Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята воввлечены в сказку, где воображают, фантазируют, представляют. Параллельно осваивают основы русских народных промыслов, знакомятся с трудами мастеров и мастериц. в данном разработанном материале представлены интересные инновационные технологии (авторские), а так же Smart-notebook технологии, которые активируют современных дошкольников и вызывают наибольший интерес к предложенным заданиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2021-2022_gzhel_mo_24.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 компенсирующего вида

Калининского района

Санкт-Петербурга

 

Развитие познавательной активности и формирование представлений

о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста

через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания 

НОД «Сказка о гжельской розе»

с использованием ИКТ и Smart-notebook технологий

 

 

подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Пивницкая Екатерина Александровна

 

2021-2022

Программное содержание:

  1.  Развивать познавательную активность при формировании представлений о декоративно-прикладном искусстве.
  2. Учить рассматривать гжельские изделия, подмечая характерные детали узора, колорит росписи, учить детей находить сходства и различия в гжельской росписи, учить их проводить сравнительный анализ, делать выводы.
  3. Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов: видеть красоту.
  4. Способствовать развитию связной речи.  
  5. Учить детей продумывать сказки, придумывать действующих лиц, сюжет сказки: начало, развитие действия, кульминацию, конец.
  6. Обогащать и активизировать детский словарь.
  7. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду мастеров, гордость за богатую народными талантами Россию.
  8. Воспитывать умение работать коллективно.

Используемые технологии:

  1. ИКТ.
  2. Smart-notebook технологии.
  3. Сказка-терапия.
  4. Технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации).
  5. Игровые технологии.
  6. Моделирование.

Материалы к НОД:

  1. Демонстрационный материал.
  2. Декоративный короб – посылка.
  3. Букет роз (разных оттенков).
  4. Модели для рассказывания (опорные иллюстративные карточки).
  5. Дидактические кубики.
  6. Цветные камешки.
  7. Подготовленные сувениры для ребят (по количеству детей).
  8. Подготовленные сувениры для гостей и членов комиссии, выполненные кулоны руками детей из солёного теста.
  9. ИКТ презентация, ИКТ - игры.
  10. Smart-notebook, игры.
  11. Цветные кляксы.
  12. Корзины 2.
  13. Разноцветные мячики не большого размера.

Организация НОД:  

Данное мероприятие может проходить, как в групповой комнате, так и в зале. Помещения оборудуются всем необходимым для проведения НОД (дидактические и развивающие материалы и пособия, техническое оснащение). Длительность от 30-35 минут.  

Предварительная работа:

  1. Беседы о гжельском промысле, посещение музеев, выставок.
  2. Рассматривание книг, иллюстраций.
  3. Оснащение групповой комнаты дидактическими и развивающими играми по декоративно-прикладному искусству.
  4. Роспись подготовленных из солёного теста кулонов (сувениры для гостей).

Ход НОД:

Приветствие всех присутствующих в зале.

Для активизации внимания детей, обращаю внимание детей на СКАЗКУ. Интересуюсь, хотелось бы ребятам в неё попасть.

Обращаю внимание на декоративный короб в центре зала (групповой комнаты), волшебную тропинку (цветные кляксы), по которой предлагаю пробежаться и очутиться у самого короба (посылке).

Предлагаю открыть короб. Там оказались красивый гжельский чайник и гжельская сахарница (либо любое другое изделие гжельского промысла), которого дети раньше не видели. Одним из элементов узора на изделиях оказалась гжельская роза.

Идёт рассматривание розы, обсуждаются все детали рисунка.

Затем задаётся вопрос: Вот интересно, ребята, как появилась эта роза на гжельской посуде? Мы с вами уже выяснили, что мастера Гжели расписывают свои изделия только оттенками синего цвета. Но, разве бывают синие розы? Мне, например, такие ни разу не встречались. Я много раз видела розы красные, белые, розовые, жёлтые, тёмно-бордовые, алые, чайные, а вот синих и голубых не видела никогда (рассматривание живых роз, которые появляются для ребят неожиданно). А вы видели? Тогда почему именно розу рисуют гжельские мастера? Рисовали бы колокольчики, васильки, незабудки (рассматривание цветов по ИКТ презентации). Как же роза попала на гжельские изделия? Давайте придумаем про это сказку. Ведь синяя роза сказочная. И попала в Гжель сказочным путём. Но, вот как?

