Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
проект по логопедии (старшая группа)

Попова Алиса Ильинична

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_govoryashchie_kartinki.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136»  города Чебоксары Чувашской Республики


Логопедический проект

«Говорящие картинки»

Выполнила:

Учитель-логопед

Попова Алиса Ильинична

Чебоксары, 2021

Паспорт проекта:

Название проекта: «Говорящие картинки» (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»)  

Предметная область: Речевая деятельность

Участники  проекта:  дети с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с логопедическими заключениями «ОНР, III уровень речевого развития, минимальные дизартрические расстройства»)

Возрастная группа: старшая группа

По содержанию:     коррекционно-развивающий

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель проекта – выявление эффективности использования наглядного моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; выбор более адекватных методов и приемов логопедического воздействия, способствующих формированию связной речи у детей с ОНР средствами наглядного моделирования.

Объект проекта – особенности связной речи и знаково-символической деятельности старших дошкольников с ОНР.

Предмет проекта – содержание логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования.

Дидактические задачи проекта:

  1. Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
  2. Выбор и модификация методики исследования связной речи старших дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования.
  3. Экспериментальное констатирующее исследование уровня развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.
  4. Количественная и качественная обработка полученных экспериментальных данных.
  5. Выбор рекомендаций к осуществлению коррекционной работы по совершенствованию связной речи средствами наглядного моделирования и осуществление логопедической реабилитации в условиях дошкольной группы для детей с ОНР.

Гипотеза – у детей с общим недоразвитием речи возникают трудности в построении связных высказываний. Наглядное моделирование является эффективным методом в развитии связной речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием.

Методы:

  1. Экспериментальное изучение связной речи детей с ОНР (констатирующий, формирующий эксперименты).
  2. Сравнительный анализ.
  3. Беседа.
  4. Наблюдение.
  5. Изучение документации, сбор анамнестических данных.

Практическая значимость проекта для учителей-логопедов и воспитателей детского сада заключается в описании методических приемов коррекционной работы по совершенствованию связной речи средствами наглядного моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Ожидаемые результаты:

Дети: 

-  опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки-символы, различные по форме и по цвету, помогают детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы;

- в результате систематических занятий дети с нарушением речи хорошо усваивают смысл логико-грамматических конструкций, лучше констатируют предложения различных типов, составляют развернутые рассказы, понимают значение глаголов, категории рода и прилагательных, овладевают полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложений.

Педагоги:

- успешная апробация занятий, разработанных игр и упражнений;

- эффективное воздействие данных занятий на развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования.

Родители: 

- Проявление интереса к развитию связной речи детей;

- предоставление разнообразных материалов с целью формирования у детей устойчивого интереса к развитию связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием средствами наглядного моделирования.

Программа реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Срок

Кадровые ресурсы

Ожидаемые результаты

1. Изучение новейших достижений педагогической теории и практики по направлению «Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

1. Обзор научной литературы по проблеме исследования.

2.Анализ общей и специальной литературы по данной проблеме.

3.Изучение передового опыта по развитию связной речи посредством наглядного моделирования.

В течение года

Учитель-логопед

Расширение знаний об особенностях формирования  связной речи детей дошкольного возраста с ОНР с помощью наглядного моделирования и способности замещению.

2.Подбор диагностического инструментария

1. Выбор методики обследования.

2. Модификация методики исследования связной речи и способности к замещению у детей с ОНР.

3. Отбор диагностического материала.

4. Планирование деятельности в момент обследования детей.

Учитель-логопед

Соответствие методик требованиям Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3. Выявление критериев оценки уровня овладения ребенком    наглядным моделированием для развития связной речи.

Проведение констатирующего эксперимента.

сентябрь

Учитель-логопед

Получение информации о владении ребенком навыками развития связной речи посредством наглядного моделирования.

4. Определение степени развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

1.Проведение констатирующего эксперимента.

2. Формирование экспериментальной и контрольной групп детей.

сентябрь

Учитель-логопед

Получение информации о развитии связной речи и способности к замещению.

5. Качественный и количественный анализ результатов обследования

Распределение детей по уровням успешности выполнения методик по развитию связной речи и способности к замещению.

сентябрь

Учитель-логопед

Получение информации об уровнях успешности выполнения методик

6. Определение путей работы по формированию связной речи детей экспериментальной группы с ОНР посредством наглядного моделирования.

