«Использование дидактических игр и упражнений для развития звукового анализа и синтеза в рамках подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии

Павловская Ирина Анатольевна

Значение звукового анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rab.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование дидактических игр и упражнений для развития звукового анализа и синтеза в рамках подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………стр.3

2. Значение формирования навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи для успешного обучения в школе …………………………………………………          стр.4

3. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………….............................................стр.7

4. Дидактические игры и упражнения как средство развития звукового анализа и синтеза в рамках подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школе……………………………………………………………………….стр.10

Заключение……………………………………………………………стр.14

Литература…………………………………………………………...стр.15

     Приложение……………………………………………………….....стр.18


Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.  В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение одной из множества задач развития речи. Это формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Развитие звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Несформированность фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с речевыми нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития у этой категории детей.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии».

Наиболее эффективно проводить занятия по развитию речи с детьми с ОНР в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его  возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений для  развития  навыков звукового анализа и синтеза  предполагает достижение эффективных результатов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при обучении грамоте и подготовки к школе.

  1. Значение формирования навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи для успешного обучения в школе

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина).

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим - это звуки.

Звуковой анализ  – это последовательное выделение отдельных звуков в слове; определение порядка звуков в слове; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый – мягкий).  Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. В дальнейшем при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа.

Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников имеют следующие направления:

∙ подготовка  детей к усвоению чтения;

∙ обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;

∙ развитие слухового восприятия, речевого слуха;

∙ развитие  и  совершенствование  дошкольниками  фонетических

знаний и умений;

∙ обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного

возраста;

∙формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

∙ закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках,

местоположение в словах;

∙ построение   графической не буквенной модели, отражающей

количество,  последовательность  звуков  в  слове,  а  также  характеристику звуков.

Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина рекомендуют формировать навыки звукового анализа и синтеза в следующей последовательности:

Старшая группа

1. Выделение первого ударного гласного звука;

2. Анализ звукосочетаний из двух гласных звуков;

3. Определение наличия отсутствия звука в слове;

4. Выделение звука в ряду других звуков;

5. Определение первого  и последнего согласного звука в слове;

6. Определение позиции звука в слове;

7. Определение согласного и последующего гласного звуков в слове;

8.  Анализ односложного слова типа мак, сок, суп;

Подготовительная к школе группа

1. Деление слова на слоги;

2. Полный анализ односложных и двусложных слов типа: стол, шарф, панама, капуста, стаканы.

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и серьезными трудностями в усвоении школьной программы существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму.

Как показывают данные ряда авторов (А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.)) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа. Целенаправленная работа в условиях логопедической группы детского сада должна способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечить своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредить возникновение нарушений письменной речи.

  1. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон — н-о-с. Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов. При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать могут не научиться.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие  испытывают огромные трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей с ОНР, у которых сохранились (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),

-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),

-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

-нарушение понимания прочитанного,

-слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с ОНР  отстают от нормально развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез. В связи с этим необходимо специальные занятия, которые включают в себя дидактические игры и упражнения по формированию звукового анализа и синтеза у детей ОНР.

4. Дидактические игры и упражнения как средство развития звукового анализа и синтеза в рамках подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школе

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Особое внимание в процессе логопедической работы стоит уделить дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания детей с ОНР. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует возрасту ребенка и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова и др.) считают, что эффективно в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, которые еще не знают графический образ буквы, учить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, что в дальнейшем станет надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.

Дидактические игры для формирования навыка звукового анализа построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале  детей учат определять первый звук в одном слове («Назови первый звук в слове»), затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). На определение наличия заданного звука в слове применяются настольные игры: «Звуковая мозаика», «Выбери картинку», «Где живет звук».  В игре «Звуковая мозаика» у ребенка квадрат, разделенный на 9 клеток и несколько фишек. Педагог произносит слова. Если в слове есть заданный звук, дети накрывают клеточку фишкой, если нет – пропускают. Синие фишки используются для определения твердого согласного звука в слове, зеленые – для определения мягкого согласного, красные – для гласных звуков. В игре «Выбери картинки» дети среди множества картинок отбирают только те, в названии которых есть заданный звук. Для определения первого и последнего звука в слове мы используем игры: «Собери картинки в цепочку», «Умная гусеница», «Помоги мышонку», «Собери из ромашек венок». В данных играх дети выкладывают из картинок цепочку. Название последующей картинки начинается на звук, которым заканчивается название предыдущей картинки. При обучении детей определению количества звуков и слогов в слове можно использовать следующие игры: «Веселый поезд», «Куда сядет насекомое», «Соберем пирамиду», «Саночки», «Холодильник». В игре «Веселый поезд» дети упражняются в определении количества звуков в слове. Используются вагончики, на крышах которых карточки с определенным количеством кружочков. Педагог поясняет: «Перед нами веселый поезд для животных. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, название которых состоит из трех звуков, во втором – из четырех, в третьем - из пяти звуков». Играя в игру «Куда сядет насекомое», дети должны посадить божью коровку на тот цветок, количество точек, на спине которого соответствует количеству звуков в названии картинки, закрепленной на цветке. В занимательной игре «Саночки» дети раскладывают картинки на санки. Педагог объясняет, что санки с картинками катились с горки, перевернулись и все картинки рассыпались. Нужно разложить картинки, соблюдая условие: количество звуков в названии картинок должно соответствовать цифре на саночках. В игре «Холодильник» дошкольники раскладывают картинки продуктов по полкам. Хозяйка принесла из магазина много продуктов. Нужно ей помочь разложить их по местам. На верхнюю полку необходимо положить продукты, в названии которых три звука, на среднюю полку – продукты, в названии которых четыре звука и на нижнюю полку – продукты, в названии которых пять звуков. Для закрепления умения составлять звуковую схему можно использовать игры «Найди предмет», «Подбери схему», «Разложи фрукты и ягоды по тарелкам», «Волшебная карусель», «Звуковые бусы». В игре «Найди предмет» ребенок должен выбрать картинку, название которой соответствует предложенной схеме. А в игре «Подбери схему» наоборот нужно выбрать схему, которая соответствует звуковому составу слова-названия предмета. Играя в игру «Разложи фрукты и ягоды по тарелкам», ребенок должен выбрать из множества картинок фруктов и ягод те, название которых соответствует звуковой схеме, находящейся на тарелке. В занимательной игре «Волшебная карусель» дети рассаживают животных в кабинки карусели, выполняя условие – звуковой состав названия животного должен соответствовать звуковой схеме на кабинке. А в играх «Звуковые бусы», «Волшебные камушки», «Разноцветные прищепки» дети самостоятельно составляют звуковые схемы. Одновременно в данных играх у дошкольников развивается мелкая моторика рук. Навыки звукового анализа могут закрепляться в свободное от занятий время: на прогулке и в самостоятельной деятельности. Для этого можно поиграть с детьми в игры «Звуки считай – приседай», «Кто быстрее?», «Мяч - лови и мяч- бросай, сколько звуков – называй», «Чье слово длиннее?».

