Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Афонина Людмила Николаевна

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдельных фрагментов, не имеют логической цепочки; уровень словарного запаса низкий. На наш взгляд, наиболее эффективным способом развития связной речи старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой является метод наглядного моделирования. На занятиях по развитию связной речи широко используются графические схемы, дидактический и демонстрационный материал, тексты стихотворений, загадок, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Афонина Людмила Николаевна

                                                     

                      Воспитатель МБДОУ ДС №58 г. Белгород

      Тема: Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В приказе         Министерства         образования         и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены задачи развития и образования воспитанников, в том числе речевого:

∙ владение речью как средством общения и культуры;

∙обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

∙ развитие речевого творчества;

∙развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;      

∙ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

∙формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

     Актуальность проблемы развития связной речи продиктована тем, что связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

        В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, Л.М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

     Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые. Так, В. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования используется для формирования навыка составления описательных и повествовательных рассказов с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В.П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания.

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдельных фрагментов, не имеют логической цепочки; уровень словарного запаса низкий.

    Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. Именно поэтому одним из эффективных методов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является наглядное моделирование, который особенно важен для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. На наш взгляд, наиболее эффективным способом развития связной речи старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования являются занятия по «развитию речи» и «ознакомлению с художественной литературой».

     Для формирования умений детей старшей группы самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ в своей работе мы используем методику О.С. Ушаковой и Е.М.Струниной. Следуя предложенным графическим схемам, дети самостоятельно составляют короткие описательные или повествовательные рассказы из пяти-шести предложений. На занятиях по развитию связной речи также широко используется дидактический и демонстрационный материал, тексты стихотворений, загадок, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д. В течение одного занятия решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и связную речь. В содержание задач по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования также включены дидактические игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса, практическому освоению детьми грамматических норм языка. Тематика занятий по развитию речи может быть разнообразна: времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе, этикет.  Приведем пример некоторых из них.

    Тема: «Осень».

  1. Занятие: «Овощи и фрукты — полезные продукты».

Цель: формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на графическую схему.

     Оборудование: муляжи овощей и фруктов, две тарелки, картинки с изображением фруктов и овощей; опорная схема для составления описательных рассказов об овощах и фруктах.

  1. Занятие: «Репортаж с места события».

Цель: формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ об осени по графической схеме.

Оборудование: микрофоны, блокнот, ручка, предметные и сюжетные картинки, мольберт, графические схемы составления описательных рассказов об осени.

  1. Занятие: «Кто такие фермеры?»

Цель: формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ о профессии фермера с опорой на графическую схему.

Оборудование: аудиозапись «Звуки домашних животных», раздаточные предметные картинки с изображением сельскохозяйственных машин и инвентаря, мяч, сюжетные картинки с изображением людей сельскохозяйственных профессий, графическая схема описательного рассказа о профессии фермера.

  1. Занятие: «Кто живет в лесу осеннем?»

Цель: формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ о животных, опираясь на картинки.

 Оборудование: графические схемы для составления рассказов о животных, карточки с изображением животных.

     Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью наглядного моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы, пересказывают литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Литература:

1.  Байкова, С.В. Развитие связной речи посредством моделирования [Текст]: Пособие для воспитателя / С.В. Байкова. – СПб.: КАРО, 2005. – 146 с.  

2.  Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.

3. Приказ         Министерства         образования         и         науки         Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Текст] // Российская газета. – 2013. – Федеральный выпуск № 6241.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

   В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...