Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза
консультация по логопедии по теме

Решетникова Валентина Алексеевна

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konsultatsiya_-_statya_navyki_chteniya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа  и синтеза

                                                                                                      Решетникова В.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №52 «Ласточка» комбинированного вида город Старый Оскол Белгородской области

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

У детей с общим недоразвитием речи в первую очередь возникают трудности в формировании фонематического восприятия, то есть, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), способности к их анализу и синтезу. Кроме того, без достаточной  сформированности основ фонематического восприятия невозможно усвоение звукового анализа, где происходят операции мысленного деления на элементы  (фонемы). Следовательно, для овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза важно у детей старшего дошкольного возраста сформировать фонематическое восприятие. Однако, у детей с общим недоразвитием речи процесс формирования фонематического восприятия несколько замедлен в связи с не сформированностью  психических процессов.

Если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия, так как не приводит к полному пониманию и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию. Иначе говоря, должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты.

Подготовка детей к обучению грамоте  способствует общеречевому развитию дошкольников, помогает им овладеть богатством родного языка. В результате, знакомство со звуковой стороной слова  воспитывает интерес к родному языку. Это очень важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, освоение которого духовно обогащает человека. Но, чтобы понять красоту родного языка ребенок должен уметь слышать и воспринимать смысл высказанного

У детей с общим недоразвитием речи процесс развития и формирования навыков чтения затруднен в связи с нарушением восприятия как фонематического, так и фонетического. Так же эти дети имеют  вторичные отклонения в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), что создает дополнительные затруднения в овладении навыками звукового и слогового анализа и синтеза для дальнейшего обучения чтению.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы. Ведущее место в коррекции общего недоразвития речи  многие исследователи  Р.Е.Левина, Г.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.М.Боскис и другие отводят формированию фонематического восприятия, то есть  способности воспринимать и различать звуки речи. Огромный практический опыт авторов подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование  всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта.

Многочисленными  исследованиями  Н.А.Никашиной, А.К.Марковой, Г.И.Жаренковой, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше и другими было подтверждено предположение о том, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность  навыков звукового  анализа и синтеза.

Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения чтению опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина давно зарекомендовала себя как надежный и эффективный способ. Используя эту методику я поняла, что она успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня  осознания языковой стороны речи. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет овладеть чтением. А чтобы поднять ребенка до этого уровня зрелости,  необходимо специальное подготовительное обучение, которое проводят в детском саду.

Д.Б.Эльконин писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и в последующем усвоение языка» [ 3 ]. Вот почему необходимо уделять большое внимание добуквенному периоду. А развитие звуко-буквенного анализа предполагает умение последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами. Умение переводить письменные знаки в звуки  позволит научиться хорошо читать.

Проанализировав работы выдающихся авторов Т.В.Александровой, Г.А.Тумаковой, А.И.Максакова, Е.В.Колесникова, А.Н.Корнева и других я попыталась применить полученные знания на практике, так как формирование фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза лежит в основе обучения дошкольников-логопатов чтению.

В последние два десятилетия приобрела широкую популярность тенденция раннего обучения чтению. Произошло это, отчасти, под влиянием некоторых педагогов-новаторов в России и за рубежом, пропагандирующих раннее обучение чтению и предлагающих для этого свои авторские методики. Подобные веяния встретили одобрение  в определенных слоях населения, и раннее обучение чтению приобрело характер чего-то модного и престижного. Никакими  серьезными научными обоснованиями такие новации не подкреплены. Если это делается без учета готовности ребенка к усвоению таких навыков, возникает много проблем, значительных затруднений у ребенка, проявляющихся в дефектном, неполноценном усвоении и в формировании негативного отношения к чтению и письму.

Сформировать у ребенка навыки чтения – это значит развить у него звуковую культуру речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.

Исходя из диагностических исследований, проводимых в начале учебного года, пришла к выводу, что  характер нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Без специального коррекционного воздействия дети не научатся различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям при овладении навыкам чтения, поэтому, запланированную работу мне пришлось разделить на три этапа:

1 этап – Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.

2 этап – Развитие навыков  звуко-буквенного анализа и синтеза.

3 этап – Послоговое чтение.