Заключение

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школе. Благодаря использованию дидактических игр и упражнений в развитии навыков звукового анализа и синтеза, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме, позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Это не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике дислексии и дисграфии.

Список литературы

  1. Беженова М. А. Веселая грамматика. – Д.: Сталкер, 1998 г. – 336 с.
  2. Бобылева З.Т. Использование речевого лото в логопедической работе с дошкольниками.//Дефектология - № 2 – 1998 - с. 60 – 62.
  3. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.
  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Академия, 1997. – 221 с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  7. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М.: А.П.О., 1994. – 149 с.
  9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: РПА, 1997. – 221 с.
  11. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М.: « Гном – пресс », « Новая школа », 1998. – 80 с.
  12.  Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. Пособие для воспитателей и родителей. Москва 1999
  13. Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. – 456 с.
  14. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147
  15. Максаков А.И., Тумакова Г.А., Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  16. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
  17. Нарушение речи дошкольников. /Сост. Р.А. Белова – Давид. – М.: Просвещение, 1972. – 232 с.
  18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Речь, 2001.
  19. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 224 с.
  20. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под общ. Ред. Волосовец Т.В. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
  21. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство – Пресс, 1999. – 112 с.
  22. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.- 112с.
  23. Ткаченко Т.А Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.: « Издательство ГНОМ и Д », 2000. – 48 с.
  24. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  25. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  26.  Филичева Т.Б. Общее недоразвитие речи у дошкольников. – В кн.: Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
  27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
  28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  29. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
  30. Эльконин Д.Б. Учим детей читать. – М.: Просвещение, 1978. – 97 с.

Приложение

Игры у упражнения для развития звукового анализа и синтеза

  1. "Чудесная удочка"

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

  1. "Волшебные кубики"

Материал - кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например, слово "лом", из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов - названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, название которого начинается со звука [л], затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук [о], затем звук [м].

https://studwood.ru/imag_/16/169561/image001.jpg

  1. "Куклы заблудились"

У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются ударные гласные).

  1. "Кружки"

Детям раздается по нескольку разноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, a, a y, и о у, о и т.д. Дети должны отложить на столах столько кружков, сколько звуков было названо.

  1. "Светофор"

У детей на столах лежит по три кружка разного цвета, например, красный, желтый, зеленый. Предварительно логопед договаривается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый -- звуку у, зеленый -- звуку и. Когда дети запоминают это, логопед произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: а у, у и, у а, а и. Затем - по три звука: а у и, а и у, у и а, у а и, и у а, и а у. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности.

  1. "Утки и окуни"

Целью игры является научить детей узнавать на слух и различать ударные гласные О и У. Дети делятся на две команды - "утки" и "окуни". Они двигаются произвольно по комнате. Ведущий произносит поочередно слова то с ударным звуком У, то с ударным звуком О. Дети - "окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово со звуком У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.

  1. "Чудо-дерево"

Материал - дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов.

В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например, буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова).

https://studwood.ru/imag_/16/169561/image002.jpg

  1. "Подскажи Петрушке звук"

Наглядный материал: Петрушка, ширма.

Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети. Логопед внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено ... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

  1. "Поезд"

Детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены.

  1. "Какое слово задумано?"

Наглядный материал: предметные картинки (ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф.

Логопед показывает картинку с изображением ромашки и говорит: "Это...омашка". Дети улыбаются и поправляют: "Ромашка". Он соглашается: "я же и говорю: ...омашка". Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. "Но почему же у меня не так получается, может я-что- то пропускаю?"

- Да. Вы пропускаете звук Р.

Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.

  1. "Найди общий звук"

Логопед называет слова, например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес, и спрашивает детей, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...