Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
консультация по развитию речи на тему
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Составитель: Лабутина Е.В., воспитатель
группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Многолетний опыт работы убедил меня в том, что овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности и тесно связан с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может привести к задержке психических функций и, прежде всего мышления.
Нормально развивающийся ребенок овладевает речью под влиянием общения со взрослыми: сначала он начинает понимать обращенную к нему речь, а к концу первого началу второго года жизни произносит первые осмысленные слова. Речь ребенка продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.
Результаты стартового обследования, которое провожу, в первые две недели сентября показывают, что у детей (имеющих общее недоразвитие речи) по разным причинам, в различной форме и степени такое речевое общение нарушено. У них резко ограниченный словарный запас, нарушена слоговая структура слов, низкий уровень фразовой речи, наблюдается отставание в овладении грамматическим строем родного языка, навыками связной, прежде всего монологической, речи.
Поэтому, одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для развития у детей коммуникативных способностей, а так же подготовке детей к предстоящему школьному обучению.
Перед нами возникла проблема поиска наиболее эффективных методов и приемов развития связной речи у детей с ослабленным механизмом запоминания.
Апробировав различные методики и рекомендации по обучению связному высказыванию, я выбрала для работы с детьми методику Валентины Константиновны Воробьевой, поскольку она, на мой взгляд, очень интенсивна, оптимальна, за короткое время позволяет добиться колоссальных результатов по развитию связной речи детей.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения по формированию связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), на мой взгляд, является использование наглядного моделирования.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Вся методика В.К. Воробьевой построена именно на наглядном моделировании: и предложений, и рассказов-описаний, и составления рассказа по картине и по серии сюжетных картин.
Необходимо отметить, что сложность обучения описанию состоит в том, что для составления такого рассказа у детей, недостаточно накопленного опыта, поэтому необходима активная интеллектуальная работа по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Во время образовательной деятельности по формированию связной речи при рассматривании предметов использую сенсорно-графическую схему, отражающую каналы получения информации о признаках предметов:
- зрительный – символ "глаз" - через него дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения.
- обонятельный – символ "нос" – помогает определять запах, аромат.
- тактильный – символ "рука" – через него дети определяют фактурные качества предмета (твердый, мягкий, гладкий, пушистый, тяжелый, легкий, упругий и т.д.).
- вкусовой – символ "рот" - через него узнают вкусовые ощущения (сладкий, кислый, пресный, горький, сочный).
- слуховой – символ "ухо" - способ обнаружения предмета.
Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Дополнительными символами являются:
- символ "?" – для обозначения логических признаков, а именно, принадлежность предмета к определенной обобщающий группе (овощи, фрукты, игрушки).
- символ "+" – польза и " – " – вред.
- символ "два глаза" – среда обитания (где можно увидеть?).
- символ "газовая плита" – что или как готовят.
- символ "детская коляска" – детёныши.
В процессе работы использую следующую методику
составления описания с помощью моделирования
На I этапе рассказ-описание составляется воспитателем совместно со всеми детьми группы.
- Прежде всего, узнавание и называние предмета.
- Затем обследуем предмет и подбираем символы, помогающие выделить свойства предмета. На I этапе составления выбор символов идет из двух предлагаемых, а в дальнейшем количество предлагаемых характеристик увеличивается.
- Далее строим схему, то есть наглядно-графический план, который складывается на наборном полотне.
- После построения схемы взрослый дает образец описательного рассказа.
Далее аналогичные схемы-модели дети составляют подгруппами или индивидуально на других предметах описания, после чего, переходим от составления описательного рассказа по схеме – модели с помощью педагога к самостоятельному высказыванию.
Понимание смысла составленного рассказа-описания можно проверить, применив такие приемы:
- взрослый описывает предмет, ребенок раскладывает карточки, потом повторяет рассказ;
- на полотне располагаются все карточки, кроме первой, взрослый описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
- взрослый начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся карточкам;
- дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному взрослым;
- ребенок сам раскладывает карточки и придумывает рассказ;
Детям очень нравятся такие игры, как:
- игра "Карточка обиделась". От одной до трех карточек повернуты изображением вниз. Ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;
- игра "Карточки разбежались". Взрослый предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.
Для того чтобы высказывания детей были более полными, отражающими реальный предмет или событие использую подготовительные упражнения (на материале лексических тем перспективного плана занятий по всем видам деятельности):
- на развитие наблюдательности.
- узнавание предмета по его описанию (загадки).
- сравнение предмета по существенным признакам.
- словарные и грамматические упражнения для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка ("Назови по-другому"; "Какой, какая, какое?").
- упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета.
На занятиях по составлению описаний использую натуральные предметы, муляжи, красочные игрушки. Для повышения эмоционального настроя, побуждения к более детальному описанию привлекаю кукольные персонажи, сказочных и мультяшных героев, которые "интересуются" рассказом ребенка.
Мотивацию деятельности обеспечиваю путем создания проблемных ситуаций: Угадай предмет; Загадай-ка; Ты увидел котенка, уговори маму купить его, расскажи какой он; Ты увидел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу, чтобы он представил ее себе. Речевую деятельность детей активизирую письменной речью (Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу; Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу).
Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения составлению рассказа позволило более целенаправленно развивать связную речь детей.
Результаты промежуточного обследования состояния речевого развития детей (в группах компенсирующей направленности это проводится в конце каждого года обучения) показывают, что ведение систематической работы по развитию связной монологической речи с использованием методики В.К. Воробьевой эффективно, оптимально и позволяет за короткое время добиться положительных результатов в развитии монологической речи детей.
Кроме того, использование моделирования оказывает разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речевого и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Применение моделей позволяет педагогу создать такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями, повышают уровень речевого развития.
Данный опыт показывает, что приобретенные детьми навыки и умения в дальнейшем облегчают процесс школьного обучения, что подтверждается диагностикой адаптации детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие связной речи относят к числу важнейших задач работы с дошкольниками. Однако, последние исследования показывают, что в настоящее время речевое развитие знач...
«Использование наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...