Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки
статья (старшая группа) на тему

Сазанакова Ирина Юрьевна

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педагогов по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сазанакова Ирина Юрьевна,

Воспитатель,

МБДОУ «ЦРР-Золотая рыбка»

г. Абакан

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педагогов по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Это обосновано тем, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных движений, действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Учитывая, тот факт, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, особую актуальность приобретает развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. [2].

Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций.  

Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций. Известно о целесообразности комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий [1].

Анализ современных нормативных документов, образовательной политики в нашем регионе и стране свидетельствует о необходимости обеспечения вариативности и разнообразия содержания организационных форм работы педагогов ДОУ с воспитанниками, учета образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, имеющих как сохранное развитие, так и с речевыми недостатками. Непосредственно в нашем ДОУ инклюзивное образование осуществляется в интегративных группах детей старшего дошкольного возраста, куда входят воспитанники с сохранным речевым развитием и имеющие ОНР. Исходя из чего, реализуя ООП ДОУ, базирующуюся на ПООП «От рождения до школы», организация работы по адаптивной программы выстроена с учетом понимания того, что дети с общим недоразвитием речи имеют не только нарушение всех трех компонентов родного языка (фонетика, лексика и грамматика); но также проявляют вторичное снижение интеллектуальной деятельности, присутствует вторичное нарушение психических процессов (внимания, памяти, воображения), задержку физического развития (общая моторная неловкость), нарушения мелкой моторики рук.

Вместе с тем, использование воспитателем интегративной группы продуктивных видов деятельности, может выступать эффективным средством развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР. Это обусловлено тем, что продуктивные виды деятельности, в том числе и лепка, позволяют не только формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами, но и через создание условий для развития заинтересованности, познавательной и творческой самостоятельности, исследовательского характера действий с материалами старшие дошкольники с ОНР будут стремиться к созданию насыщенного деталями образа, обыгрывания полученных продуктов, включения их в сюжетные группы. [3].

  1. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника / И.А. Архипова; У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224 с.
  2.     Бадалян, Л.О. Общее недоразвитие речи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. – М. : Просвещение, 2004. – 196 с.
  3.    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления си...