, вера, доброта, справедливость, забота, красота, культура поведения и воспитания и т.д. Формирование и развитие духовно - нравственной ценностной ориентации происходит на всех возвратных этапах развития человека. Дошкольное детство признано исследователями важнейшим этапом в развитии человека, сензитивным периодом становления базиса личностной культуры. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

    Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

    В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Большую роль в  поддержке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет детский сад.

    Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Ее суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели воспитания детей.

    Взаимодействие ребенка со старшим поколением в семье очень важно для воспитания. С бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек начинается приобщение ребенка к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, традиции - источник исторических знаний, которые отвечают образному характеру познания окружающего мира. Семейные традиции - это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, принимающих статус  не писанного семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Одним из определяющих компонентов воспитания выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений.

    Работа нашего детского сада активно строится в сотрудничестве с семьёй. Одним из направлений  работы нашего детского сада является  формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье через связь поколений. Содержание, формы и методы воспитания духовно-нравственных ценностей у детей весьма разнообразны: проектная деятельность, экскурсии, выставки, тематические вечера.

    Общая перспектива нашей работы по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников предусматривает как с детьми, так и с родителями интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.

    Перед ДОУ ставится задача духовно-нравственного воспитания дошкольников. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.  

    Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник - не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

    Необходимо  помочь  родителям  осознать,  что в  семье,  в  первую  очередь  должны  сохраняться  и  передаваться  нравственные и  духовные  обычаи  и ценности, созданные  дедами и  прадедами,  и  что  именно  родители  ответственны  за  воспитание  детей.

    Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

    Таким образом,  духовно-нравственное развитие, формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей старшего дошкольного возраста через связь поколений, в целом воспитание дошкольников на основе взаимодействия семьи и ДОУ, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Список литературы

1.  Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.

2.  Дорохина Н. А. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста: диссертация: - Москва, 2009. - 310 с.

3. Микляева Н.В., Создание  условий  эффективного  взаимодействия с семьей». Айрис-пресс. Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и  имеет следующие  направления: приобщение к физической культуре, развитие пси...

Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы

Статья содержит рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни через художественную литературу....

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения,...