Дети старшего дошкольного возраста очень восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. И чтобы этот интерес не пропал, старалась вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, через которую осуществляла развитие фонематического  слуха и звуковой культуры речи. Используя дидактические игры «Посмотри, запомни, назови»,  «Хлопни на  А, топни на  Н»,  «Что звучит?»,  «Исправь ошибку»,  «Какое слово лишнее?», «Подскажи словечко» и другие развивала  у детей умение узнавать и различать неречевые звуки, близкие по звуковому составу слова, различные по силе звучания голоса. Во время речевых  игр  дети внимательно прослушивали стихотворение и пытались  подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, что способствовало развитию фонематического слуха, правильному произношению звуков в словах.

Достигнув определенного уровня сформированности фонематического восприятия, а также произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи, я проводила работу по  формированию навыков звукового анализа и синтеза  слов. Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их восприятие и выделение в словах проще, чем согласных.

Логопеды знают, как трудно расшевелить заторможенного и скованного ребенка. На занятиях, где присутствует элемент соревнования, он раскрепощается, становится более уверенным в себе. На каждом занятии по обучению грамоте дети учились  выделять звук из слова, определять место звука в слове и одновременно уточнять  звукопроизношение изучаемого звука. На начальном этапе обучения, в старшей группе, знакомила детей с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Фонетический анализ слов  вовсе не означает их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора дошкольники рисовали  кружками и раскрашивали цветными карандашами, выкладывали из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели  хорошо подходят пробки от пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).

Чтобы продемонстрировать последовательную смену одного звука другим я использовала звуковую линейку, при помощи которой дети одновременно слышали протяжное произнесение и следили за последовательным появлением звуков. Используя звуковую линейку, мне не только удавалось сосредоточить внимание на каком-то одном звуке, но и закрепить знания о последовательной смене звуков в словах.    Конечно, для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет огромную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка  использовала зрительный символ – плоскостное  изображение  ежика, который передвигался  слева направо и останавливался в начале, середине или конце  звуковой линейки в зависимости от определяемого звука в слове.   Когда я знакомила детей с буквой, то всегда демонстрировала ее печатное изображение, читала веселое стихотворение о ней,  что помогало дошкольникам лучше запомнить образ изучаемой буквы. В тетрадях дети учились писать печатную букву с использованием образца, печатать слоги, слова, что способствовало развитию звуко-буквенного анализа и синтеза, развитию графических навыков,  создавало положительное отношение к процессу обучения, так как эти действия почти не вызывают у детей затруднений, потому что основные элементы знаний уже заложены.

Очень нравились дошкольникам моменты, когда буквы в их руках «оживали», то есть, дети      из пластилина лепили буквы, слова, свои имена, выкладывали из мелких морских камешков, фасоли, гороха, дорисовывали  элементы  силуэта изучаемой буквы. Затем все вместе  развешивали в группе изображения данных букв, выполненные в разном цвете, величине, графическом изображении.    

Добиться хорошего результата на последнем этапе работы удавалось  при помощи разрезной азбуки.  Дети складывали из букв разрезной азбуки сразу после звукового анализа и синтеза слоги – соединяли  звуки в слоги и прочитывали слово по слогам. Воспитанники с огромным желанием вставляли пропущенные буквы в словах в специально напечатанных карточках, делали фонетический разбор слов, читали слоги, составляли из этих слогов слова, слитно их читали, объясняли смысл прочитанного, разгадывали ребусы и кроссворды, при помощи которых  в игровой форме закрепляли имеющиеся навыки в послоговом чтении и умении печатать под диктовку.    

    Для успешной работы учителю-логопеду нужно иметь не только тесный контакт с воспитателями, но и необходимо поддерживать взаимосвязь с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Увидев наглядно достижения своего ребенка, каждый родитель убеждается в том, что, чтобы овладеть навыками чтения – знать  буквы алфавита недостаточно, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух, уметь слышать и выделять звуки в словах, владеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

В заключении хочется сказать, что результаты логопедического воздействия подтвердили целесообразность проводимых коррекционно-педагогических мероприятий. По итогам диагностического исследования можно было судить, что проведенная коррекционная работа подтверждает эффективность проводимых занятий по выбранной теме на всем протяжении обучения дошкольников в логопедической группе.

Рекомендуемая литература

1.Александрова,  Т.В.  Живые звуки, или  фонетика для дошкольников. –

   СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48 с.

2.Ткаченко,   Т.А.  Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического

   восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

3.Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. /Под  

   ред. Ф.А.Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...