Главные вкладки

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
    статья по логопедии (старшая группа)

    Красюк-Чубатюк Наталья Владимировна

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

    Для детей, имеющих нарушение речи дошкольного возраста, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

    Поэтому основной целью моей логопедической работы является преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Трудно переоценить значение дошкольного возраста для общего развития ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

    Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

    Особое место в речевом развитии ребенка занимает формирование лексико-грамматической стороны речи. «Только овладев законами грамматики родного языка, он может общаться и познавать действительность»

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

    С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

             Я считаю, что для детей, имеющих нарушение речи дошкольного возраста, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

    Поэтому основной целью моей логопедической работы является преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. С.А. Миронова отмечает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

    Проблемой развития речи дошкольников с использованием игровой деятельности занимаются многие известные ученые и логопеды-практики, например В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Н. Ефименкова, Г.А. Волкова, С.А. Миронова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская, Н.В. Нищева и другие. Тем не менее практического материала в виде дидактических игр, используемых в коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников, недостаточно.

    Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

    В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.

    Что качается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

    Эффективность формирования грамматических навыков зависит  от соблюдение определенных дидактических принципов:

    1. Принцип активности ребенка в процессе обучения. Я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес  коррекционных занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения.

    2. Руководствуясь принципом научности,  преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность

    3. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.  

    4.  Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

    5. Принцип  наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, подействовать или оценить действие объекта.

    Работая над   преодолением нарушений лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность, направленную на расширение словарного запаса детей, воспитание навыков словообразования и закрепление правильного употребления грамматических категорий, я пришла к заключению, что коррекционное обучение  необходимо проводить поэтапно. В его основу положены такие общепедагогические  принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, подобранного с учетом актуальности той или иной темы, использование наглядных и интерактивных средств воздействия на восприятие ребенка, преобладание ведущей деятельности дошкольника — игры.

    На первом этапе обучения необходимо работать над:

     -развитием понимания устной речи;

    -подготовкой овладению диалогической формой общения;

     - практическим усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов);

    -усвоением сочетаний притяжательных местоимений с существительными;

    -образованием глаголов повелительного наклонения;

    -составлением простых предложений по вопросам.

    Во втором этапе обучения:

    -практическим образованием относительных прилагательных;

    -согласованием прилагательных с существительными в роде и числе;

    • изменением повелительного наклонения глаголов 3-го лица единственного числа;

    -употреблением предлогов в, на, под, из;

    -совершенствованием навыка ведения диалога.

    В третьем этапе обучения:

    -образованием глаголов с помощью приставок;

    • образованием относительных прилагательных;
    • образованием притяжательных прилагательных;

    -образованием прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;

    -образованием антонимов и синонимов;

    • согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

    -употреблением предлогов к, от, с;

    -составлением разных типов предложений.

    За время своей работы я систематизировала речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с программой коррекционного обучения.

    Так как работа по накоплению словаря и развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР проводятся в тесном единстве, то игры систематизированы по различным лексическим темам, изучаемым в дошкольном учреждении. Мной была создана картотека лексико-грамматических игр.

    Так как коррекционная работа  становится более эффективной при применении дидактических игр, я  подбираю различный наглядный материал с использованием  предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, я использую различные пособия, настольно – печатные игры из серии «Играйка» Н.В. Нищевой, Старжинской «Игротека речевых игр» С.М. Мельниковой, Н.В. Бикиной. Много изготовлено разнообразных пособий к различным дидактическим играм.
               Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитии, совместно с воспитателями подобраны и изготовлены дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало бы закреплению знаний детей. Это игры на словоизменение: «Один-много», «Кто что любит», «Что ты надеваешь?», «Кому что?», «У кого детеныши», «Отбери не ошибись», «Назови правильно».
    Игры на обогащение глагольного словаря: «Кто что делает?», «Измени слово», «Скажи наоборот»
    Игры на правильное употребление числительных: «Посчитай»,   «Кому сколько?», «Продолжи счет».
    Игры на закрепление наречий: «Когда это делаем?»,  «Где сосед?»,   «Найди флажок».
    Игры по работе над предложениями с предлогами: «Что где растет?», «Кто где сидит?», «Чего не хватает?», «Поможем Незнайке».
    Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото «Овощи-фрукты», «Транспорт», « Дикие и домашние животные», « Профессии», «Цветы» и др.
               Игры проводятся с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, как в первую половину дня, так и после обеда, во время самостоятельной игровой деятельности, а так же включаются и в занятия.
               Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей, организуется работа с родителями:

    • Индивидуальные консультации;  
    • Занятия-практикумы;
    • Тренинги с участием родителей. 
    • Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних коррекционных заданий; 

    В качестве закрепления полученных знаний на занятиях с учителем-дефектологом рекомендуется родителям дидактический материал по лексической теме. Совместно выполненные рекомендации родителями и ребенком   непременно отмечается мною на последующем занятии. Это стимулирует родителей к участию в речевой деятельности, повышает качество речи ребенка

    Также в работе с родителями широко используются вспомогательные средства:

    • специальные «логопедические уголки»;
    • информационные стенды;
    • памятки для родителей.

    Обсуждение  результатов совместного труда логопеда и детей родителей особенно радует последних. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь при коррекции, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось выше, безотказно действуют на дошкольников.

    В «Уголке логопеда»  постоянно вывешиваются памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.
               Мониторинг логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий показал, что в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи: дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; уточнилось значение действий; улучшились показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе; расширился активный словарь по лексическим темам.    

    Таким образом,         проведенная работа показала, что применение специальных дидактический игр позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи. Было выявлено улучшение развития лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Процесс словообразования и умение составлять предложения стал более непринужденным и практически не вызывает затруднений. Аграмматизмов в речи стало меньше.

    Практическая значимость моей работы определяется тем, что подготовленный материал может быть использован воспитателями групп дошкольного учреждения по закреплению основных лексико-грамматических тем и для совместной работы родителей с детьми

             Изменилось и  содержание детской деятельности с игровым дидактическим материалом, наиболее интенсивно происходит воспитание  самостоятельности, проявляющей в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по своему). 

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

    Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

    Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

    Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

    Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

    Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

    Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

    Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

    данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...