Используя приём творческого рассказывания, мотивирую детей на дальнейшее продолжение сказки, т.е. концовку сказки составляют и придумывают дети. Начало сказки: Представьте себе, что в далёкой - далёкой стране, где царило вечное лето, в саду у одного богатого купца росло много-много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – как у нас с вами, и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от сорняков, и розы от этого цвели ещё пышнее, пахли ещё душистее.

Вот, однажды, купец собрался уезжать в далёкие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней то и отправился купец.

Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: «Эта роза никогда не завянет, потому что я люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом.

А что же случилось с этой розой дальше?

Ребятам предлагаются карточки-подсказки (работа по моделям), которые помогут им продолжить сказку педагога. Так же перед ребятами ставятся следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, если купец приехал в село Гжель зимой, его роза завяла? Что с ней могло произойти?
  2. Как поступили гжельские мастера, когда увидели розу нашего купца?
  3. Какой подарок привёз купец для своей жены из Гжели?

Затем выслушиваются рассказы детей. Педагог направляет, помогает.

Предполагаемые ответы:

«Роза замёрзла зимой и завяла. Купец очень расстроился, это же подарок жены. Попросил он мастеров из села нарисовать его розу на посуде. Вот и получилась она синяя, т.к. мастера писали синими оттенками. Привёз купец подарок жене – синюю розу на гжельской посуде».

«Приехал купец в Россию, а тут зима наступила. Стало холодно. С розой произошло чудо: она превратилась в прозрачную, ледяную с синими оттенками. Увидели этот цветок мастера по росписи и запечатлели на своих кувшинах, чайниках, кадках, сахарницах. Купец был удивлён такой красоте. Скупил подарков целый воз и повёз домой на радость жене».

«Зимой в России встретил купец Снегурочку. Ей так понравилась белая, нежная роза, подаренная купцу женой. Она попросила её у него. Купец не смог отдать свой подарок. Обратился к гжельским мастерам, чтобы они скопировали и нарисовали точно такую же для девочки Снегурочки. Нарисованная роза получилась очень красивая. Попав в руки снежной девочки, роза посинела. Мастерам понравился оттенок ледяного цветка и они обещали украшать все свои изделия такими красивыми снежными розами. Расписав изделия получилось многообразие синей красивой посуды, которую прикупил купец в подарок для своих родных».

Вот откуда появилась красивая синяя роза на гжельских изделиях. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

Молодцы. Справились с самым серьёзным заданием.

Пора немножко отдохнуть (предлагается динамичная физкультурная минутка с цветными мячиками, где ребята выбирают только подходящие оттенки для гжельской росписи). Молодцы.

Скажите, сможете ли вы узнать элементы гжельского письма? Ребятам предлагаются  Smart-notebook, игры, дидактические кубики.

Хотели бы вы свои розы создать? Это будет интересно. Мы их будем выкладывать из цветных камней.

Что ж, пора из СКАЗКИ возвращаться. Ребята с педагогом ступают по цветным кляксам и возвращаются в садик.

Обращаются к гостям:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская, звонкая Гжель!

Педагог с ребятами вручают расписные кулоны с элементами гжельской розы, изготовленные своими руками, гостям и членам комиссии.

После поощряются педагогом за свои старания (вручение сувениров, подготовленных для ребят).

Всем спасибо за внимание (ребята прощаются с гостями и отправляются в группу).

Данная образовательная деятельность сопровождается разработанной презентацией, где дошкольники работают по предложенным слайдам. К слайдам ребят обращает педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способс...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Тематический план интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей с использованием программно- аппаратного комплекса "Волна".

Тематический план интегрированных занятий для детей 5-7 лет.  №Программно-аппаратный комплекс «Волна»Занятия по РПС для детей 5-6 летФорма проведенияПримечание1 ДиагностикаД...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...