1. Создание благоприятных условий для развития связной речи детей в группе, оснащение качественными разнообразными  материалами (дидактическими играми, предметными и сюжетными картинами, игрушками, книжками и т.д.)

В течение года

Педагоги группы

Развитие у детей связной речи посредством наглядного моделирования и способностью к замещению.

2. Разработать конспекты занятий (по сказкам, по серии картинок, по составлению рассказов, по составлению описательных рассказов по схемам) и т.д.

3. Использовать  дидактические игры и упражнения по развитию связной речи и способности к замещению.

4.Консультации для родителей по развитию связной речи посредством наглядного моделирования.

7. Определение влияния проведенной работы на развитие связной речи посредством наглядного моделирования.

Проведение контрольного эксперимента.

апрель

Учитель-логопед

Получение информации о проведенной работе.

8. Оценка эффективности работы: сравнительный анализ.

1. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного обследования.

2.Соотношение успешности выполнения заданий контрольной и экспериментальной групп детей.

апрель

Учитель-логопед

Выявление положительных результатов (улучшение показателей)

 как в экспериментальной, так и в контрольной группах детей дошкольного возраста с ОНР

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап: для выявления умения использовать разного рода заместители нами использованы игра и игровое упражнение, предложенные Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, а для исследования связной речи детей нами была взята методика, предложенная В.П.Глуховым.

Цель обследования – определение уровня развития связной речи и  способности к наглядному замещению у дошкольников с ОНР.

Задачи:

  • Выбор и модификация методики исследования связной речи и  способности к замещению, наглядному моделированию у детей с ОНР.
  • Выявление уровня сформированности к замещению и наглядному моделированию у детей с ОНР.
  • Определение возможностей построения связного высказывания с опорой и без опоры на наглядность.
  • Количественная и качественная обработка результатов, полученных в  ходе эксперимента.

II. Исследовательский этап: проведение игр и упражнений,  позволяющих выявить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования.

  1. «Составь предложение по картине»
  2. «Составь предложения по трем картинкам»
  3. Пересказ сказки по возрасту
  4. Рассказ по серии картинок
  5. Описательный рассказ по лексическим темам
  6. Игра «Вывески» («Найдем спрятанные слова»)
  7. Игра «Кто сегодня именинник?» («Предмет и имя»)

Подгрупповые занятия воспитателей по развитию речи детей в группе по лексическим темам, игры и упражнения в повседневной жизни детей, в режимных моментах, задания по закреплению пройденного материала дома и т.д.

III. Заключительный    

  1. Представление успешных результатов реализации логопедического проекта родителям на родительских собраниях.
  2. Театрализованное представление детей сказки «Три поросенка» перед родителями.
  3. Презентация проекта педагогам и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению.

Результаты проведенного нами коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Использование наглядного моделирования в процессе формирования связной речи у дошкольников с ОНР в целом влияет на общее умственное развитие ребенка с системной речевой патологией и способствует повышению результатов коррекционных мероприятий.

Использование моделей в развитии связной речи позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. У детей, владеющих внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР экспериментальной группы свободно начали составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному по картинке действию), научились устанавливать логико-смысловые отношения между предметами (по трем картинкам) и передавать их в законченной фразе, где соблюдалась семантическая «наполненность» и  отсутствие аграмматизмов. Называние предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о ключевых словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

 Дошкольники  c речевой патологией экспериментальной группы научились пересказывать хорошо знакомые сказки: лучше передавали содержание текста, наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями сказки.  Воспитанники  умело начали составлять описательные рассказы по их графическим изображениям: полно и точно отражали в своих рассказах основные свойства предметов, устанавливали логико-смысловые отношения между предметами, соблюдали последовательность в описании признаков и деталей предметов.

Дети c ОНР в игровых упражнениях «Вывески» и «Кто сегодня именинник?» научились понимать символику и ее специфику, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность, т.е. начали понимать, что каким-либо одним символом можно обозначить целый ряд однотипных предметов и научились соотносить буквы с различными значками, реальные предметы и их символами.

Средний стартовый процент успешности при проведении первичного среза в экспериментальной и контрольной группах составил – 52%.

Среднегрупповой результат успешности в конце учебного года, после осуществления коррекционно-педагогического воздействия, в экспериментальной группе составил 84%, а в контрольной – 68%.

Таким образом, вывод: эффективность проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе составила  32%, а в контрольной –    16%, что в два раза ниже, чем в экспериментальной группе.

Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.