«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
методическая разработка по логопедии

Чумакова Марина Васильевна

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.

Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.

Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

Задачи самообразования:  

-Повысить теоретический, научно-методический уровни и профессиональное мастерство по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Осуществлять коррекционно-развивающую работу с использованием инновационных логопедических технологий.

- Совершенствовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение            

                     Детский сад комбинированного вида №56 «Ромашка»

Семинар-практикум для воспитателей

 «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

                                                              Подготовила и провела

Учитель-логопед

Чумакова М.В

                                                 

Химки 2023

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.

Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.

Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

Задачи самообразования:  

-Повысить теоретический, научно-методический уровни и профессиональное мастерство по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Осуществлять коррекционно-развивающую работу с использованием инновационных логопедических технологий.

- Совершенствовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

Основные направления моей деятельности

1. В информационной области: 

использование интернет и мультимедиа - ресурсов, инновационных логопедических технологий;

2. В диагностической области: 

- совершенствование видов и форм мониторинга и контроля;

- овладение современными технологиями логопедического обследования детей с речевыми нарушениями;

- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.

3. В области содержания образования: 

- дидактическое и методическое обеспечение;

- изучение и распространение передовых коррекционно-педагогических технологий;

- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным,   индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.

Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,

во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

А.Г. Арушанова отмечает:

 На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.

Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.

Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи

О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют  типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :

1. Неправильные окончания имен существительных: 

а) в форме родительного падежа, множественного числа

б)  форма родительного падежа, единственного числа;

в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных;

г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода

2. Склонение несклоняемых имен существительных

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих  детенышей животных

4. Изменение рода существительных

5. Образование глагольных форм: 

а) повелительное наклонение

б) изменение основы глагола

в) спряжение глаголов

6. Неправильная форма причастия

7. Образование сравнительной степени прилагательного

8. Окончания местоимений в косвенных падежах

9. Склонение числительных

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:

1)    помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2)    помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3)    сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:

  • словесным дидактическим играм;
  • словесным упражнениям;
  • играм-ситуациям;
  • рассматриванию картин;
  • пересказ коротких рассказов и сказок;
  • использование ИКТ.

Сегодня использование  ИКТ  (информационно-коммуникационных технологий) - неотъемлемая часть  качественного образования. Современный педагог должен в совершенстве владеть ИКТ технологиями и  применять их в коррекционно-образовательном процессе.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:

  • игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
  • игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
  • руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.

Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий.

В таблице представлены  интерактивные задания социального сервиса

LearningApps.org.,  используемые мною  на   логопедических  занятиях по формированию грамматического строя речи (примеры).

Название

папки

Название

приложения

Название шаблона

Дети с

Цели

Ссылка

1

Грамматика

Игра

У кого чей хвост?

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

https://learningapps.org/view20509140

2

Грамматика

Игра "Большой и маленький"

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление прилагательных в импрессивной речи.

https://learningapps.org/view20508016

3

Грамматика

Игра «Один много»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепить умение правильно образовывать форму множественного числа существительны

 https://learningapps.org/view20495988

4

Грамматика

Игра «Говорящие слова»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Образование имен существительных из двух слов

https://learningapps.org/view20494116

5

Грамматика

Игра «Посчитай»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Согласование  существительных с числительными

https://learningapps.org/view20511391

6

Грамматика

Игра «Что без чего?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление  формы родительного падежа существительных по теме «Мебель»

https://learningapps.org/view20511950

7

Грамматика

Игра «Он, она, оно»

Распределение Классификация  

ОНР

Обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, он

https://learningapps.org/view20518293

8

Грамматика

Игра «Чья картинка?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Учить детей согласованию притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.

https://learningapps.org/view20518611

9

Грамматика

Игра «Антонимы»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление антонимов в речи

https://learningapps.org/watch?v=pywc4eckk21

10

Грамматика

Игра «Твой, твоя, твое»

Распределение Классификация  

ОНР

Обучение детей согласованию существительных с местоимениями твой, твоя, твое

https://learningapps.org/view20526868

11

Грамматика

Игра «Какой сок?

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление образования  прилагательных от существительных

https://learningapps.org/view20529617

12

Грамматика

Игра «Варим, жарим, печем»

Распределение Классификация  

ОНР

Закрепление в речи глаголов

https://learningapps.org/view20541793

13

Грамматика

Игра «Чьи следы»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные

https://learningapps.org/view20542407

14

Грамматика

Игра «Какой, какое, какая?»

Распределение Классификация  

ОНР

Обучение детей согласованию существительных с местоимениями какой, какое, какая

https://learningapps.org/view20543213

15

Грамматика

Игра «Кто, чем?

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление формы творительного падежа

https://learningapps.org/watch?v=pb0k7x4a321

16

Грамматика

Игра «Кто в каком вагоне поедет?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Упражнять в согласовании существительного с числительным

https://learningapps.org/watch?v=pbsk3y0qn21

17

Грамматика

Игра «Чьи пятнышки?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление притяжательных прилагательных

https://learningapps.org/watch?v=p3b8ih1zt21

18

Грамматика

Игра «Чья кроватка?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепление притяжательных прилагательных

https://learningapps.org/watch?v=pxfu5omek21

19

Грамматика

Игра «Чья будка?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Закрепить употребление существительных в творительном падеже

https://learningapps.org/watch?v=p3nj3api221

20

Грамматика

Игра «Угадай предмет по описанию»

Простой порядок

ОНР

Учить согласовывать прилагательные с существительными.

https://learningapps.org/watch?v=px82cxs9j21

Проведена следующая методическая работа:

  • Разработала конспекты и проведение интегрированного занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей.
  • Изготовление игр на словообразование и словоизменение (подбор дидактических игр на развитие лексико-грамматических представлений у детей для групповых и индивидуальных занятий)
  • Интерактивные игры с детьми (подбор игр на развитие лексико-грамматических представлений).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
  2. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
  3. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики дошкольного учреждения, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
  4. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...