Главные вкладки

    Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Наумова Евгения Олеговна

    Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью, которая служит средством планирования высказывания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня

    Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам, она занимает центральное место в общей системе работы с детьми с общим недоразвитием речи  в детском саду.

    Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является формирование и развитие монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

    Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны в работе над развитием связной речи детей с общим недоразвитием речи, но существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых и эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

    Дошкольный возраст – период образных форм сознания, поэтому основными средствами, которыми ребенок овладевает в этот период, являются образные сенсорные эталоны, символы, модели, схемы, знаки.

    Побуждение детей к речевой деятельности достигается в процессе ежедневного общения на основе привлечения на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств.

    Я считаю, что успешно находит свое применение в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи метод моделирования. Данный метод развивает интерес к более глубокому познанию мира, позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование моделирования позволит детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

    Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что, во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему, во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей, элементов модели, могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов: условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы; планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для последовательного логичного описания игрушек, натуральных предметов, времён года могут выступать также схемы, отражающие посредством определённой символики основные фрагменты описания.

    Для более эффективной коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы считаем, включение в коррекционный процесс использование интерактивной доски. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. Применение мультимедиа  графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную и речевую деятельность.

    Используя схемы-модели в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно определить следующие цели: понимание сюжета данного текста; развитие связного высказывания; формирование лексико-грамматического строя речи; устранение затруднений при построении и использовании в пересказе предложений различных типов; обучение установлению причинно-следственных связей; устранение однообразия и неточности в употреблении слов.

    Особенность методики наглядного моделирования основана на применении не изображения предметов, а символов, способствующих развитию творческих способностей и умения обобщать полученную информацию, тем самым это и  отличает метод моделирования от методов традиционного обучения.

                                                                                         

                                                                                                           Учитель-логопед Е.О. Наумова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей       дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...

    Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

    Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

    «МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

    Развитие   связной речи относят к числу важнейших задач работы с  дошкольниками.  Однако, последние исследования показывают, что в  настоящее время речевое развитие знач...

    Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

    Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

    Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Ручеек красивой речи»

    Проект: «Ручеек красивой речи»Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, сод...

    Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....