Главные вкладки

    «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
    статья по логопедии по теме

    Черняева Марина Александровна

    Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    По данным специальной научной и методической литературы, ОНР определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Многолетняя работа с такими детьми позволила мне выявить разный уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.   Кроме того, мною была замечена у детей выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, т.к. пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны. Все это предположило для меня целенаправленную коррекционную работу по исправлению недостатков и формированию правильных навыков грамматического строя в сочетании с развитием пальцевой моторики. Для проведения коррекционной работы в начале учебного года я провела диагностическое обследование, благодаря которому выявила степень нарушения компонентов речи, которая составляла 75%. На основе этих данных мною была составлена программа коррекционного обучения, включившая в себя работу над словом и движением. Ее основными этапами являются:

    1. Работа над пониманием устной речи.

    2. Понимание предметного и глагольного словаря.

    3. Развитие пассивного словаря.

    4. Усвоение предметного словаря.

    5. Обогащение и грамматическое формирование словарного запаса.

    6. Работа со сложным предложением.

    Для каждого этапа коррекционной работы я определила задачи, подобрала и разработала различные игровые и дидактические упражнения, а также классические задания и игры, продумала приемы словарной работы (пальчиковая гимнастика с проговариванием потешки,  демонстрация действий и картинок, использование  опорных  слов и наводящих вопросов, коллективное придумывание и инсценировка сказок), направленные на развитие речи и мелкой моторики руки. Это способствовало более успешному и прочному усвоению материала, дало уникальную возможность улучшить произношение и обогатить лексику, подготовить руку к письму, развить внимание, терпение, фантазию, творческие способности. Кроме того, мною  разработаны занятия, полностью построенные на играх, развивающих мелкую моторику параллельно с грамматическим строем речи, а также все виды планирования с использованием различных видов работы по развитию грамматического строя речи и мелкой моторики руки. Я уделила большее внимание пальчиковым играм, шнуровке,  играм с мелкими предметами, глиной, соленым тестом. Утром я предлагаю ребятам пластилин, из которого дети последовательно лепят: колобка, тарелочку, чашечку, колбаску, бублик, и снова колобка. Особое внимание уделено играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Кроме того, дети с удовольствием штрихуют, выкладывают сюжеты сказок на панно, рисуют пальцами и делают аппликации из ткани и рваной бумаги. Также очень нравится моим детям выкладывать фигурки из пуговиц, бусин, крупы, плести коврики из полосок бумаги. Я заинтересовала не только детей, но и родителей. Они стали больше внимания уделять играм с пальчиками, научились использовать для таких занятий мелкие предметы: крупу, нитки. Раз в квартал  проводятся вечера пальчиковых театров, на которых разыгрываются мини-спектакли с помощью игр, разученных детьми дома. Регулярно провожу для родителей беседы, консультации, семинары-практикумы. С огромным удовольствием родители вместе с детьми и воспитателями в течение нескольких вечеров участвовали в изготовлении куколок из соленого теста к сказке «Теремок»: вначале сделали тесто, вылепили куколок и оставили их сохнуть; в следующий раз – раскрасили красками. Такая совместная работа позволила создать режим, наиболее благоприятный для эмоционально-психического здоровья детей. Постоянно имею тесный контакт с педколлективом  ДОУ: совместно с методистами и психологом разрабатываю тесты для воспитателей, провожу семинары и консультации, а также открытые занятия. Для детей ясельных групп ставим мини-спектакли, изготавливая для них атрибуты вместе с родителями и воспитателями. Это русские народные сказки «3 медведя», «Колобок», «Теремок». В ходе проделанной работы выявлено, что использование игр для развития мелкой моторики руки делает процесс обучения привлекательным, повышает интерес, активизирует познавательную деятельность детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

    Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

    Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

    Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....