Главные вкладки

    Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
    консультация по развитию речи на тему

    Лабутина Елена Владимировна

    Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon naglyadnoe_modelirovanie.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

    Составитель: Лабутина Е.В., воспитатель

                                      группы компенсирующей направленности

                                                      для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Многолетний опыт работы убедил меня в том, что овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности и тесно связан с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может привести к задержке психических функций и, прежде всего мышления.

    Нормально развивающийся ребенок овладевает речью под влиянием общения со взрослыми: сначала он начинает понимать обращенную к нему речь, а к концу первого началу второго года жизни произносит первые осмысленные слова. Речь ребенка продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.

    Результаты стартового обследования, которое провожу, в первые две недели сентября показывают, что у детей (имеющих общее недоразвитие речи) по разным причинам, в различной форме и степени такое речевое общение нарушено. У них резко ограниченный словарный запас, нарушена слоговая структура слов, низкий уровень фразовой речи, наблюдается отставание в овладении грамматическим строем родного языка, навыками связной, прежде всего монологической, речи.

    Поэтому, одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для развития у детей коммуникативных способностей, а так же подготовке детей к предстоящему школьному обучению.

    Перед нами возникла проблема поиска наиболее эффективных методов и приемов развития связной речи у детей с ослабленным механизмом запоминания.

    Апробировав различные методики и рекомендации по обучению связному высказыванию, я выбрала для работы с детьми методику Валентины Константиновны Воробьевой, поскольку она, на мой взгляд, очень интенсивна, оптимальна, за короткое время позволяет добиться колоссальных результатов по развитию связной речи детей.

    Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения по формированию связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), на мой взгляд, является использование наглядного моделирования.

    Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего  внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

    Вся методика В.К. Воробьевой построена именно на наглядном моделировании: и предложений, и рассказов-описаний, и составления рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

    Необходимо отметить, что сложность обучения описанию состоит в том, что для составления такого рассказа у детей, недостаточно накопленного опыта, поэтому необходима активная интеллектуальная работа по выделению признаков и свойств предмета или явления.

    Во время образовательной деятельности по формированию связной речи при рассматривании предметов использую сенсорно-графическую схему, отражающую каналы получения информации о признаках предметов:

    • зрительный – символ "глаз" - через него дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения.
    • обонятельный – символ "нос" – помогает определять запах, аромат.
    •  тактильный – символ "рука" – через него дети определяют фактурные качества предмета (твердый, мягкий, гладкий, пушистый, тяжелый, легкий, упругий и т.д.).
    • вкусовой – символ "рот" - через него узнают вкусовые ощущения (сладкий, кислый, пресный, горький, сочный).
    • слуховой – символ "ухо" - способ обнаружения предмета.

    Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

    Дополнительными символами являются:

    • символ "?"  для обозначения логических признаков, а именно, принадлежность предмета к определенной обобщающий группе (овощи, фрукты, игрушки).
    • символ "+"  польза и " – " – вред.
    • символ "два глаза"  среда обитания (где можно увидеть?).
    • символ "газовая плита"  что или как готовят.
    • символ "детская коляска" детёныши.

    В процессе работы использую следующую методику

    составления описания с помощью моделирования

    На I этапе рассказ-описание составляется воспитателем совместно со всеми детьми группы.

    1. Прежде всего, узнавание и называние предмета.
    2. Затем обследуем предмет и подбираем символы, помогающие выделить свойства предмета. На I этапе составления выбор символов идет из двух предлагаемых, а в дальнейшем количество предлагаемых характеристик увеличивается.
    3. Далее строим схему, то есть наглядно-графический план, который складывается на наборном полотне.
    4. После построения схемы взрослый дает образец описательного рассказа.

    Далее аналогичные схемы-модели дети составляют подгруппами или  индивидуально на других предметах описания, после чего, переходим от составления описательного рассказа по схеме – модели с помощью педагога к самостоятельному высказыванию.

    Понимание смысла составленного рассказа-описания можно проверить, применив такие приемы:

    • взрослый описывает предмет, ребенок раскладывает карточки, потом повторяет рассказ;
    • на полотне располагаются все карточки, кроме первой, взрослый описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
    • взрослый начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся карточкам;
    • дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному взрослым;
    • ребенок сам раскладывает карточки и придумывает рассказ;

    Детям очень нравятся такие игры, как:

    • игра "Карточка обиделась". От одной до трех карточек повернуты изображением вниз. Ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;
    • игра "Карточки разбежались". Взрослый предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание,  удерживая в памяти план рассказа.

    Для того чтобы высказывания детей были более полными, отражающими реальный предмет или событие использую подготовительные упражнения (на материале лексических тем перспективного плана занятий по всем видам деятельности):

    • на развитие наблюдательности.
    • узнавание предмета по его описанию (загадки).
    • сравнение предмета по существенным признакам.
    • словарные и грамматические упражнения для обогащения словаря названиями  признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка ("Назови по-другому"; "Какой, какая, какое?").
    • упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на  зрительное и тактильное восприятие предмета.

    На занятиях по составлению описаний использую натуральные предметы, муляжи, красочные игрушки. Для повышения эмоционального настроя, побуждения к более детальному описанию привлекаю кукольные персонажи, сказочных и мультяшных героев, которые "интересуются" рассказом ребенка.

    Мотивацию деятельности обеспечиваю путем создания проблемных ситуаций: Угадай предмет; Загадай-ка; Ты увидел котенка, уговори маму купить его, расскажи какой он; Ты увидел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу, чтобы он представил ее себе. Речевую деятельность детей активизирую письменной речью (Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу; Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу).

    Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения составлению рассказа позволило более целенаправленно развивать связную речь детей.

    Результаты промежуточного обследования состояния речевого развития детей (в группах компенсирующей направленности это проводится в конце каждого года обучения) показывают, что ведение систематической работы по развитию связной монологической речи с использованием методики В.К. Воробьевой эффективно, оптимально и позволяет за короткое время добиться положительных результатов в развитии монологической речи детей.

    Кроме того, использование моделирования оказывает разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речевого и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Применение моделей позволяет педагогу создать такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями, повышают уровень речевого развития.

    Данный опыт показывает, что приобретенные детьми навыки и умения в дальнейшем облегчают процесс школьного обучения, что подтверждается диагностикой адаптации детей к школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...

    Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

    «МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

    Развитие   связной речи относят к числу важнейших задач работы с  дошкольниками.  Однако, последние исследования показывают, что в  настоящее время речевое развитие знач...

    Опыт работы "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"

    Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"...