«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи

Ширшова Марина Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nagl_model_st_v.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста»

Речь – величайшее богатство, данное человеку.  Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.  

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.                                                                                                  

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать, составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями.

Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказывании текстов, использование схем для описания предметов и явлений, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.

Целесообразность использования метода моделирования при формировании связной речи очевидна, так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.

Учёными выделяются два основных фактора, которые помогают процессу развития связной речи у детей. Первый, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С.Выгодского, - создание внутреннего плана высказывания.

В качестве основного показателя связности речи выделяют умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру текста, его основные части, их взаимосвязь.

Приём наглядного моделирования в старшем дошкольном возрасте используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ;

Метод наглядного моделирования способствует:

— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

— формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

—  обучению составлять рассказы-описания по картине.

Работа с графическими схемами и наглядными моделями проводилась ещё со средней группы: при обыгрывании художественных произведений, при пересказе текстов детям предлагались схематические изображения основных событий и персонажей.

В старшей группе работа по использованию графических схем и моделей ведётся по этапам:

1.Ознакомление с моделями:

- наглядно-предметная модель;

- предметно-схематическая;

- схематическая;

2. Умение осознавать художественный образ;

3.Формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению   моделей»);

4. Самостоятельное        составление рассказов с опорой на модель.

В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации - моделью.

В качестве моделей используются:

- геометрические фигуры;

- силуэты, контуры предметов;

- условные обозначения действий;

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

Работа по развитию навыка пересказа строится таким образом:

  1. обучение детей умению выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями.
  2. формирование умения передавать события при помощи схем – заместителей.
  3. развитие умения передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы - заместители.

Составление рассказов по картине и серии картин требует от детей: умение выделять основные действующие объекты, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения событий, умение объединить фрагменты в единый сюжет. В качестве модельных схем можно использовать картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины.

Предварительное составление схем описания оказывает большую помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о предметах.

Основу описательного рассказа составляют конкретные знания ребёнка о предмете. Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:

  • величина
  • цвет
  • форма
  • детали
  • материал
  • как используются
  • чем нравится и т.д.

При составлении описательного рассказа детям предлагаются карточки с фрагментами картинки по которым они составляют предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Но и здесь наглядные модели оказывают незаменимую помощь.

Ребенку предлагают модель рассказа, а он должен элементы модели наделить своими качествами, составить связное высказывание. Последовательность работы по обучению творческому рассказыванию такая:

  1. ребенку дается персонаж и предлагается придумать ситуацию, которая могла бы с ним произойти.
  2. конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в продумывании их характера, внешнего вида.
  3. ребенку просто задается тема рассказа.
  4. ребенок сам выбирает тему и героев своего рассказа.

Использование наглядных схем при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах. Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод  моделирования. Это позволяет детям эффективнее...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

   В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...